Основание ПЕРВОЕ. Публичное мероприятие, в котором я принимал участие, являлось законным.
14 марта 2017 года Степановой А. Э. в администрацию г. Нижнего Новгорода было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 26 марта 2017 года с 13:00 до 16:00. Целью публичного мероприятия было выразить протест против коррупции в Российской Федерации и потребовать отставки Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева. Указанное уведомление было зарегистрировано в отделе писем под номером 04-2758-17.
16 марта 2017 года публичное мероприятие было СОГЛАСОВАНО для проведения на одном из предложенных мест — площади Маркина с 13:00 до 16:00. При этом Степановой А. Э., как организатору публичного мероприятия, был вручено соответствующее согласование, заверенное печатью администрации города Нижнего Новгорода и подписью уполномоченного сотрудника.
Однако, несколькими часами позднее Степановой А. Э. было вручено новое письмо за подписью заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Холкиной М. М., в котором сообщалось, что до получения уведомления от Степановой А. Э. в администрацию города Нижнего Новгорода поступило иное уведомление о проведении мероприятия в тех же местах и в то же время, и в связи с этим администрация города не может согласовать заявленное место и время проведения публичного мероприятия. Никаких альтернативных предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия до Степановой доведено не было ни в этот, ни в последующие дни.
Указанное письмо с отказом в согласовании является незаконным, противоречит Конституции РФ и не основано на нормах Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно ст. 31 Конституции РФ, Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Это требование закона администрацией г. Нижнего Новгорода исполнено не было.
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Вполне очевидно, что уведомление о проведении публичного мероприятия было подано Степановой А. Э., которая, в соответствии с Федеральным законом, является лицом, которое вправе быть организатором указанного публичного мероприятия, а площадь Маркина в городе Нижнем Новгороде не является местом, в котором проведение публичного мероприятия запрещается.
Кроме этого, нормами Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» вообще не предусмотрена какая-либо процедура отмены или отзыва ранее согласованного уведомления о проведении публичного мероприятия.
Наконец, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причём такое предложение обязательно должно быть мотивированным. Понятие «мотивированное предложение» по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия «согласование», то заложенный в нём конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.
В нарушение указанных положений закона в письме за подписью заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Холкиной М. М. отсутствуют какие-либо предложения об изменении места или времени проведения митинга.
Указанное заведомо незаконное решение было обжаловано в Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода. Решение Нижегородского районного суда по рассмотрению указанной жалобы от 22 марта 2017 года по состоянию на 11 апреля 2017 года не вступило в законную силу.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 14 февраля 2013 № 4-П «публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения».