Занятие 4. Прекращение брака

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тематический план семинарских занятий

Тема Форма занятия Кол-во часов Задания Баллы
1. Семейные правоотношения Разноуровневая задача Выполнение заданий
2. Осуществление и защита семейных прав Кейс- задача Решение задач
3. Порядок заключения брака Тренинг Обсуждение вопросов
4. Прекращение брака Кейс- задача Решение задач
5. Правовое положение супругов Кейс- задача Решение задач
6. Родительские правоотношения Кейс- задача Решение задач
7. Алиментные обязательства Кейс- задача Решение задач
8. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Тренинг Обсуждение вопросов
9. Порядок разрешения семейно-правовых споров Тренинг Составление иска
ИТОГО    

Планы практических занятий

Занятие 1. Семейные правоотношения

Проводится в форме тренинга (2 часа).

Цель данного занятия – приобретение знаний и формирование представлений о семейных правоотношениях

Вопросы

1. Понятие и признаки семейных правоотношений.

2. Виды семейных правоотношений.

3. Участники семейных правоотношений

1. Задание :

Определить какой отраслью права регулируются правоотношения

Виды правоотношений:

- Заключение и расторжение брака;

- Наследование недвижимого имущества;

- Согласие на следку купли-продажи супруга;

- Установление отцовства;

- Лишение родительских прав;

- Убийство матерью новорожденного ребенка.

Критерии оценки:

9-10 баллов – за правильное решение задачи и аргументированные выводы

7-8 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов

5-6 баллов– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов

3-4 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

1-2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

В результате изучения данной темы студент должен:

знатьпонятие семейных правоотношений и отграничение семейного права от иных отраслей права; особенности предмета и метода правового регулирования брачно-семейных отношений.

пониматьспецифику брачно-семейных отношений.

уметьотграничивать брачно-семейные отношения от иных видов общественных отношений.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается специфика брачно-семейных отношений?

2. В чем заключаются особенности брачно-семейных отношений?

3. Определите место семейного права в системе отраслей права.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на особенности предмета и метода правового регулирования брачно-семейных отношений. Также необходимо понять специфику отношений в рамках семьи и их отличие от иных общественных отношений. Студент должен понимать, какое место семейное право занимает в системе отраслей права. Необходимо уяснить, с помощью каких нормативных источников регулируются брачно-семейные отношения.

Литература:

1. Антокольская М. В. Семейное право [Электронный ресурс] : учебник / М. В. Антокольская. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 431 с.

2. Пчелинцева Л. М. Семейное право России [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. - 6-e изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 719 с.

3. Семейный кодекс РФ // СПС «Консультант-плюс».

Занятие 2. Осуществление и защита семейных прав

Проводится в форме кейс-стади (2 часа).

Цель данного занятия – приобретение знаний и формирование представлений о реализации и защите семейных прав.

Вопросы:

1. Понятие гарантий семейного права.

2. Способы защиты семейных прав.

3. Государственные органы защиты семейных прав.

Задание

Супруги Ермолины запретили своему сыну Василию общаться с бабушкой по отцовской линии, обосновав свой запрет тем, что бабушка слишком эксцентрична и оказывает на 12-летнего Василия негативное влияние – подарила ему на день рождения мопед, поощряет его занятия скалолазанием, а это опасно для здоровья ребенка. Бабушка обратилась в юридическую консультацию с вопросом о том, можно ли решить вопрос об общении с внуком правовыми средствами. Раскройте право ребенка на общение. Какие правовые средства можно использовать для разрешения конфликта?

2. Критерии оценки:

9-10 баллов – за правильное решение задачи и аргументированные выводы

7-8 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов

5-6 баллов– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов

3-4 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

1-2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

В результате изучения данной темы студент должен:

знатьвиды семейных прав, подлежащих правовой защите; способы защиты семейных прав.

пониматьособенности судебных и внесудебных способов защиты семейных прав; процессуальный порядок защиты семейных прав.

уметьработать с процессуальными документами по защите семейных прав; верно определять наиболее подходящий способ защиты семейных прав в зависимости от сложившейся ситуации.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие защиты семейных прав.

2. Перечислите способы защиты семейных прав.

3. В чем заключаются особенности защиты семейных прав?

