Якобинская революционная диктатура
Захватив власть в результате переворота в июне 1793 г., якобинцы установили диктатуру. Якобинская диктатура - это неограниченная, исключительная власть крайних революционеров - якобинцев, не связанная никакими законами и опирающаяся на насилие, террор. К концу 1793 г. оформилась якобинская диктатура, которая характеризуется централизацией управления. Конвент фактически лишался власти. Францией полновластно, деспотически управлял Комитет общественного спасения с Максимилиáном Робеспьéром (1758-1794) во главе. Он распоряжался государственной полицией - Комитетом общественной безопасности, революционными трибуналами и комиссарами Конвента, направленными в департаменты с диктаторскими полномочиями. Комитет общественного спасения опирался на революционные комитеты и на якобинский клуб с его провинциальными отделениями.
При якобинской диктатуре формально высшим органом государственной власти считался Конвент, соединяющий законодательную и исполнительную власть. Однако фактически Конвент был лишён власти. Комитет общественного спасения, состоящий из двенадцати членов Конвента, захватил всю власть в свои руки, подчинил своему влиянию Конвент. Комитет обладал исключительными полномочиями: руководство внешней политикой, обороной страны, командование армией и флотом, обеспечение внутренней безопасности, снабжение продовольствием, руководство террором. Все учреждения и должностные лица - министры, генералы подчинялись Комитету. Он мог отстранять чиновников от должности, предавать их суду и назначать новых должностных лиц вместо отстранённых. Затерорризированный, сильно поредевший в результате репрессий Конвент с мнимым восторгом принимал всякое предложение комитета.
Полицейским органом являлся Комитет общественной безопасности из двенадцати членов, избиравшийся Конвентом из лиц, предложенных Комитетом общественного спасения. Он наделялся произвольной и бесконтрольной властью арестовывать и отдавать под суд всех «подозрительных» лиц, которых можно было заподозрить в несогласии с политикой якобинского правительства. На местах создавались революционные полицейские комитеты, имеющие право всякого признать подозрительным, арестовать его и передать суду революционного трибунала. Революционные трибуналы являлись чрезвычайными упрощёнными судами для расправы с «подозрительными» лицами. Они действовали в Париже и во многих департаментах и городах.
Представителями центральной власти на местах являлись комиссары из депутатов Конвента, которые рассылались Конвентом в департаменты и в армии. Они наделялись неограниченными полномочиями. Им подчинялись все официальные местные органы власти. Они имели право отменять распоряжения местных властей, отрешать от должности любое должностное лицо и заменять их другими и даже взять на себя непосредственное выполнение государственных функций или военное командование. Комиссары Конвента непосредственно подчинялись Комитету общественного спасения, которому они обязывались регулярно давать отчёты. В департаментах надзор за чиновниками и выборными органами власти осуществляли местные отделения якобинского клуба. Эти самозванные органы успешно навязывали свою волю законным органам местного самоуправления.
Средствами власти комитета общественного спасения были чрезвычайные законы, террор, казни, конфискации имущества, установление максимума цен, реквизиции. Террор - это уничтожение не только действительных, но и потенциальных (возможных) противников режима, целых социальных групп без вины: аристократов-эмигрантов, их родственников, оставшихся во Франции, не присягнувших республике священников. Террор - это систематические репрессии, проводимые не только для того, чтобы уничтожить реальных противников, но и для того, чтобы запугать всех недовольных действиями властей, подавить их волю к сопротивлению. Террор (от латинского terror - страх, ужас) - метод политической борьбы, заключающийся в массовом и целенаправленном осуществлении акций по устрашению и подавлению политических и иных противников, включая их физическое устранение. Государственный террор - деятельность государственных структур в стране или за рубежом с использованием террористических методов по уничтожению или подавлению своих реальных или (и) потенциальных политических противников; как правило, открытое, зачастую опирающееся на издание чрезвычайных законов, массовое и целенаправленное устрашение, подавление, уничтожение политических и иных противников власти, осуществляемое с помощью государственных структур.
Конвент издал чрезвычайные законы, установленные в ограждение государственного спокойствия от врагов внутренних и внешних.
