Человека и гражданина 1795 года

Конвент в изменённом своём составе отказался от нежизнеспособной якобинской конституции 1793 г. и принял новую конституцию, уже другого характера. Ей стала конституция 1795 г., или так зазываемая конституция Директории. Она получила одобрение в процессе референдума. Из семи миллионов избирателей чуть более миллиона одобрили конституцию. Около 50 тысяч голосовали против.

При составлении конституции учитывались уже не только иностранные образцы и политическая теория, но и свой собственный исторический опыт. Конституция Директории стала реакцией, ответом на якобинскую диктатуру, отрицанием политики якобинцев и вместе с тем являлась до некоторой степени возвратом к принципам Конституции 1791 г.

Конституции предшествовала Декларация прав и обязанностей человека и гражданина. В эту декларацию вводился новый элемент - обязанности, в особенности требование подчинения законам и законным властям. В прежних декларациях 1789 и 1793 годов об обязанностях ничего не говорилось, так как абсолютизм достаточно вселил их в сознание подданных и они подразумевались сами собой. Однако после целого ряда революционных годов, сопровождавшихся переворотами, смутами, почувствовалась необходимость напомнить об обязанностях. Из перечня прав декларация исключала анархическое право сопротивления и восстания против правительства. Действительно, право на насильственное свержение законных органов власти, не могло признаваться в конституционном государстве. Декларация объявляла, что частные объединения граждан не имеют права присваивать себе верховной власти. В этой формулировке проявилась реакция на имевший место в период революции захват государственной власти якобинским клубом, Коммуной Парижа.

Конституция 1795 г., как и предшествовавшие конституции, провозглашала принцип народного суверенитета, признавая, что конституция есть выражение воли народа и что только народ может создавать свою конституцию. Конституция сохраняла республику, что являлось заимствованием от якобинской конституции 1793 г.). Она вернулась к принципу разделения властей на законодательную и исполнительную, что являлось заимствованием от конституции 1791 г. Во избежание повторения деспотизма однопалатной законодательной власти законодательная функция разделялась между двумя палатами, или «советами» - советом пятисот и советом старейшин из 250 депутатов, избираемых на три года. От системы двух палат уже затем во Франции не отступали, кроме конституции 1848 г. Конституция восстанавливала двухстепенную систему выборов 1791 г. Избиратели выбирали выборщиков, а выборщики депутатов. В принципе сохранялось всеобщее избирательное право для мужчин старше 21 года, но для выборщиков устанавливался повышенный имущественный ценз. В совет пятисот могли быть избраны лица, достигшие 30 лет, а в Совет старейшин - лица, достигшие 40 лет, женатые или вдовцы.

Оба совета обладали законодательной властью, но каждому присваивались особые функции в соответствии со стадиями законодательного процесса. Совет пятисот имел право предлагать, выдвигать и обсуждать законопроекты. Совет старейшин утверждал или отклонял поступившие из Совета пятисот законопроекты в целом, без права внесения поправок.

Исполнительная власть вручалась Директóрии. Она состояла из пяти директоров, выбираемых Советом старейшин из кандидатов, представленных Советом пятисот. Каждый год подлежал замене один член Директории, который выбывал по жребию и в течение пятилетнего срока не подлежал переизбранию. Члены Директории обладали высшей исполнительной властью. Они непосредственно не руководили министерствами. Директория назначала министров, которые несли ответственность только перед ней. Она также назначала генералов, других должностных лиц, руководила вооружёнными силами республики, внешней политикой, обеспечивала общественный порядок и безопасность, контролировала департаментские власти. В Конституции проявлялось уже некоторое стремление подчинить местные власти центральному правительству. Директория получила право временно отрешать от должности или смещать выборные местные органы власти, а также назначать на места - департаменты и муниципалитеты особых комиссаров, которые следили за исполнением законов.

Наши рекомендации