4. Назовите виды процессуальных действий по защите семейных прав.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на особенности способов защиты семейных прав. Также необходимо уяснить, какие именно виды семейных прав подлежат правовой защите. Необходимо уяснить, в чем разница между судебными и внесудебными способами защиты семейных прав. Также необходимо понять специфику защиты семейных прав различных субъектов. Понять, какие именно субъекты обладают повышенными рисками нарушения прав в рамках семьи. Нужно выяснить, кто из субъектов семенных отношений либо из представителей государственных органов вправе защищать права членов семьи. Необходимо знать, какие процессуальные методы и решения используются при защите семейных прав.

Литература:

1. Антокольская М. В. Семейное право [Электронный ресурс] : учебник / М. В. Антокольская. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 431 с.

2. Пчелинцева Л. М. Семейное право России [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. - 6-e изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 719 с.

3. Семейный кодекс РФ // СПС «Консультант-плюс».

Занятие 3. Порядок заключения брака

Проводится в форме тренинга (2 часа).

Цель данного занятия – приобретение знаний и формирование представлений о порядке заключения брака.

Вопросы:

1. Сформулируйте понятие брака. Какова роль государственной регистрации брака в РФ?

2. Какие права и обязанности получают супруги после вступления в брак? Дайте их характеристику.

3. Назовите основания недействительности брака.

4. Назовите признаки фиктивности брака.

Критерии оценки:

9-10 баллов – за правильное решение задачи и аргументированные выводы

7-8 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов

5-6 баллов– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов

3-4 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

1-2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

В результате изучения данной темы студент должен:

знатьпредусмотренный законодательством РФ порядок заключения брака; перечень документов, необходимых для регистрации брака; полномочия государственных органов при регистрации брака; особенности регистрации брака несовершеннолетних граждан, либо граждан, находящихся в условиях угрозы жизни.

пониматьособенности порядка заключения брака; порядок действий для регистрации брака.

уметьпроконсультировать по вопросам заключения брака; определить права и обязанности каждого из субъектов при регистрации брака.

Контрольные вопросы

1. Раскройте порядок заключения брака.

2. Перечислите способы заключения брака при угрозе жизни одного из супругов.

3. Раскройте правовой статус субъектов при заключении брака.

4. Какие документы необходимы при регистрации брака?

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на особенности порядка заключения брака. Также необходимо уяснить, какие возможности для упрощенной процедуры регистрации брака дает законодатель. Необходимо уяснить, какую роль выполняют различные государственные органы при регистрации брака. Также нужно понять, какие требования выдвигает законодатель для лиц, вступающих в брак. Следует особое внимание уделить процедуре регистрации брака несовершеннолетних граждан. Также необходимо понять, какие права и обязанности возникают у супругов после регистрации брака.

Литература:

1. Антокольская М. В. Семейное право [Электронный ресурс] : учебник / М. В. Антокольская. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 431 с.

2. Пчелинцева Л. М. Семейное право России [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. - 6-e изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 719 с.

3. Семейный кодекс РФ // СПС «Консультант-плюс».

Кейс-задача

Задание

Супруги Масловы прожили в браке 6 лет, имеют общую дочь 5 лет. В октябре 2014 года супруга (Н. Маслова) подала заявление о расторжении брака. Супруг (А. Маслов) категорически возражал против расторжения брака. В процессе судебного разбирательства выяснилось, что в июле 2014 года Маслова Н., отдыхая на одном из курортов Турции, познакомилась с гражданином Турции С. Кемалем. Они стали встречаться, их отношения переросли в близкие. После возвращения Н. Масловой в Томск они продолжали поддерживать отношения – переписывались, общались в интернете. В октябре С. Кемаль пригласил Н. Маслову переехать к нему, в Турцию. Она приняла решение о переезде и подала заявление о разводе с мужем.

А. Маслов обратился в юридическую консультацию со следующими вопросами:

Может ли А. Маслов каким-либо образом затянуть судебное разбирательство с целью выиграть время, предпринять какие-то меры для сохранения семьи? Может ли суд сохранить брак, несмотря на то, что один из супругов настаивает на его расторжении?

2. Критерии оценки:

9-10 баллов – за правильное решение задачи и аргументированные выводы

7-8 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов

5-6 баллов– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов

3-4 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

1-2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

В результате изучения данной темы студент должен:

знатьпредусмотренный законодательством РФ порядок прекращения брака; перечень документов, необходимых для прекращения брака; полномочия государственных органов при прекращении брака; судебные и внесудебные способы прекращения брака.

пониматьпорядок действий при прекращении брака; каким образом изменятся права и обязанности лиц, расторгнувших брак; знать, какие обязанности останутся у супругов по отношению друг к другу; особенности решения имущественных споров при расторжении брака.

уметьпроконсультировать по вопросам расторжения брака; определить права и обязанности каждого из субъектов при расторжении брака; определить верный способ расторжения брака.

Контрольные вопросы

1. Раскройте порядок расторжения брака.

2. Раскройте способы расторжения брака.

3. Раскройте правовой статус субъектов после расторжения брака.

4. Какие документы необходимы при расторжении брака?

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на особенности порядка расторжения брака. Также необходимо уяснить, какие способы для расторжения брака дает законодатель. Необходимо уяснить, как решаются имущественные споры при прекращении брака. Также нужно понять, какие обязанности возникают у лиц, расторгнувших брак. Следует особое внимание уделить процедуре расторжения брака в судебном порядке.

Литература:

1. Антокольская М. В. Семейное право [Электронный ресурс] : учебник / М. В. Антокольская. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 431 с.

2. Пчелинцева Л. М. Семейное право России [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. - 6-e изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 719 с.

3. Семейный кодекс РФ // СПС «Консультант-плюс».

Задание

Супруги Петровы обратились к юристу с просьбой помочь составить соглашение о разделе имущества и проконсультировать их о том, как будет разделено их имущество в случае, если данное соглашение ими не будет заключено.

Перечень имущества супругов:

1. 3-х комнатная квартира с изолированными комнатами площадью 120 кв.м. стоимостью 3 670 000 рублей

2. Денежный вклад в Сбербанке на имя Петровой в размере 1 500 000 рублей

3. Пианино, приобретенное для несовершеннолетней дочери Петровых, стоимостью 50 000 рублей

4. Вклад на имя несовершеннолетней дочери Петровых в размере 500 000 рублей

5. Дачный участок с расположенном на нем доме, оцененный в комплексе в 1 300 000 рублей

Дайте развернутую консультацию о договорном режиме раздела имущества и законном режиме раздела с указанием соответствующих норм СК РФ.

Задание

Н. Королева, работавшая учительницей в школе, решила сменить профессию. Это решение не одобрил ее муж, в связи с чем супруги поссорились. Н. Королева пыталась объяснить мужу, что заработная плата в школе слишком мала, а получение специальности бухгалтера поможет в дальнейшем ей хорошо зарабатывать. К. Королев был категорически против переобучения жены. Через неделю К. Королев узнал, что, несмотря на его мнение, жена все-таки обратилась в бухгалтерскую школу. Тогда он предъявил жене требование отказаться от своего намерения. В противном случае К. Королев пригрозил ей разводом. В обоснование своей позиции он заявил, что вправе, как глава семьи, давать жене рекомендации любого характера. В результате Н. Королева, в целях сохранения семьи, отказалась от реализации своего намерения сменить профессию.

Задание

После рождения сына А. Панкова почувствовала ухудшение состояния здоровья, в связи с чем была помещена на стационарное лечение в больницу и не смогла самостоятельно сделать заявление о рождении ребенка в орган загса. Результаты медицинского заключения показали, что А. Панкова должна лечиться в стационаре около трех месяцев. Муж А. Панковой отбывал наказание в колонии. Поскольку у А. Панковой не было близких родственников по месту рождения ребенка, она попросила свою подругу Е. Петрову подать в орган загса заявление о регистрации рождения ребенка. В органе ЗАГСа Е. Петрова предъявила справку медицинского учреждения о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность матери ребенка. Однако работники загса отказались принять это заявление и зарегистрировать рождение ребенка, потребовав личного прибытия А. Панковой после окончания лечения, независимо от его продолжительности, а также документ, удостоверяющий личность отца ребенка.

Установлен ли законом срок государственной регистрации рождения ребенка? Дайте правовую оценку действиям работников органа загса. Как они должны были поступить в данной ситуации?

2. Критерии оценки:

9-10 баллов – за правильное решение задачи и аргументированные выводы

7-8 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов

5-6 баллов– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов

3-4 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

1-2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

В результате изучения данной темы студент должен:

знатьправовой статус родителей и детей; взаимные права и обязанности родителей и детей; какие государственные органы вправе принимать участие в детско-родительских отношениях; каким образом судебная практика определяет качество исполнения родительских обязанностей; основы ювенальной юстиции.

уметьопределять, какие обязанности есть у родителей, независимо от того, продолжают ли они состоять в браке между собой; какие права есть у ребенка.

владеть навыкамиопределения прав и обязанностей родителей и детей; определения полномочий государственных органов в вопросах защиты детей.

Контрольные вопросы

1. Раскройте правовой статус родителей и детей.

2. Раскройте понятие и основные задачи ювенальной юстиции.

3. Какие государственные органы вправе принимать участие в вопросах защиты детей?

4. Какие обязанности имеют родители, постоянно не проживающие с ребенком на одной территории?

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на правовой статус родителей и детей. Также следует изучить взаимные права и обязанности родителей и детей. Необходимо уяснить, какие государственные органы вправе принимать участие в детско-родительских отношениях. Следует особое внимание обратить на то, каким образом судебная практика определяет качество исполнения родительских обязанностей. Значительное внимание в рамках данной темы следует уделить основам ювенальной юстиции. Также необходимо уточнить, какие обязанности есть у родителей, независимо от того, продолжают ли они состоять в браке между собой и какие права есть у ребенка. В рамках данной темы следует определить полномочия государственных органов в вопросах защиты детей.

Литература:

1. Антокольская М. В. Семейное право [Электронный ресурс] : учебник / М. В. Антокольская. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 431 с.

2. Пчелинцева Л. М. Семейное право России [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. - 6-e изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 719 с.

3. Семейный кодекс РФ // СПС «Консультант-плюс».

Задание

Колов выплачивал алименты на свою несовершеннолетнюю дочь Марию. В соответствии со справкой о доходах, предоставленной суду, заработная плата Колова составляла 5000 рублей. Поэтому суд принял решение о взыскании алиментов в размере 1250 руб. ежемесячно. Через год мать Марии узнала, что Колов уже 3 года занимается бизнесом, является преуспевающим бизнесменом и его доход значительно больше того, с которого выплачиваются алименты. Она обратилась в юридическую консультацию со следующими вопросами:

Должны ли взыскиваться алименты с доходов, которые получает бывший муж от занятий предпринимательской деятельностью? Предусмотрена ли ответственность Колова в этой ситуации? Может ли она обратиться в суд? Решите спор.

2. Критерии оценки:

9-10 баллов – за правильное решение задачи и аргументированные выводы

7-8 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов

5-6 баллов– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов

3-4 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

1-2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

В результате изучения данной темы студент должен:

знатьвиды алиментных обязательств; особенности взыскания алиментов на детей, супругов и иных членов семьи; порядок взыскания алиментов; порядок определения размера взыскиваемых алиментов; договорной режим уплаты алиментных платежей.

пониматькаким образом осуществляется взыскание алиментов; кто вправе обращаться за взысканием алиментов; в какие органы следует обращаться за взысканием алиментов.

уметьработать с нормативными актами по вопросам взыскания алиментов; толковать нормы семейного законодательства о взыскании алиментов.

владеть навыками:навыками правоприменения; навыками юридической квалификации, выявления обстоятельств, имеющих юридическое значение для взыскания алиментов.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют виды алиментных платежей?

2. Раскройте правовой статус субъектов взыскания алиментов.

3. Какие государственные органы вправе принимать участие в вопросах взыскания алиментов?

4. Каков порядок взыскания алиментов?

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на виды алиментных обязательств. Также следует изучить особенности взыскания алиментов на детей, супругов и иных членов семьи. В рамках данной темы особое внимание следует уделить порядку взыскания алиментов и порядку определения размера взыскиваемых алиментов. Также необходимо изучить договорной режим уплаты алиментных платежей. Следует разобраться, каким образом осуществляется взыскание алиментов и кто вправе обращаться за их взысканием. В рамках данной темы необходимо выяснить, в какие органы следует обращаться за взысканием алиментов. Студент должен при изучении указанных вопросов опираться на нормы семейного законодательства о взыскании алиментов и судебную практику по данным вопросам.

Литература:

1. Антокольская М. В. Семейное право [Электронный ресурс] : учебник / М. В. Антокольская. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 431 с.

