Эволюция государственного строя Третьей республики

В Третьей республике установилось преобладание выборной палаты депутатов. Правительство находилось в постоянной зависимости от палаты депутатов. Она могла в любое время выразить недоверие правительству и отправить его в отставку, а находящемуся у власти правительству предписывала направление его политики. Президент не имел реальной власти, благодаря избранию его палатами. Французский президент сохранялся французским парламентаризмом в виде уступки историческим привычкам нации иметь единоличного главу государства. Французы отмечали: «самодержавные монархи царствуют и управляют, конституционные - царствуют, но не управляют, североамериканский президент управляет, но не царствует, французский президент - не управляет и не царствует».

Умаление власти президента не компенсировалось созданием сильного правительства и выдвижением сильного премьер-министра, который одновременно руководил бы однопартийным правительством, парламентским большинством и имел бы поддержку большинства избирателей. Такая ситуация сложилась в английской парламентарной монархии, где исполнительная власть от короля перешла к кабинету министров и его главе - премьер-министру. Эффективный парламентаризм нуждается в двухпартийной системе, при которой две сильные партии, одерживая победы на парламентских выборах, формируют устойчивые однопартийные правительства. Эти правительства правят страной до новых парламентских выборов, которые в Англии происходили примерно один раз в пять лет.

Во Французской Третьей республике правительства были неустойчивы, часто менялись. За 39 лет с 1875 г. по 1914 г. сменилось около 50 (48) правительств. Средняя продолжительность их существования составила 8 месяцев. Эта нестабильность правительств объясняется тем, что в условиях существования во Франции множества политических партий ни одна из них не могла обеспечить себе прочного большинства в палате депутатов. Чрезвычайная многопартийность, раздробленность палаты депутатов, разделённых на полтора десятка вечно враждующих партий, борьба за министерские кресла исключала устойчивое большинство и однопартийное правительство. Поэтому стали формировать коалиционные, смешанные правительства, состоящие из представителей нескольких партий.

Такие разнородные правительства, состоящие из деятелей разных убеждений, не имели определённой программы, солидарности, не могли принимать необходимых стране решений. Задачей правительства становилось простое существование. Каждая из вступивших в компромисс партий не складывала оружия и ждала только удобного случая достичь нового состава правительства, более выгодного. Чуть ли не каждый день следовали запросы в палате, подвохи, обвинения. На почве заискивания министров перед своими сторонниками в парламенте появился и расцвел подкуп депутатов, поддержка близких людей.

У министров значительная часть времени уходила на борьбу за власть, на созидание оставалось мало времени. Министр не успевал даже ознакомиться с делами, и уже тем более с чиновниками своего министерства. На почве незнания министрами своего дела огромное влияние приобрела бюрократия - опытные чиновники-специалисты, в руках которой сосредоточилось повседневное управление. Бюрократия становится огромной силой, а контроль неопытных и неавторитетных министров за её деятельностью был очень слабый.

Усложнение задач управления и во Франции привело к усилению исполнительной власти правительства. Определённая стабильность исполнительной власти достигалась относительным постоянством бюрократического аппарата и состава лиц, занимающих министерские посты. Несмотря на частую смену правительств, во Франции сложился слой партийных политических деятелей, которые постоянно входили в состав различных правительств, занимая в них различные министерские посты. Круг государственных деятелей, способных играть руководящую роль в республике, был ограничен.

Правительство, возглавляя централизованный бюрократический аппарат управления, постоянно расширяло свою власть. Правительство издавало собственные нормативные акты - регламенты. Они формально лишь уточняли и конкретизировали действующие законы, но фактически содержали новые нормы. Французская практика признавала допустимым издание постановлений правительства - регламентов, декретов президента по вопросам, законом не предусмотренным. Фактически регламенты правительства и декреты президента составили особое дополнительное законодательство.

Формирование конституционного государства в Германии1

Наши рекомендации