Типовые инновационные формы учебных занятий

Инновационные формы учебных занятий включают в себя, например, проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализа ситуаций и имитационных моделей по преподаваемой дисциплине.

Использо­вание инновационных форм учебных занятий способствует формированию у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств и имеет выраженный профессио­нально ориентированный характер.

Процесс обучения с использованием кейс-методапредставляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отраже­ние реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность данного метода состоит в том, что учеб­ный материал подается студентам виде реальных профессиональных проблем (кейсов) или характерных для определѐнного вида профессиональной деятель­ности. Работая над решением кейса, студент приобретает профессиональные знания, умения, навыки в результате активной творческой работы. Он само­стоятельно формулирует цель, находит и собирает различную информацию, анализирует еѐ, выдвигает гипотезы, ищет варианты решения проблемы, фор­мулирует выводы, обосновывает оптимальное решение ситуации.

Процесс решения, промежуточные и итоговый результаты работы сту­дента по решению кейса подлежат контролю.

Контролируемые умения, навыки, компетенции:

- умение анализировать ситуацию и находить оптимальное количества ре­шений;

- умение работать с информацией, в том числе умение затребовать допол­нительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

- умение моделировать решения в соответствии с заданием, представлять различные подходы к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;

- умение принять правильное решение на основе анализа ситуации;

- навыки четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительного отстаивания своей точки зрения;

- навык критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Оценка результатов работы по методу мозгового штурмаразрабатыва­ется преподавателем по аналогии с оценкой решения кейса, критерии оценки представляются в рабочей программе дисциплины. Для этого метода характер­на постановка проблемных задач, для решения которых необходимо объедине­ние обучающихся с самостоятельным распределением ролей в группе.

Работа в группе предусматривает:

- осмысление проблемы;

- коллективное выдвижение идей;

- коллективное планирование работы;

- коллективная реализация плана;

- подбор информации, теоретического и иллюстративного материала;

- обоснование оптимального решения проблемы.

Групп может быть две или несколько. Каждая группа предлагает свой ва­риант решения, который обсуждается всеми, в результате дискуссии выбирает­ся оптимальный вариант решения проблемы.

Оценка результатов деловой игрыразрабатывается преподавателями и представляется в рабочей программе дисциплины/модуля.

Оценка результатов проектной деятельностиразрабатывается препода­вателями, критерии оценки должны быть представлены в рабочей программе дисциплины.

Для проекта одним или несколькими преподавателями разрабатывается отдельная программа.

Актуальность проекта. Проект должен быть выполнен на актуальную, важную тему.

Практическая значимость. Проект должен обладать практической ценностью, то есть он должен быть выполнен так, чтобы его результаты можно было использовать в отрасли, в деятельности работников СМИ и т.д.

Новизна проекта. Участники проекта должны хорошо представлять себе, выполнялись ли подобные работы ранее, кем они выполнялись и т.д. Реализуемый проект должен хотя бы в небольшой степени обладать новизной по сравнению с имеющимися аналогами.

Эффективность и слаженность работы участников проекта. Работа должна быть распределена равномерно между участниками проекта. Задания должны распределяться так, чтобы каждый участник имел возможность актуализировать как профессиональные компе­тенции, так и универсальные, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности.

Профессиональный уровень проекта. Поставленная перед студентами задача должна быть достаточно сложной, но выполнимой. Работа курируется преподавателем.

Публичность проекта. Завершать работу по проекту рекомендуется процедурой его публичной защиты. Желательно провести презентацию результатов проекта; их можно опубликовать в местных СМИ и/или разместить в Интернете.

Организационный уровень проекта. Проект должен быть выполнен в заранее установленный срок. Несоблюдение сроков ведут к снижению оценки. Отчетная документация должна быть выполнена по стандартной, заранее известной студентам форме, которая предоставляется преподавателем.

Технический уровень проекта. Проект должен быть выполнен с использованием современных информационных технологий, применяемых в отрасли, степень владения которыми также оценивается преподавателем и экспертом.

Отчетная документация по проекту предусматривается разработчиками, ее перечень, образцы приводятся в рабочей программе проекта.