2. Пчелинцева Л. М. Семейное право России [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. - 6-e изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 719 с.

3. Семейный кодекс РФ // СПС «Консультант-плюс».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тематический план семинарских занятий

Тема Форма занятия Кол-во часов Задания Баллы
1. Семейные правоотношения Разноуровневая задача Выполнение заданий
2. Осуществление и защита семейных прав Кейс- задача Решение задач
3. Порядок заключения брака Тренинг Обсуждение вопросов
4. Прекращение брака Кейс- задача Решение задач
5. Правовое положение супругов Кейс- задача Решение задач
6. Родительские правоотношения Кейс- задача Решение задач
7. Алиментные обязательства Кейс- задача Решение задач
8. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Тренинг Обсуждение вопросов
9. Порядок разрешения семейно-правовых споров Тренинг Составление иска
ИТОГО    

Планы практических занятий

Занятие 1. Семейные правоотношения

Проводится в форме тренинга (2 часа).

Цель данного занятия – приобретение знаний и формирование представлений о семейных правоотношениях

Вопросы

1. Понятие и признаки семейных правоотношений.

2. Виды семейных правоотношений.

3. Участники семейных правоотношений

1. Задание :

Определить какой отраслью права регулируются правоотношения

Виды правоотношений:

- Заключение и расторжение брака;

- Наследование недвижимого имущества;

- Согласие на следку купли-продажи супруга;

- Установление отцовства;

- Лишение родительских прав;

- Убийство матерью новорожденного ребенка.

Критерии оценки:

9-10 баллов – за правильное решение задачи и аргументированные выводы

7-8 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов

5-6 баллов– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов

3-4 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

1-2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

В результате изучения данной темы студент должен:

знатьпонятие семейных правоотношений и отграничение семейного права от иных отраслей права; особенности предмета и метода правового регулирования брачно-семейных отношений.

пониматьспецифику брачно-семейных отношений.

уметьотграничивать брачно-семейные отношения от иных видов общественных отношений.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается специфика брачно-семейных отношений?

2. В чем заключаются особенности брачно-семейных отношений?

3. Определите место семейного права в системе отраслей права.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на особенности предмета и метода правового регулирования брачно-семейных отношений. Также необходимо понять специфику отношений в рамках семьи и их отличие от иных общественных отношений. Студент должен понимать, какое место семейное право занимает в системе отраслей права. Необходимо уяснить, с помощью каких нормативных источников регулируются брачно-семейные отношения.

Литература:

1. Антокольская М. В. Семейное право [Электронный ресурс] : учебник / М. В. Антокольская. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 431 с.

2. Пчелинцева Л. М. Семейное право России [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. - 6-e изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 719 с.

3. Семейный кодекс РФ // СПС «Консультант-плюс».

Занятие 2. Осуществление и защита семейных прав

Проводится в форме кейс-стади (2 часа).

Цель данного занятия – приобретение знаний и формирование представлений о реализации и защите семейных прав.

Вопросы:

1. Понятие гарантий семейного права.

2. Способы защиты семейных прав.

3. Государственные органы защиты семейных прав.

Задание

Супруги Ермолины запретили своему сыну Василию общаться с бабушкой по отцовской линии, обосновав свой запрет тем, что бабушка слишком эксцентрична и оказывает на 12-летнего Василия негативное влияние – подарила ему на день рождения мопед, поощряет его занятия скалолазанием, а это опасно для здоровья ребенка. Бабушка обратилась в юридическую консультацию с вопросом о том, можно ли решить вопрос об общении с внуком правовыми средствами. Раскройте право ребенка на общение. Какие правовые средства можно использовать для разрешения конфликта?

2. Критерии оценки:

9-10 баллов – за правильное решение задачи и аргументированные выводы

7-8 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов

5-6 баллов– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов

3-4 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

1-2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

В результате изучения данной темы студент должен:

знатьвиды семейных прав, подлежащих правовой защите; способы защиты семейных прав.

пониматьособенности судебных и внесудебных способов защиты семейных прав; процессуальный порядок защиты семейных прав.

уметьработать с процессуальными документами по защите семейных прав; верно определять наиболее подходящий способ защиты семейных прав в зависимости от сложившейся ситуации.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие защиты семейных прав.

2. Перечислите способы защиты семейных прав.

