Понятие и правовое регулирование договора ссуды
Понятие договора ссуды. Контрагенты, участвующие в договоре ссуды, именуются ссудодателем и ссудополучателем. Первый безвозмездно уступает имущество во временное пользование, а второй должен использовать его по назначению и своевременно возвратить в исправ-» ном состоянии. Не исключается, однако, и такая приме* няемая социалистическими организациями ссуда, по ко< торой ссудодатель обязуется передать имущество во временное безвозмездное пользование, а передает его ссудополучателю уже в порядке не заключения, а исполнения ранее заключенного договора. С учетом обоих его вариантов и определяется понятие договора ссуды (ч. 1 ст. 342 ГК).
Ссуда— это договор, в силу которого одна сторона, ссудодатель, безвозмездно передает или. обязуется передать имущество в пользование другой стороне, ссудополучателю, а последний~'по истечении срока действия договора обязан возвратить то же ^имущество. .
Из приведенного определения видно, что ссуда — безвозмездный договор. Этим она отличается от договора имущественного найма, по которому также происходит передача вещи во временное пользование, но с взиманием вознаграждения. Сложнее решается вопрос об отнесении ссуды к реальным или консенсуальным, односторонним или взаимным договорам.
Когда один гражданин передает имущество во временное безвозмездное пользование другому, это представляет собой не что иное, как оказание товарищеской услуги, и потому нет оснований предоставлять ссудополучателю право на изъятие вещи в принудительном порядке в силу совершенного договора, а правильнее считать до-говор заключенным в момент передачи вещи. Но уже в отношениях граждан с обслуживающими население организациями ссуда может, быть совершена посредством соглашения, управомочивающего гражданина требовать передачи ему определенного имущества. Например, от-
402
крытие библиотечного абонемента дает гражданину право требовать выдачи ему книг во временное пользование в порядке, установленном правилами работы биб-> лиотеки. Еще больше оснований для такого же конструирования договора ссуды в отношениях между социалистическими организациями, ибо независимо от того, возмездно или безвозмездно передают они друг другу имущество во временное пользование, это имущество должно обеспечить проведение определенных (производственных или культурных) мероприятий. Поскольку они назначены с учетом обещания одной организации передать имущество во временное безвозмездное пользование другой, обещание должно быть выполнено. Так, дирекция дома культуры, обязавшаяся предоставить школе бесплатно клубное помещение для выпускного вечера, не вправе затем уклониться от принятого на себя обязательства.
Ссуда является, следовательно, реальным договором, когда, оказывая товарищеские услуги, ее совершают гра". ждане. Напротив, она может стать договором консенсуальным, если в качестве ее участников выступают социалистические организации или если последние, выполняя свои уставные функции, обслуживают граждан путем передачи им имущества во временное безвозмездное пользование.
Консенсуальная ссуда относится к разряду взаимных договоров: ссудодатель обязан к передаче вещи, а ссудо* получатель—к ее возврату. Реальная ссуда—односто^ ронний договор: осуществляемая ссудодателем передача вещи воплощает факт ^совершения сделки, и потому в дальнейшем он обладает только правами требовать в определенный момент возврата вещи, а на ссудополучателя возлагаются только обязанности (возвратить вещь к установленному сроку).
Г. Н. Полянская все виды договора ссуды рассматривает как взаимные: «...и те договоры безвозмездного пользования имуществом, которые заключаются путем передачи вещи, выступают как договоры двусторонние, так как в отдельных случаях и в договоре этого рода могут возникнуть обязанности ссудодателя перед ссудополучателем (например, обязанность ссудодателя возместить ссудополучателю понесенные им чрезвычайные расходы)»'. Можно было бы привести
1 «Отдельные виды обязательств», стр. 197.
И Другие примеры возникновения обязанностей у ссудодателя уже во время действия договора. Так, он обязан: компенсировать улучшения, внесенные в имущество с его согласия ссудополучателем; возместить убытки, которые по его вине были причинены ссудополучателю недостатками переданного в пользование имущества, и т. д. Если подобные обязанности впоследствии возникнут, ссуда действительно приобретет все черты, характерные для взаимного договора. Однако это лишь возможные, но не необходимые изменения договора, к тому же обычно вызываемые либо чрезвычайными обстоятельствами, либо виновным поведением одного из контрагентов. Если же обязательство не изменится и будет исполнено в том виде, в каком оно возникло, возложение на ссудодателя каких-либо обязанностей исключено. Поэтому реальный договор ссуды может быть вместе с тем квалифицирован как договор односторонний.
