Общая юридическая характеристика конституционной парламентарной монархии
В конце XVIII - первой трети XIX в. в Англии сформировалась конституционная парламентарная монархия. Парламентáрная монархия - эта форма правления, при которой власть короля ограничена не только в сфере законодательной и финансовой, но и в сфере исполнительной власти. Исполнительная власть принадлежит Кабинету министров.
Кабинет министров - это обособленный от короля высший коллегиальный орган управления, объединяющий министров-глав отдельных органов центрального отраслевого управления - министерств. Кабинет состоял из основных должностных лиц государства - лидеров парламентского партийного большинства, коллективно ответственных перед парламентом. Все члены кабинета подчинялись премьер-министру, который являлся главой исполнительной власти - администрации. Первый лорд казначейства - министр финансов одновременно являлся премьер-министром. Фактически функции министра финансов выполнял второй лорд казначейства - министерства финансов. В состав правительства входил лорд-канцлер, он же лорд-хранитель большой печати, который ведал судопроизводством и председательствовал в палате лордов. Первый лорд адмиралтейства возглавлял адмиралтейство - морское министерство. В Англии появились некоторые новые министерства, которые возглавляли статс-секретари: по делам внутренним, иностранным, военным и др.
Кабинет управлял администрацией, направлял внешнюю политику, руководил законодательной деятельностью парламента, то есть обладал законодательной инициативой, предлагал законопроекты на рассмотрение палат, представлял парламенту бюджет, заботился об обороне страны, обеспечении общественного порядка, развитии торговли, промышленности, народного благосостояния, образования.
Кабинет формировался из представителей двух крупных политических партий - тори или вигов, получивших большинство мест на выборах в палату общин. Король назначал премьер-министра не по собственному выбору. Он вынужден был назначать на этот пост лидера партии парламентского большинства. Министры назначались из членов парламента, как палаты общин, так и из палаты лордов. Правительство несло политическую ответственность перед палатой общин за все правительственные действия. В случае выражения вотума недоверия (вотумом недоверия может быть и непринятие правительственного бюджета, и неприятие важного законопроекта, предложенного кабинетом) правительство уходило в отставку или по предложению премьер-министра король досрочно распускал палату общин, передавая спор на суд избирателей, имея в виду, что при неблагоприятных условиях выборов, правительство уходит в отставку. Досрочные выборы имели характер опроса страны. Вотум недоверия не должен быть случайным. Отсюда право кабинета досрочно распустить палату общин. Вотум недоверия кабинету министров палаты лордов не обязывал правительство уйти в отставку или, распустив палату, назначить новые выборы. Это объясняется тем, что палата лордов не подлежит досрочному роспуску и она формируется не путём выборов, а состоит из наследственных членов.
Парламент по конституционному праву являлся главным носителем верховной власти. Верховенство парламента сказывалось преимущественно в законодательстве:
1. Все учреждения и все подданные должны подчиняться актам парламента и все суды должны руководствоваться ими в своих приговорах.
2. Парламент может издать закон относительно любого предмета и на любой срок. Например, парламент своим законом установил таксу извозчиков. Он может отменить любой из действующих законов.
Парламент представлял собой законодательное собрание палаты лордов и общин. Палата общин издавало законы с содействия лордов и короля. Палата общин выделяла деньги на общественные нужды, указывая цели, на которые должны быть израсходованы эти бюджетные средства, устанавливала налоги, могла отменить постоянные налоги, утверждала займы. Парламент ежегодно отпускал на армию денежные средства.
Парламент осуществлял верховный контроль над исполнительной властью. С конца XVIII в. посредством запросов и обсуждений палата общин критиковала и контролировало министров. Каждый член парламента имел право спросить министра о любом факте, находящимся в связи с деятельностью подчинённого министру ведомства.
В парламентарной монархии «король царствует, но не управляет». Король лишён возможности действовать иначе, как посредством органов, ответственных перед парламентом. Юридическими ограничениями власти короля являлись правило контрассигнатуры, цивильный лист, необходимость ежегодно получать разрешение парламента на содержание армии.
Вместе с тем король стоял над партиями, являлся символом единства Британской империи, которая к началу XX в. составляла 30 млн. кв. км. Территориально Британская империя являлась самой большой империей в мировой истории. Политическое и экономическое могущество Англии держалось в значительной мере на эксплуатации и ограблении колоний. Парламентаризм, политические свободы распространялись лишь на Англию и её подданных. Английский король оказывал влияние на внешнюю политику. Король являлся главным советников своих министров по делам внешней политики, которую благодаря пожизненности своего положения, он успевал хорошо изучить. Король считался главным покровителем наук, искусств, спорта.