Вопрос 2 Нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды, роль в механизме правового регулирования.
Нормативный правовой акт - изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Признаки: 1.Исходит от государства, выражает сбалансированную гос. волю, издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией. 2. Основное содержание н.а. составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юр силой и устанавливающие единый государственно-властный порядок регулирования социально-значимых отношений. 3. Имеет строго определенную документально-письменную форму(закон, указ, постановление) 4. Приниаются и осуществляются в юридически урегулировано процедурно-процессуальном порядке.5. Реализация обеспечивается комплексом мер гос воздействия. Отличие н.п.а от акта применения права: 1)н.п.а. направлен на урегулирование наиболее типичных массовых отношений(УК РФ), то акт применения права регулирует конкретные жизненные ситуации (приговор суда).; 2)н.п.а. рассчитан на неопределенно большое количество ситуаций, то атк применения права – на однократную реализацию. 3) н.п.а. не персонифицирован.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция- основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) ФКЗ- принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ 3) ФЗ - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества 4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую. Виды подзаконных актов: 1) указы Президента РФ - высшие по юр силе подзаконные нормативные акты; 2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных органов; 7) локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ) нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: общефедеральные;нормативные акты субъектов РФ; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.
Роль: способствует централизации регулирования общественных отношений, быстрому реагированию на изменения потребностей общественного развития благодаря четкости и доступности изложения предписаний.
Вопрос 3 Содержание правоотношений.
Правоотношения – урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. В любом правовом отношении выделяются фактическое, юридическое и волевое содержания. Фактическое – реальные действия. Оно не меняется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое - составляют воля государства и воля самих субъектов.
Субъективное право - мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. В основе субъективного права лежит интерес управомоченного лица - того, кому принадлежит субъективное правомочие. Субъективное право проявляется в трех формах:
- в праве на собственные положительные действия, например, пользоваться вещью, находящейся в собственности, включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право на совершение сделок (купля-продажа);
- в праве требования от обязанного лица определенного поведения, определенных действий, вытекающих из его обязанностей, например, провести капитальный ремонт определенного помещения; возвратить долг;
- в правопритязании, т.е. возможности управомоченного лица обратиться к компетентным государственным органам за защитой своего права (с исковым заявлением в суд, с жалобой в органы прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание есть определенная гарантия, обеспечивающая такие правомочия, как право на собственные положительные действия и право требования от обязанного лица выполнения соответствующих обязательств.
Юридические обязанности - мера должного поведения, гарантированная государством. От обязательного поведения отказаться в одностороннем порядке нельзя, оно обеспечивается принудительной силой государства. Юридические обязанности подразделяют на два вида:
- пассивная обязанность предполагает воздержание от определенных действий, поступков;
- активная обязанность - предполагает совершение определенных действий конкретного характера (выполнение алиментных обязательств, уплата налогов, пошлин, штрафов; передача вещи из незаконного владения
Билет № 16