Объект правоотношений. Виды объектов правоотношений.

Правоотношения – урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение.

В юридической литературе существуют разные трактовки объекта правоотношения. Однако в ходе длительной дискуссии сложились в основном две концепции - монистическая и плюралистическая. Согласно первой из них, объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда - у всех правоотношений единый, общий объект.

Согласно второй позиции, более реалистичной и разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т.е. сама жизнь. Ведь законы, его нормы оказывают свое влияние не только на людей, но через них и на объекты материального мира, социальные общности, государственные структуры, институты, организации, учреждения; устанавливают или изменяют их статусы, режимы, состояния; закрепляют владение, пользование, распоряжение имуществом. А субъективное право - это право не только на действия (свои или чужие), но и на определенные блага. Что касается реагирования на правовое воздействие, то его не следует понимать слишком буквально.

Объект – это реальное благо, на достижение, использование ил охрану которого направлена реализация субъективных прав и обязанностей участников правоотношения (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Итак, в зависимости от характера и видов правоотношений (с входящими в них субъективными правами и юридическими обязанностями) можно выделить следующие объекты:

1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности). Характерны главным образом для гражданских, имущественных правоотношений (купля-продажа, дарение, залог, обмен, завещание и т.п.).

2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека). Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.

3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. Это главным образом правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.

4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что является результатом интеллектуального труда).

5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.).

3. Особенности "социологических" теорий права.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

К плюсам данной теории относятся:

· она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

· фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

· хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Минусы:

· если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

· в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

––––––Доп.–––––––

Социологическая концепция права. Право с позиции этой школы это не то, что задумано, т.е. не идея, это не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Однако отношение к действительности и её оценка неодинаковы у различных исследователей, но для всех представителей этой школы права типичен приоритет реальной действительности перед идеями и нормами, и социологическая концепция права перемещает центр тяжести на изучение поведения людей в сфере права, т.е. на изучение системы правоотношений.

Социологическая теория перемещает центр тяжести к проблеме правопонимания на изучение системы правоотношений, на поведение людей в сфере права. В Западной Европе социологическая школа права получила обоснование в начале 20 века в работах Эрлиха. Теория права, по мнению Эрлиха, должна изучать право эмпирически в связи с другими социальными явлениями. Исходная точка права лежит не в законах, а в самом обществе, поэтому источник познания права это в первую очередь, изучение жизни и документов конкретного осуществления права. Само право следует понимать ни как систему абстрактных норм, а как живой порядок, как сеть конкретных правоотношений. По мнению представителей этой концепции, право никогда целиком не содержится в текстах закона и более того, право зафиксированное в законе, и право, фактически складывающее на практике, существенно отличаются друг от друга. «Законодатель – полагал Эрлих,- не создает новую норму, а лишь обнаруживает, фиксирует её после того, как она сожилась на практике».

Наши рекомендации