Правовое регулирование договора ссуды. По сравнению с дарением ссуда регламентируется нормами ГК гораздо более детально. Ей посвящены ст. ст. 342—349. И это вполне объяснимо. В отличие от дарения ссуда совершается и в отношениях между социалистическими организациями, и в области обслуживания ими потребностей граждан. Поэтому она не может быть сведена к актам чисто товарищеских услуг, не требующим всестороннего правового регулирования. Но даже в отношениях между самими гражданами ссуда порождает гораздо больше юридических проблем, чем дарение, уже хотя бы потому, что при ссуде имущество находится лишь во временном пользовании ссудополучателя, несущего обязанность по его возврату.
Эти и другие вопросы решаются как в нормах ГК, так ив специальных нормативных актах, регулирующих отдельные разновидности ссуды. Таково, например, постановление СНК РСФСР от 14 сентября 1934 г. об ответственности за сохранность библиотечного фонда'.
Законодатель учитывает также, что ссуда отличается от имущественного найма только безвозмездностью. В остальном же это однопорядковые договоры, каждый из которых юридически опосредствует использование одним лицом имущества, принадлежащего другому. Поэтому в ч.2 ст. 342 ГК прямо указано, что те правила ГК об имущественном найме, которые не связаны непосредственно с возмездным характером данного договора :(ст. ст. 276, 279, ч. 1 ст. 281, ст. ст. 283, 285, 291—293),
СУ РСФСР 1934 г. № 34, ст. 208.
применяются и к отношениям, вытекающим из договора
ссуды.
Элементы договора ссуды
Субъекты. В договоре ссуды субъектами, т. е. ссудодателем и ссудополучателем, могут быть как социалистические организации, так и граждане.
Гражданин, участвующий в этом договоре в качестве ссудодателя, должен обладать дееспособностью, так как передача в безвозмездное пользование имущества подопечных не допускается даже с согласия опекунов. Но речь, конечно, идет лишь о сравнительно крупных имущественных ценностях. Возможность передачи несовершеннолетними своих книг, коньков, лыж, а также иных подобных предметов во временное пользование не устраняется уже потому, "что такие действия не выходят за рамки мелких бытовых сделок, дозволенных несовершеннолетним по прямому указанию закона. Другое дело, что, будучи не более, чем проявлением детской-дружбы, эти сделки почти никогда не порождают споров правового характера.
Юридические лица становятся ссудодателями, когда выполнение таких функций входит в их уставную деятельность. Например, книжный магазин не может, а библиотека, наоборот, управомочена и обязана выдавать читателям книги на время" и безвозмездно. Однако для действительности сделки необязательно, чтобы она относилась к основной уставной деятельности юридического лица. Нет ничего противозаконного, например, в том, что вуз безвозмездно предоставляет свой актовый зал для проведения профсоюзного собрания рабочих и служащих соседнего предприятия. Важно лишь, чтобы сделка не противоречила основным направлениям работы данного юридического лица, хотя бы она прямо и не предусматривалась при определении характера его деятельности:
Ссудодателем обычно является собственник передаваемого имущества. Но иногда имущество дает в ссуду и наниматель, ибо если-он вправе с согласия наймод-ателя заключить возмездный договор о поднайме, то тем более нет препятствий к тому, чтобы, получив вещь внаем, он на тех же условиях вступил с третьим лицом в безвозмездные от-
405
ношения ссуды. Тогда ссудополучатель оказывается в таком же положении, как и поднаниматель, если не считать обязанности по наемной плате. Более того, и ссудополучатель вправе передать кому-либо в пользование полученную им вещь с согласия ссудодателя (ст. 346 ГК), а когда функции ссудополучателя в том и состоят, чтобы передавать предметы ссуды во временное безвозмездное пользование третьим лицам, согласие ссудодателя на такие действия явствует из самого характера установленных отношений. Иллюстрацией к этому может служить пример, приведенный Г. Н. Полянский и относящийся к деятельности библиотек, которые, получив из других книгохранилищ по межбиблиотечному абонементу книги, передают их затем в пользование своим читателям'. Однако если бы ссудополучатель передал имущество в пользование третьему лицу без согласия ссудодателя, последний имел бы право расторгнуть договор и взыскать возмещение причиненных убытков (ст. 347 ГК).