Для каждого из участников проекта оцениваются:

· профессиональные теоретические знания в соответствующей области;

· умение работать со справочной и научной литературой;

· умение составлять и редактировать тексты;

· умение пользоваться информационными технологиями;

· умение работать в команде;

· умение представлять результаты собственной деятельности в СМИ и публично;

· коммуникабельность, инициативность, творческие способности.

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине

а) нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 03.03.2014. – № 9. – ст. 851.

2. Семейный Кодекс Р Ф от 08. 12. 1995 с изм. и доп. на 10. 02. 2010. — М.: Эксмо, 2010. — 64 с.

3. Трудовой кодекс РФ от 30. 12. 2001 г. N 197-ФЗ. — М.: Трудовой кодекс Российской Федерации. Профессиональные комментарии и разъяснения к сложным ситуациям. — М.: Дело и Сервис, 2010. — 784 с.

4. Закон Р Ф «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28. 06. 1991 N 1499-I // Габова А. А. Козлова Н.Е. Комментарий к Закону Р Ф «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации (постатейный)». — М.: Юстицинформ, 2007. — 39 с.

5. ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15. 07. 1991 г. N 1244−1 с изм. и доп. на 29. 12. 2004. — М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2004. — 68 с.

6. ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 1995 N 181-ФЗ // Российская газета, 21. 12. 95, N 234.

7. ФКЗ РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17. 12. 1997 г. N 7-ФКЗ с изм. и доп. на 25. 12. 2008. — М.: Проспект, 2010. — 24 с.

8. ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 24. 07. 1998 № 124-ФЗ. — М.: Омега-Л, 2010. — 24 с.

9. ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24. 07. 1998 г. N 125-ФЗ с изм. и доп. на от 21. 07. 2007 № 183-Ф3. — М.: Омега-Л, 2007. — 40 с

10. ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 09. 06. 1999 с изм. и доп. на 29. 11. 2010 N 313-ФЗ // Широкова Е. К. Комментарий к Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный). — М.: Юстицинформ, 2010. — 120 с.

11. ФЗ РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19. 06. 2000 N 82-ФЗ с изм. и доп. на от 22. 08. 2004 N 122-ФЗ // Государственная пошлина: Федеральные нормативные акты; Международные документы; Минимальный размер оплаты труда; Госпошлина в хозяйственных спорах между субъектами разных государств. — М.: Приор, 2004. — 32 с.

12. ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19. 04. 01 ФЗ № 1032−1. -М. :Проспект, 2010. — 32 с.

13. ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15. 12. 2001 N 167ФЗ с изм. и доп. на 20. 07. 2004 // Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». — М: Эксмо, 2004. — 96 с.

14. ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении РФ» от 05. 12. 2001 с изм. и доп. на 22. 08. 2004 N 122-ФЗ. // Федеральный закон. О государственном пенсионном обеспечении в РФ. О трудовых пенсиях в РФ. О государственной социальной помощи. — М.: Юркнига, 2004. — 64 с.

15. ФЗ РФ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29. 12. 2006 N 255-ФЗ. — М.: Омега-Л, 2009. — 24 с.

16. Указ Президента СССР от 21 мая 1991 г. № УП-1995 «О минимальном потребительском бюджете» // Ведомости СНД и ВС СССР, 1991, N 22, ст. 647.

17. Указ Президента Р Ф от 2 марта 1992 г. № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 11, ст. 558.

18. Указ Президента Р Ф от 6 мая 2008 г. N 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» // Российская газета, 08. 07. 2008, № 4757.

19. Постановление Правительства Р Ф «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» от 01. 06. 2004 N 260 // Российская газета, 08. 06. 2004, N 119.

б) основная литература:

20. Кобзева С. И. Закон как источник права социального обеспечения // Вестник Российской правовой академии. 2013. № 3. С. 75−79.

21. Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России. — М.: Проспект, 2013. — 264 с.

22. Кобзева С. И. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник права социального обеспечения // Lex Russica: Научные труды Московской государственной юридической академии. 2013. Т. LXVII. № 3. С. 540−557.

23. Кобзева С. И. Международные источники права социального обеспечения // Право и государство: теория и практика. 2013. № 4. С. 73−79.

24. Киричек Е. В. Эволюция конституционных прав и свобода человека и гражданина // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 1. С. 26−41.

25. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики теория и практика правового регулирования: теория и практика правового регулирования. — М., 2015. — 349 c.

26. Фролов О. Ратификация Конвенций МОТ // Охрана труда и социальное

27. Юнусов А. А., Юнусов Э. А. Права человека и естественное право // Право и образование. 2016. № 5. С. 112−130.

в) дополнительная литература:

28. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2014.

29. Соловьев А.А. Оформление пенсий: Методические указания. - М.: Издательство «Приор», 2015.

30. Пенсионная реформа/ Под редакцией М.Ю. Зурабова. - М.: Издательство «Современная экономика и право», 2012.

31. Пенсионная реформа в Российской Федерации/Под редакцией М.Ю. Зурабова. - М.: Издание Пенсионного фонда Российской Федерации, 2015.

32.Захаров М.Ж, Севастьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М. 2012.

33.Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2011.

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

· http://elibrary.ru Электронная библиотека журналов

· http://injust.usla.ru/Biblioteka/statii Библиотека уральской юридической академии

· http://pravo.gov.ru – Официальный портал правовой информации Российской Федерации

· http://president.kremlin.ru Президент Российской Федерации

· http://www.council.gov.ru/ Совет Федерации Федерального Собрания России

· http://www.duma.gov.ru/ Государственная Дума Федерального Собрания России

· http://www.garant.ru Правовая системы ГАРАНТ

· http://www.gazeta-unp.ru − профессиональная газета «Учет.Налоги.Право»

· http://www.gov.ru Официальная Россия

· http://www.government.ru/ Правительство Российской Федерации

· http://www.knigafund.ru Электронно-библиотечная система «Книгофонд»

· http://www.premier.gov.ru/ Председатель Правительства Российской Федерации

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная подготовка обучающихся проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других видах занятий, для выработки навыков самостоятельного применения новых, дополнительных знаний и подготовки к предстоящим учебным занятиям, экзамену.

Важным условием успешного изучения дисциплины является посещение лекций. Под посещением подразумевается не форма пассивного присутствия, а активная работа по изучению нового материала. Подготовка к лекционным занятиям включает в себя анализ предлагаемых для изучения вопросов, изучение нормативных источников и учебной и научной литературы по рассматриваемым вопросам лекции. В процессе лекции обучающийся может задавать уточняющие вопросы, осуществить взаимосвязь нового материала с уже изученным, подготовить базу для эффективного использования полученных знаний, облегчить подготовку к практическому занятию. Эффективным способом фиксации лекционного материала является конспектирование, представляющее собой не только фиксацию важнейших моментов лекции, но и указание примеров для понимания того или иного теоретического материала.

При подготовке к практическому занятию необходимо использовать конспектированные материалы лекций, учебную и научную литературу. Подготовка ответов по выносимым на обсуждение вопросам практического занятия включает в себя не только прочтение материала, но и его анализ и критическую оценку. Обучающемуся следует выявить малоизученные аспекты рассматриваемых вопросов, проявить инициативу при подготовке сообщений и докладов. При подготовке сообщений и докладов необходимо учитывать временное ограничение времени изложения подготовленного материала (не более 20 минут). Изложение сообщения или доклада производится в форме рассказа, а не чтения с листа. После сообщения или доклада обучающийся должен быть готов ответить на уточняющие вопросы аудитории.

При подготовке к практическим занятиями и экзамену рекомендуется систематизировать знания, изображая их в табличном, графическом или схематичном виде. Это позволит установить взаимосвязь изучаемых явлений, упростит задачу запоминания материала, облегчит процесс практического применения полученных знаний.

Задачей практических занятий является выработка умения использовать теоретические знания, проявить наличие практических навыков составления и анализа юридических документов. При подготовке к практическому занятию следует заблаговременного обеспечить наличие необходимо для данного занятия нормативного материала, самостоятельно повторить ранее изученные темы.

Для успешного освоения дисциплины важным является умение работать с терминами и их определениями. Для работы с терминологией эффективным является использование как учебной и научной литературы, так и юридических и философских словарей.

Работа с терминами может осуществляться как в форме составления собственных тематических словариков для удобства и скорости поиска необходимого термина. С этой целью необходимо каждый новый встречающийся термин записывать и во время подготовки к семинарским и практическим занятиям указывать соответствующее определение. В случае возникновения сложности выбора определения из имеющегося объема в рамках научного знания необходимо задавать вопросы преподавателю в рамках лекционных и практических занятий.

