Приоритет процессуального права над материальным
Для англо-саксонского права характерен приоритет процессуального права над материальным. Материальное право - это совокупность норм, определяющих поведение лиц. Например, гражданское, уголовное, административное право. Английское материальное право не делится на частное и публичное. В английском праве не признается дуализм частного права, согласно которому частное право делится на гражданское и торговое.
К английскому материальному праву относится договорное (сontract law), деликтное (law of tort), семейное (famili law), корпоративное право (companu law), право собственности (property law), право представительства, право товарищества; уголовное, земельное, международное частное, адмиралтейское (морское) право, публичное право - условное название для конституционного, административного, налогового права. Английское право не знало разработанной системы гражданского права. Гражданское право разделялось на отделы, посвященные: недвижимой собственности, обязательствам, юридическим последствиям недозволенных действий, залогу, наследованию, корпорациям.
Процессуальное право-совокупность норм, устанавливающих порядок функционирования судебных органов, защиты субъектами нарушенных прав. Это уголовный процесс, гражданский процесс, арбитражный процесс, право доказательств.
Судебный прецедент
Доктрина прецедента, обязывающая английских судей придерживаться решений, принятых их предшественниками, прочно укоренилась только с первой половины XIX в. Основной источник английского права - судебный прецедент - решение высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, ссылка на ранее состоявшееся решение. Это решение, вынесенное по какому-либо делу, является обязательным при решении аналогичного дела судом низшей инстанции.
Судебный прецедент - это норма права, сформулированная в конкретном судебном решении. При этом обязательно учитывать не все решение, а лишь ту его часть, где сформулированы принципиальные правовые положения, на которых основано само решение (ratio decidendi). Обычно решение суда состоит из следующих частей: 1) изложение фактических обстоятельств; 2) формулирование принципов и отдельных норм общего права либо судебное толкование законодательства применительно к решаемому казусу; 3) определение меры ответственности.
В качестве примера можно привести решение, вынесенное палатой лордов в 1932 г. по делу «Donoghue v. Stevenson» (Донохью против Стивенсона). Суть дела сводилась к следующему. Две подруги заказали в кафе мороженое и бутылку имбирного пива. В бокал одной из женщин, потерпевшей Донохью попала разложившаяся улитка, оказавшаяся в бутылке из-за небрежности изготовителя этого напитка. Здоровью неудачливой посетительницы был причинен вред, она была вынуждена лечь в больницу и там пройти курс лечения.
Согласно положениям классического прецедентного права потерпевшая могла предъявить иск о возмещении вреда только владельцу кафе, нарушившему договор. Однако общее право не давало ей в этом случае средств правовой защиты, ибо хозяин кафе был лишь продавцом названного напитка. К тому же темное стекло бутылки не позволяло ему проверить ее содержимое. Потерпевшая предъявила тогда иск о взыскании компенсации, издержек на лечение и причиненный моральный вред к изготовителю некачественного напитка, с которым она не состояла в договорных отношениях. Суд сессий отверг исковое притязание к поставщику, но палата лордов приняла решение удовлетворить требование потерпевшей, признав, что её иск к производителю напитка обоснован. Суд признал, что ответчик - производитель пива - обязан возместить истице причиненный вред, несмотря на то, что между ними не было договорных отношений.
В речи апелляционного судьи, лорда Аткина по этому делу были сформулированы положения, которые, по словам английских юристов, произвели переворот в праве. Он заявил: «Изготовитель продукции, направляемой розничному покупателю в той упаковке, в которой она выпускается и которая исключает возможность промежуточной проверки, если ему известно, что при отсутствии надлежащей осторожности при изготовлении или отправке на продажу здоровью покупателя или его собственности может быть нанесен вред, обязан осуществлять разумную заботу о покупателе».
На производителе лежит обязанность не допускать причинения вреда жизни, здоровью или собственности потребителя его продукции. Принцип «заботы о соседе» создает общую обязанность избегать вреда, причинение которого можно предвидеть в процессе любой деловой активности. Закрепленный в этом решении принцип, получивший название «заботы о соседе», явился исходным пунктом для развития нового раздела в английском праве, направленном на защиту интересов потребителей. Начиная с дела Донохью, английское право признает ответственность производителя продукта не только в тех случаях, когда между ними и потребителем есть непосредственные отношения (например, контрактные), но и в тех, когда их разделяют посредники.
Судья обязан соблюдать судебный прецедент. Обязательная часть, собственно прецедент - это принципы, обосновывающие судебное решение. Судебный прецедент - это такое решение суда по конкретному делу, которое подсказывает другим судьям, какое решение следует принять при разрешении аналогичных дел в будущем. Суды обязаны применять правила, сформулированные в решении суда, принятом ранее.