В то время как ссудодателем, по общему правилу, может быть лишь дееспособный гражданин, к ссудополучателям такое требование предъявляется не всегда. Книги в библиотеках, спортивный инвентарь в пионерских лагерях, игры и музыкальные инструменты в домах пионеров и школьников выдаются и частично дееспособным и недееспособным детям.
Что же касается юридических лиц, то правомерность получения ими имущества в ссуду зависит либо от их специальной правоспособности (когда, например, в пользование передается временно бездействующее оборудование), либо от характера самой сделки, которая не должна противоречить профилю их деятельности (как ему, например, не противоречит бесплатное использование городского стадиона для культурно-массовой работы на предприятии).
Объект. Материальный объект рассматриваемого договора составляют вещи, передаваемые одним субъектом во временное безвозмездное пользование другого. Юридический объект ссуды во взаимном договоре образуют действия по передаче и возврату, а в одностороннем—только действия по возврату полученного в пользование имущества.
' См. «Отдельные виды обязательств», стр. 202.
По своему характеру вещи, передаваемые в ссуду, почти ничем не отличаются от материальных объектов имущественного найма. Тождественны и их юридические признаки: предметом договора ссуды также должны быть индивидуально-определенные и притом непотребляемые вещи. Но некоторые вещи, являющиеся предметом ссуды, исключены из числа материальных объектов имущественного найма. Например, книги государственного или общественного фонда выдаются читателям безвозмездно и не могут предоставляться в пользование граждан с взиманием какой-либо платы. В этом выражается свойственная социализму общая тенденция. И подобно тому, как круг предметов, допущенных к отчуждению, уже передаваемых в пользование, круг вещей, которые разрешено сдавать внаем, уже тех, которые могут быть переданы в ссуду.
Форма. Договор ссуды подчиняется общим правилам ГК о форме сделок. В частности, хотя ссуда и безвозмездный договор, она должна быть облечена в письменную форму, если стоимость ее объекта превышает 100 руб. На передачу имущества в безвозмездное пользование в отношениях между гражданами распространяется также правило ст. 276 ГК, предписывающее письменное оформление договора, если он заключается на срок более одного года.
Как известно, по общему правилу ст. 46 ГК, при несоблюдении требования о письменной форме стороны не вправе в случае спора ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания, но могут приводить письменные доказательства. Это означает, что если бы ссудодатель, отрицая существование договора ссуды, предъявил виндикационный иск к ссудополучателю, последний не мог бы защищаться против иска путем обо< снования своих договорных прав, когда письменные доказательства отсутствуют, а требование о письменной форме договора не было соблюдено. Если бы, наоборот, существование договора, требующего письменного оформления, отрицал ссудополучатель, настаивая на том, что он является собственником имущества, возник бы спор о праве собственности, для разрешения которого свидетельские показания допускаются во всех случаях. Если бы, далее, ни одна из сторон не отрицала существования договора, но спор шел о его характере либо условиях
407
(например, заключен ли договор ссуды или имущественного найма, на срок или без указания срока), заявленный иск нельзя было бы обосновать свидетельскими показаниями ввиду несоблюдения письменной формы. Наконец, поскольку в отношениях между гражданами письменного оформления требует ссуда на срок более года, а стороны, не отрицая заключения договора, спорят лишь о его сроке, то при отсутствии письменных доказательств он считается заключенным на срок менее года.
Срок. В самом договоре ссуды может быть определен его срок. Однако в отношениях между организациями, если иное не предусмотрено специальными правилами, этот срок не должен превышать одного года. При включении ими условия о более длительном сроке договор считается заключенным на годичный или предусмотренный специальными правилами иной срок (ч. 1 ст. 343 ГК).
К договору ссуды, заключенному без указания срока или фактически сохраненному сторонами после истечения установленного срока, применяются правила ч. 1 ст. 278,' ст. 279 и ч. 2 ст. 343 ГК. Такой договор в отношениях с участием граждан может быть прекращен в любой момент по требованию одной из сторон с предупреждением об этом другой стороны за 3 месяца относительно строений и за месяц относительно прочего имущества. В отношениях между организациями действие подобного договора всегда прекращается по истечении годичного или указанного в специальных правилах иного срока, поскольку ни одна из сторон не потребовала прекращения договора ранее.