При подготовке к промежуточному или итоговому тестированию необходимо изучить теоретический и практический материал. Открытые тестовые задания (без вариантов ответов) выявляют знание соответствующих нормативных или учебных положений. Закрытые тестовые задания (с перечнем возможных вариантов ответов, среди которых хотя бы один ответ является неверным) обеспечивают структурность мышления, вынужденного выбрать из предложенных вариантов ответ все правильные варианты. Тестовые задания на установления соответствия подразумевают необходимость проявления не только знания учебного материала, но и умения применять правила формальной логики. Тестовые задания на упорядочение направлены на установление логической последовательности рассматриваемых явлений (времени существования явлений, расположения структурных элементов правовых документов и т.п.).

Эффективным способом для подготовки к тестированию является работа обучающегося по решению тестовых заданий, предоставленных для самостоятельной работы. Также при подготовке к такой форме контроля знаний, как решение тестовых заданий, следует самостоятельно попытаться проработать рассматриваемые в дисциплине вопросы в форме составления тестовых заданий.

При подготовке к экзамену следует иметь в виду, что зачет является итоговой формой контроля по изучению данной учебной дисциплины. Экзамен подразумевает максимальную концентрацию знаний и умений, предполагающих полное изучение материала дисциплины.

Экзамен может проводить как в форме собеседования, так и в форме тестирования.

Решение преподавателя об итоговой аттестации (экзамене) принимается по результатам всего собеседования на основе полноты и достоверности изложенного ответа и проявленных умений практического применения теоретических знаний.

Зачет может быть проведен в форме итогового тестирования. В этом случае следует максимально сконцентрировать для решения тестовых заданий, отвечая максимально точно и полно в строго установленных пределах времени. Решение преподавателя об итоговой оценке принимается по результатам проверки решений теста, в зависимости от шкалы оценки.

В процессе работы с нормативными источниками необходимо учитывать, что правовые явления существуют не в статическом, а в динамическом ряде. Поэтому необходимо внимательно следить за тем, чтобы используемые источники отражали правовую действительность, а не только историческую ретроспективу.

Работа с печатными изданиями для обучающегося может быть связана с трудностями в области доступа к современной научной печатной литературе. В связи с развитием научно-технического прогресса в такой ситуации надлежит воспользоваться материалами, находящимися в открытом доступе сети Internet. Также необходимо учитывать, что по состоянию на сегодняшний день многие справочные правовые системы содержат не только текст нормативных актов, но и научные статьи по различным вопросам (например, СПС «Консультант Плюс»). Одновременно следует обратить свое внимание на публичные библиотеки, предоставляющие возможность доступа к электронным версиям печатных источников.

В силу кратковременности изучения и значительного объема данной учебной дисциплины кафедра настоятельно рекомендует систематически, а не эпизодически работать над изучением курса.

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного программного обеспечения

- Программное обеспечение MicrosoftWindows 7, XP, 8.1;

- Программное обеспечение Microsoft Office Professional Plus7, 10, 13;

- Программное обеспечение Project Expert;

- Программное обеспечение Mac21 SQL;

- Программное обеспечение Консультант Плюс;

- Система дистанционного обучения Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Учебная Среда(MOODLE);

- Электронно-библиотечная система издательства «ИНФРА-М» - Znanium.com;

- Электронно-библиотечная система Book.ru;

- Научная электронная библиотека (e-LIBRARY.RU);

- Национальная электронная библиотека.

- Электронный справочник «Информио».

- Национальная электронная библиотека.

12. Материально-техническая база для осуществления образовательного процесса по дисциплине

№ п/п Наименование Количество
1. Специализированные аудитории:
Мульти-медиа аудитории: № 02, 04, 08, 14, 20, 31, 2, 3, 4. Интернет-класс № 40, 41, 43, 44, 46. Лаборатории: №10а, 11, 12, 30, 36.
2. Технические средства обучения:
Интерактивная доска в аудитории № 2, 3, 4, 14
мультимедийный проектор
компьютер с программным обеспечением
экран настенный
информационный стенд

-

Наши рекомендации