Конфликт президента и Национального собрания. Государственный переворот 2 декабря 1851 года
Конституция 1848 г. действовала всего три года. Она вместе с самой Второй республикой была уничтожена государственным переворотом, произведённым Людовиком Наполеоном, первым и единственным президентом этой республики. В декабре 1848 г. подавляющим большинством голосов президентом республики французы избрали Людовика Бонапарта, племянника Наполеона I. Его избрали потому, что он обладал знаменитым именем. Голосовавшие за него крестьяне, рабочие, мелкая буржуазия считали, что он будет представлять интересы всех слоёв общества, а не только богатой буржуазии. Национальное собрание, избранное в 1849 г., состояло в большинстве уже не из умеренных республиканцев, но из монархистов, приверженцев павших династий и враждебных республике. Выборы тем самым показали, что республиканцы не имеют серьезной поддержки в стране. Президент также был нерасположен к республике.
В условиях кризиса власти монархическое большинство национального собрания могло предложить лишь восстановление свергнутых монархий, которые представляли интересы одного какого-либо класса. Радикальные республиканцы хотели насильственным путём навязать стране республику и совершенно игнорировали экономические проблемы рабочих и крестьян. Социалисты видели решение всех социальных проблем в переделе собственности. Таким образом, национальное собрание не могло утвердить республику и вывести страну из экономического и политического кризиса. Февральская революция 1848 г., преждевременное установление всеобщего избирательного права и республики привели страну к политической нестабильности, к экономическому кризису и хаосу. Кризис власти мог быть преодолён только установлением сильного авторитарного режима.
В 1850 г. национальное собрание приняло непопулярный закон, ограничивающий всеобщее избирательное право. Он уменьшил число избирателей примерно на одну треть на 3 миллиона. Национальное собрание отказало президенту в отмене статьи конституции, не дозволявшей переизбрания президента на второй четырехлетний срок. Президент тем самым лишался законной возможности для вторичного переизбрания на пост президента. В условиях жёсткого противостояния исполнительной и законодательной властей страна не могла выйти конституционным путём из создавшегося положения.
Конфликт президента и национального собрания разрешился государственным переворотом 2 декабря 1851 г. Переворот заключался в аресте наиболее видных враждебных президенту политических деятелей, в издании президентом декрета, в котором объявлялось о роспуске национального собрания, восстановлении всеобщего избирательного права, о назначении народного голосования, на одобрение которого выносились основные положения новой конституции. Подавляющее большинство французов около 80 % избирателей, 7,5 миллионов за, против 650 тысяч поддержали президента. Следовательно, они одобрили успешный государственный переворот президента. Одновременно референдум одобрил основные положения новой Конституции.
Конституция 1852 года
Новая конституция была обнародована в январе 1852 г. Она по образцу конституции 1799 г. устанавливала почти неограниченную власть президента, срок полномочий которого увеличивался до десяти лет. Президент как глава государства являлся главнокомандующим вооружёнными силами страны, объявлял войну и заключал международные договоры. Он обладал исключительным правом законодательной инициативы, утверждал законопроекты, имел право абсолютного вето, издавал декреты, необходимые для исполнения законов. Президент объявлял осадное (чрезвычайное) положение в департаментах, при котором происходил переход власти от гражданских лиц к военным и временно ограничивались права граждан. От его имени осуществлялось в стране правосудие. Президент назначал и смещал министров, офицеров армии и флота, послов, префектов и других должностных лиц. Министры не могли быть депутатами. Они несли индивидуальную ответственность перед президентом, который приглашал их для совещаний. Все решения исходили от президента. Министры являлись лишь его советниками.
Законодательная власть разделялась между тремя законодательными учреждениями: государственным советом, законодательным корпусом и сенатом. Государственный совет, назначаемый президентом (40-50 человек), на основе предложений президента, разрабатывал законопроекты. Законодательный корпус утверждал законопроекты, не имея права вносить законопроекты и вносить в них поправки, изменения. Он лишался возможности контролировать исполнительную власть.
Законодательный корпус состоял из сравнительно небольшого числа депутатов. Они избирались всеобщим голосованием на шесть лет и не получали вознаграждения. При их избрании выставлялись официальные кандидатуры, намеченные президентом, министрами, местной администрацией, а избирателям предлагалось голосовать за них «голосуя за друзей президента, они (избиратели) проголосовали бы второй раз за самого президента». Выборы в законодательный корпус тем самым не являлись выборами депутатов, а фактически превратились в референдум о доверии президенту и его политике. Сенат, состоящий из лиц, назначаемых пожизненно президентом, наблюдал за конституционностью законов и мог с согласия президента вносить изменения в конституцию.