Права и обязанности сторон. В реальном договоре ссудодатель не несет каких-либо обязанностей, ибо свою единственную функцию — передать имущество другому контрагенту — выполняет уже в момент совершения . сделки. Но некоторые обязанности могут у него возникнуть во время действия договора.
Во-первых, на улучшения, вносимые пользователем вещи, распространяются правила, которые установлены для договора имущественного найма (ст. 293 ГК). Следовательно, улучшения, произведенные без согласия ссудодателя, изымаются ссудополучателем при условии их отделимости, а сделанные с согласия ссудодателя компенсируются им в пределах необходимых расходов. Во-вторых, за убытки, причиненные ссудополучателю недо-
статками в переданном имуществе, ответственность несет ссудодатель, поскольку он по своей вине не оговорил имеющихся в имуществе недостатков при передаче его ссудополучателю (ст. 345 ГК). Закон исходит из того, что имущество признается имеющим недостатки, если оно передано в состоянии, не соответствующем его назна-чению и условиям заключенного договора. Но ввиду безвозмездности ссуды простая неосторожность ссудодателя ему не вменяется в вину и он отвечает лишь за умысел или грубую неосторожность.
В консенсуальном договоре на ссудодателя возлагается обязанность передать обусловленное имущество ссудополучателю. В противном случае ссудополучатель вправе добиваться исполнения договора в принудительном порядке, а в отношениях между организациями он может также требовать возмещения убытков. Учитывая, однако, что ссудодатель обязался предоставить имущество во временное пользование безвозмездно, его ответственность ограничивается только убытками в виде положительного ущерба в имуществе и не распространяется на убытки в форме неполученных доходов (ст. 344 ГК).
В отличие от ссудодателя ссудополучатель несет обязанности, остающиеся одними и теми же независимо от того, является ли совершенная ссуда реальным или кон-сенсуальным, односторонним или взаимным договором.
Прежде всего он обязан использовать полученную вещь по ее целевому назначению и в соответствии с договором. Однако такая цель не всегда может быть четко определена. Иногда она достаточно точно указывается в самом договоре. Так, если клубное помещение предоставлено для проведения собрания, его нельзя использовать для организации спортивных состязаний. Но зачастую,, особенно в отношениях между гражданами, цели, для достижения которых переданное имущество может быть использовано, четко не фиксируются. Тогда они определяются общим целевым назначением вещи и характером совершенного договора в целом. Нарушение этой обязанности управомочивает ссудодателя расторгнуть договор и досрочно истребовать имущество с возмещением ему возникших убытков (ст. 347 ГК).
Ссудополучатель обязан, далее, поддерживать полученное имущество в исправном состоянии, нести расходы
по его содержанию, если иное не установлено договором, производить текущий ремонт. Он отвечает за гибель или повреждение имущества, наступившие по его вине, а риск случайной гибели возлагается на собственника с тем, однако, что вина ссудополучателя презюмируется.
Правонарушения, допущенные в связи с рассмотренной обязанностью и выражающиеся в том, что ссудополучатель умышленно или по неосторожности ухудшил состояние имущества, также дают ссудодателю право расторгнуть договор с одновременным изъятием вещи и предъявлением иска о возмещении причиненного ущерба (ст. ст. 342, 347, 292 ГК). В специально установленных случаях ссудополучатель отвечает за причиненный ущерб в повышенных размерах (например, при утрате библиотечной книги).
По окончании срока договора, а если он заключен без указания срока, то в пределах установленного льготного периода с момента предъявления ссудодателем требования, ссудополучатель обязан возвратить ему имущество в сохранном состоянии. При оценке выполнения этой обязанности естественный износ, обусловленный нормальным использованием вещи, во внимание не принимается. Прочие виды ущерба должны быть компенсированы. Имущество, своевременно не возвращенное, может быть изъято ссудодателем в принудительном порядке.
Ввиду безвозмездности договора ссуды преимущественное право на его перезаключение ссудополучателю не предоставляется. По тем же причинам договор ссуды, заключенный без указания срока, может быть расторгнут по требованию лица, к которому перешло право собственности или право оперативного управления имуществом, находящимся в пользовании ссудополучателя (ст. 348 ГК). Наконец, поскольку ссуда опирается на взаимное личное доверие ее участников, смерть гражданина или прекращение юридического лица, являющегося субъектом договора, прекращает и самый договор (ст. 349 ГК).