Местное управление и самоуправление в Италии.
Области делятся на провинции. В них также действуют органы самоуправления (избираемые населением советы и джунты, формируемые советами) и государственного управления (префекты, подчиненные министру внутренних дел).
Наконец, низовым звеном территориального деления являются коммуны. Органы самоуправления коммуны включают совет, а также избираемую им джунту и мэра. Последний исполняет также функции представителя центральной власти в коммуне. На коммуны возложены функции: социального обеспечения, здравоохранения, градостроительства, землепользования, включая создание местных индустриальных зон. Некоторыми дополнительными правами и полномочиями пользуются горные сообщества – ассоциации коммун, расположенных в горной местности. Изменение границ провинций в образование новых провинций в соответствии с Конституцией осуществляется законом республики, который принимается по инициативе заинтересованных коммун и после консультаций с соответствующей областью. Изменение границ и названий коммун, а также образование новых коммун осуществляется законом области с учетом мнения заинтересованного населения. Действующая Конституция определяет Италию как единое и неделимое государство. В то же время государство не только признает местные автономии, но и гарантирует самую широкую административную децентрализацию. В отдельную политико-административную категорию выделены некоторые крупные города (мегаполисы). К их числу относятся Рим, Милан, Флоренция, Венеция, Неаполь и др. К их ведению наряду с провинциальными функциями отнесены также прямое управление службами экономического развития, градостроительства, социальная сфера.
81.Областная автономия в Италии.Италия является унитарным государством. Система территориального деления страны является трехзвенной, включая области, провинции и коммуны. Области обладают автономией. Они разделены на две категории: области с общим статусом и области со специальным статусом. Статус областей первой группы урегулирован конституционными и законодательными нормами, общими для всех этих областей. Специальный статус остальных областей, в которых проживают национальные меньшинства либо которые характеризуются островным положением (Сицилия и Сардиния), имеют различный, отличающийся друг от друга статус. Все области принимают свой статут, выполняющий роль их основного закона. Статут принимается областным советом и утверждается законом республики. Компетенция областей согласно Конституции включает целый ряд вопросов, многое из которых до образования автономии регулировались в централизованном порядке. Это организация собственных органов государственной власти, установление границ между коммунами, регулирование вопросов общественной благотворительности, санитарной и больничной помощи, градостроительства, туризма, гостиничного дела, сельского хозяйства, организация городской и сельской полиции и другие вопросы, указанные конституционными законами. Причем по вопросам своей компетенции области вправе принимать законы и осуществлять административную деятельность. Области со специальным статусом обладают более широкими полномочиями. Области имеют собственные органы власти. Это советы, джунты и их председатели. Советы являются представительными и законодательными органами, избираемыми непосредственно населением. Они формируют джунты - исполнительные органы областей, выбирая их из своего состава. Председатель джунты представляет область во взаимоотношениях с высшими органами республики и другими областями, промульгирует законы, принимаемые областным советом, координирует работу джунты, несет за нее ответственность. В области имеется не только самоуправление, но и государственное управление, представленное правительственным комиссаром. Он осуществляет административный надзор за деятельностью областных советов. Но Конституция предусматривает не только эту форму контроля центра за областной автономией. Согласно К. областной совет может быть распущен Президентом республики после заслушивания специальной парламентской комиссию по областным вопросам. Основаниями роспуска являются совершение действий, противоречащих Конституции, или серьезных нарушений закона, невыполнение предложений Правительства о смещении своих исполнительных органов, совершивших аналогичные нарушения; неспособность функционировать вследствие ряда отставок или отсутствия стабильного большинства; необходимость обеспечения национальной безопасности. Выборы совета должны быть проведены в течение трех месяцев после роспуска. В течение этого периода управление текущими делами осуществляет назначаемая Президентом комиссия решения которой должны быть представлены на утверждение вновь избранного совета.
83.Конституция Японии: общая характеристика, порядок изменения.Принятая 3 ноября 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г. Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения. Проект был разработан в штабе оккупационных войск, доработан правительством и принят избранным в 1946 г. Парламентом. В определенном смысле неизменяемая Конституция – юридический памятник этому событию. Это – монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие. Конституция содержит широкий перечень прав и свобод, причем часть из них сформулирована как коллективные права. Конституция Японии состоит из преамбулы (не имеющей такого названия) и 11 глав, объединяющих 103 статьи. Преамбула содержит ряд заявлений о пацифистском характере нового государства и миролюбивых устремлениях японского народа. Глава I «Император» включает статьи о роли и значении императора как «символа государства и единства народа». Глава II состоит из одной статьи об отказе «на вечные времена» японского народа от войны, угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Глава III «Права и обязанности народа» содержит статьи о правах человека и гражданина, однако сформулированные в ряде случаев в коллективистском духе как права народа. Глава IV «Парламент» посвящена порядку формирования и деятельности Парламента, а также некоторым аспектам законодательного процесса. В главе V «Кабинет» устанавливается общий принцип: кабинет осуществляет исполнительную власть, а также полномочия премьер-министра, основы взаимоотношений правительства и палаты представителей и основные полномочия Кабинета. Глава VI «Судебная власть» содержит положения о системе судов, запрет на создание особых судов, требования к кандидатам на должность судей, порядке формирования судов и назначения судей на должность. Глава VII «Финансы» включает статьи о государственном бюджете, расходах императорской фамилии (как части бюджета) и финансовой отчетности. Глава VIII «Местное самоуправление» регламентирует основы правового статуса местных органов публичной власти. Глава IX «Поправки» посвящена вопросам внесения изменений в данную Конституцию. Глава Х «Верховный закон» содержит характеристику Конституции как правового акта, обязанность должностных лиц уважать и охранять Конституцию. Глава XI «Дополнительные положения» содержит положения переходного характера и положение о введении Конституции в силу. По порядку изменения Конституция Японии жесткая. Предусмотрена процедура, состоящая из двух этапов: на первом этапе Парламент вносит инициативу, причем за нее должно проголосовать не менее 2/3 общего числа членов обеих палат, второй этап – одобрение народа. Оно может быть выражено в одной из двух форм: либо в виде особого референдума, либо новым составом Парламента после выборов. Решение о том, как будет проходить второй этап, принимает Парламент.