Декрет Конвента от 4 сентября 1792 г.: «Всякий, кто будет предлагать или пытаться восстановить во Франции королевскую власть или иную форму правления, несовместимую с верховенством народа, под каким бы то ни было наименованием, карается смертной казнью». Закон 16 декабря 1792 г.: «Всякий, кто предложит или попытается нарушить единство французской республики или отторгнуть входящие в её состав части, для присоединения их к иностранной территории, будет наказан смертью» (ст. 5). Закон 27 марта 1793 г.: «Всякий, кто будет изобличён в напечатании или составлении произведений, возбуждающих к восстановлению королевской власти или роспуску национального собрания, карается смертной казнью». Закон 18 марта 1793 г.: всякому эмигранту или представителю культа (священнику), подлежащему изгнанию, но обнаруженному в пределах республики - смертная казнь. Закон 28 марта 1793 г. назначал смертную казнь всем эмигрировавшим1.1 Идельсон Н. И. Революционный трибунал во Франции (10 марта 1793 г. - 31 мая 1795 г.) // Журнал уголовного права и процесса. 1913. № 2. С. 81, 106, сноска 1.
В сентябре 1793 г. Конвент принял «Закон о подозрительных», по которому подлежали аресту все подозрительные лица, а подозрительными считались те, которым местные комитеты отказывали в выдаче свидетельств о благонадёжности (ст. 3 главы II). При этом условия выдачи этих свидетельств никакими законами не были предусмотрены не были.
Так, самозванный орган Парижская коммуна 10 октября 1793 г. в разъяснение закона о подозрительных устанавливала, что подозрительными являлись: 1) те, кто в собраниях народа останавливают его энергию соблазнительными речами, возмутительными криками и ропотом; 2) те, более осторожные, которые таинственно говорят о несчастиях республики, скорбят о судьбе народа и всегда готовы распространять дурные известия с аффектированною скорбью…; 3) те, которые, не сделав ничего против свободы, не сделали вместе с тем ничего и для неё. От «подозрительного» до «заговорщика», от тюрьмы до гильотины был один шаг1. 1 Идельсон Н. И. Революционный трибунал…. С. 108-109.Подозрительными являлись те, кого можно было заподозрить во враждебном отношении к революции, в несогласии с политикой якобинского правительства. Якобинцы считали, что наказывать надо не только активных врагов якобинской диктатуры, но и тех, кто проявил безразличие к укреплению якобинской республики. Как заявил в октябре 1793 г. в Конвенте один из якобинских лидеров Сен-Жюст: «Вы должны карать не только изменников (предателей), но и равнодушных; вы должны карать всякого, кто пассивен в республике и ничего не делает для неё». Аресту подлежали не только лица, совершившие определённое преступление, но и лица, которые не совершали никаких преступлений, но представлялись «подозрительными» соответствующим властям. Этих лиц не надлежало предавать суду, ни предъявлять им каких-либо обвинений, их подлежало просто содержать в тюрьме до заключения мира. Аристократы, не присягнувшие католические священники, семьи эмигрантов арестовывались как заложники. Например, в случае беспорядков в коммуне - сельской или городской общине священник того прихода, если он не присягал новому порядку, автоматически отправляется в тюрьму.
В результате с марта по декабрь 1793 г. в тюрьмах оказалось 200 тысяч «подозрительных», а в августе 1794 г. было заключено не менее 500 тысяч человек. Посредством выдающегося революционного изобретения - гильотины было публично обезглавлено не менее 17 тысяч человек при населении Франции в 27 миллионов человек. Из числа казнённых. гильотинированных дворяне составили 6, 25%, священники - 6, 8%, а представители «третьего сословия», прежде всего крестьяне, рабочие, ремесленники - 85%.
Кроме гильотинирования были «изобретены» и другие виды массовых казней. Так, расстреливали картечью из пушек, расстреливали «пачками» по 53, 68, даже по 209 человек. Тех, у кого картечь лишь калечила (у некоторых были оторваны руки, ноги, разорваны внутренности), добивали выстрелами из пистолета либо ударами сабли. Несколько тысяч человек были утоплены в реке Луаре в суднах, барках. У беременных жён «врагов» вспарывали животы, то есть превентивно уничтожали будущих «врагов» (чтобы из «волчат» не выросли «волки»). Террористы устраивали так называемые республиканские « бракосочетания» («свадьбы»), когда юношей и девушек, принадлежавших к семьям «врагов», связывали попарно верёвкой и бросали в Луару.
Одна из самых чудовищных страниц истории Французской революции - события в северо-западной части Франции - Вандее. Вандейские крестьяне не пожелали, чтобы их загоняли железной рукой в царство свободы, равенства и братства. Согласно оценкам различных историков, здесь были зверски убиты от 500 тысяч до 1 миллиона человек.
Целями якобинской диктатуры являлись организация обороны, отражение иностранного нашествия, подавление антиреспубликанских выступлений, утверждение республики. Якобинская диктатура позволила отразить иностранное нашествие. Конвент ввёл обязательный воинский набор, который летом 1793 г. проводился якобинцами террористическими методами. Принудительный набор позволил воссоздать французскую армию, разрушеннную революцией. Спаянная террором, национальным воодушевлением новая победоносная армия освободила Францию от интервентов, подавила антиреспубликанские выступления. Якобинцы смогли отстоять национальную независимость Франции.
С другой стороны, революционная диктатура явилась средством осуществления политических и социальных идей крайних республиканцев, пользовавшихся сочувствием незначительного меньшинства населения. Это увеличивало жестокость якобинского правительства. Якобинцы проводили антихристианские преследования: закрытие церквей, запрет колокольного звона, христианского богослужения, снятие колоколов, ограбление церковных ценностей. Антихристианский характер носило и установление нового революционного календаря, составленного так, чтобы уничтожить память о воскресных и церковных праздниках.
Французская революция, ниспровергнув абсолютную монархию, ввергла страну в анархию, чтобы затем преодолеть её изнутри деспотизмом. Аналогично развивалась и английская революция, которая привела к диктатуре Кромвеля. Якобинцы восстановили управляемость страной, централизацию, к которой привыкла и нуждалась страна. Они террористическими методами сделали невозможным восстановление старого порядка - абсолютизма с отжившими сословными привилегиями дворянства и духовенства, старого дворянского правящего класса. Якобинцы рассматривались широкими слоями народа как неизбежное временное зло. Неизбежное потому, что нация сознавала настоятельную необходимость сильной власти для отражения иностранного нашествия и подавления внутренних беспорядков, а кроме якобинцев для этого не оказалось годных кандидатов.
Падение якобинской диктатуры произошло в результате государственного переворота. Часть якобинских террористов, опасаясь за свою безопасность, составила заговор против Робеспьера. 27 июля 1794 г. или 9 термидора по революционному календарю в Конвенте подверглись аресту вожди якобинцев во главе с Робеспьером. Затем их вместе с ближайшими сторонниками казнили без суда и следствия.
Термидорианский Конвент
Переворотом 9 термидора завершился наиболее радикальный период революции, произошло отступление революции с радикальных позиций на умеренные. Такой мощный революционный размах не может быть ликвидирован одним удачным переворотом.
После термидорианского переворота власть оказалась в руках термидорианского Конвента, очищенного от крайних якобинцев. Термидорианцы выступали как против якобинских крайностей революции - террора, регулируемых цен, анархии, так и против реставрации монархии Бурбонов. Они обогатились при распродаже церковных и дворянских земель, как «цареубийцы» голосовали в Конвенте за казнь Людовика XVI и вообще не хотели делиться властью.
Переворот 9 термидора спас страну от произвола и насилия террористов, наступило время отрицания политики якобинцев, отказа от чрезвычайных революционных форм правления в пользу конституционных. Термидорианский Конвент отменил террористические законы. «Подозрительных» стали выпускать из тюрем, террор прекратился. Некоторых наиболее отличившихся террористов настигло возмездие. Конвент упразднил революционные трибуналы, революционные комитеты, самозванную Коммуну Парижа, якобинский клуб. Власть комитетов Конвента ограничивалась и состав их изменился. Свобода печати и дискуссий в Конвенте восстановилась.