Всякий суд безусловно связан решениями высших судов. Суд первой инстанции не может оспаривать решение высшего апелляционного суда, а апелляционный суд не может отказаться следовать решениям палаты лордов. Палата лордов безусловно связана своими собственными решениями. Решение этой палаты, раз состоявшееся, по какому-либо вопросу права, имеет обязательное значение и на будущее время. Исключение из принципа обязательности судебных прецедентов допускается только в одном случае, - когда суд приходит к заключению, хорошо мотивированному, что данный прецедент – дурной.
Если факты, обнаруженные судом по делу, которое он рассматривает, достаточно схожи, а также, если предыдущее решение принято вышестоящим судом или в порядке исключения судом равной юрисдикции, суд обязан следовать предыдущему судебному решению.
Прецедент может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала. Общее право никогда не меняется, оно просто заново правильно излагается.
Статутное право
Статутное право - это та часть английского права, нормы которого исходят от государства в лице его законодательных органов - парламента - палаты общин и палаты лордов и короля. Статутному праву отводится второстепенная роль. Законодательство может отменять существующие нормы права, чего не могут делать ни общее право, ни право справедливости, но статуты парламента требуют судебных толкований, которые сами становятся судебными прецедентами. Закон не имеет смысла пока не истолкован судьями.
Норма права формулируется применительно к конкретной жизненной ситуации, то есть, узка по содержанию, причем независимо от того, - кем она создана - судом или законодателем. Привычка к прецеденту находит свое выражение в подробности, детальности парламентских статутов. Так, английские статуты содержат перечень деликтов: угроза физическим насилием, письменная клевета, устная клевета, склонение к нарушению договора и др. А Французский гражданский кодекс 1804 г. содержит лишь определение деликта.
Консолидация права
В английском праве в начале XIX в. наблюдалось хаотическое состояние судебных прецедентов, законодательства. В бесконечной массе накопившихся судебных прецедентов и статутов разбираться не только гражданам, но и судам было чрезвычайно затруднительно. В XVIII - XIX веках была распространена теория, согласно которой основное значение статутного права заключается в восполнении пробелов в праве прецедентом, а также в устранении его устаревших положений. Акты парламента подстраивались под судебную практику.
После избирательной реформы 1832 г. законодательная деятельность парламента резко расширилась. Так, в царствование королевы Виктории с 1837 по 1900 годы было принято свыше 22 тыс. статутов. При этом оставалось доминирующим положение о том, что принципы права устанавливаются прецедентным правом, статут же только детализирует их. Эта активизация правотворческой деятельности английского парламента способствовала повышению роли статутного права, быстрому росту количества принимаемых парламентом статутов и необходимости их систематизации и унификации.
Как следствие этого в Англии стали издаваться консолидированные акты. Начиная с 30-х годов XIX века английское законодательство подвергалось преобразованиям во многих отраслях. Кодификация рассматривается как приём совершенно чуждый духу английского права. Для английского права характерно отсутствие кодификации. Вместо кодификации происходила консолидация права. Консолидация права – это особый тип систематизации права, при котором нормы права по какому-либо правовому институту, ранее разбросанные по отдельным статутам, сборникам судебных прецедентов, принятым в разное время и по разным поводам, объединяются в одном консолидированном акте - статуте. При этом, как правило, никаких изменений в нормативный материал не вносится. Нормы, содержащиеся во многих актах по одному и тому же вопросу, переносятся, включаются в новый акт. Консолидация не исключает внесения отдельных изменений и усовершенствований. Задача консолидации - систематизация и упорядочение норм права применительно к отдельным институтам, упрощение и облегчение понимания действующего права, а не внесение в него существенных изменений.
«Появление консолидированного законодательства привело к тому, что к концу XIX-началу XX в. статутное регулирование охватило большинство отраслей английского права»3.
На протяжении нескольких десятилетий были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского (например, закон о семейных состояниях 1857 г., акты о векселях 1882 г., о товариществах 1890 г., о продаже товаров 1893 г.) и уголовного права (например, в 1861 г. были приняты законы о пяти группах преступлений: это акты о краже, повреждении имущества, подлоге, фальшивомонетничестве и против личности). Это были консолидированные статуты с элементами кодификации, которые пересматривали ранее действующее право, но не представляли собой принципиально нового правового регулирования в какой-либо отрасли права.
Лекция № 2. Континентальная (романо-германская) система