3. В чем заключаются особенности защиты семейных прав?

4. Назовите виды процессуальных действий по защите семейных прав.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на особенности способов защиты семейных прав. Также необходимо уяснить, какие именно виды семейных прав подлежат правовой защите. Необходимо уяснить, в чем разница между судебными и внесудебными способами защиты семейных прав. Также необходимо понять специфику защиты семейных прав различных субъектов. Понять, какие именно субъекты обладают повышенными рисками нарушения прав в рамках семьи. Нужно выяснить, кто из субъектов семенных отношений либо из представителей государственных органов вправе защищать права членов семьи. Необходимо знать, какие процессуальные методы и решения используются при защите семейных прав.

Литература:

1. Антокольская М. В. Семейное право [Электронный ресурс] : учебник / М. В. Антокольская. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 431 с.

2. Пчелинцева Л. М. Семейное право России [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. - 6-e изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 719 с.

3. Семейный кодекс РФ // СПС «Консультант-плюс».

Занятие 3. Порядок заключения брака

Проводится в форме тренинга (2 часа).

Цель данного занятия – приобретение знаний и формирование представлений о порядке заключения брака.

Вопросы:

1. Сформулируйте понятие брака. Какова роль государственной регистрации брака в РФ?

2. Какие права и обязанности получают супруги после вступления в брак? Дайте их характеристику.

3. Назовите основания недействительности брака.

4. Назовите признаки фиктивности брака.

Критерии оценки:

9-10 баллов – за правильное решение задачи и аргументированные выводы

7-8 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов

5-6 баллов– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов

3-4 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

1-2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения

В результате изучения данной темы студент должен:

знатьпредусмотренный законодательством РФ порядок заключения брака; перечень документов, необходимых для регистрации брака; полномочия государственных органов при регистрации брака; особенности регистрации брака несовершеннолетних граждан, либо граждан, находящихся в условиях угрозы жизни.

пониматьособенности порядка заключения брака; порядок действий для регистрации брака.

уметьпроконсультировать по вопросам заключения брака; определить права и обязанности каждого из субъектов при регистрации брака.

Контрольные вопросы

1. Раскройте порядок заключения брака.

2. Перечислите способы заключения брака при угрозе жизни одного из супругов.

3. Раскройте правовой статус субъектов при заключении брака.

4. Какие документы необходимы при регистрации брака?

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на особенности порядка заключения брака. Также необходимо уяснить, какие возможности для упрощенной процедуры регистрации брака дает законодатель. Необходимо уяснить, какую роль выполняют различные государственные органы при регистрации брака. Также нужно понять, какие требования выдвигает законодатель для лиц, вступающих в брак. Следует особое внимание уделить процедуре регистрации брака несовершеннолетних граждан. Также необходимо понять, какие права и обязанности возникают у супругов после регистрации брака.

Литература:

1. Антокольская М. В. Семейное право [Электронный ресурс] : учебник / М. В. Антокольская. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 431 с.

2. Пчелинцева Л. М. Семейное право России [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. - 6-e изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 719 с.

3. Семейный кодекс РФ // СПС «Консультант-плюс».

Занятие 4. Прекращение брака

Проводится в форме кейс-стади (2 часа).

Цель данного занятия – приобретение знаний и формирование представлений о порядке прекращения брака.

Вопросы:

1. Понятие и последствия прекращения брака.

2. Административный порядок прекращения брака.

3. Судебный порядок прекращения брака.

4. Вопросы, разрешаемые судом при прекращении брака.

Кейс-задача

Задание

Супруги Масловы прожили в браке 6 лет, имеют общую дочь 5 лет. В октябре 2014 года супруга (Н. Маслова) подала заявление о расторжении брака. Супруг (А. Маслов) категорически возражал против расторжения брака. В процессе судебного разбирательства выяснилось, что в июле 2014 года Маслова Н., отдыхая на одном из курортов Турции, познакомилась с гражданином Турции С. Кемалем. Они стали встречаться, их отношения переросли в близкие. После возвращения Н. Масловой в Томск они продолжали поддерживать отношения – переписывались, общались в интернете. В октябре С. Кемаль пригласил Н. Маслову переехать к нему, в Турцию. Она приняла решение о переезде и подала заявление о разводе с мужем.

А. Маслов обратился в юридическую консультацию со следующими вопросами:

Наши рекомендации