Субъекты избирательного процесса
1) Избиратели
Характеризуются как лица, имеющие право участвовать в голосовании. И мы уже знаем кто эти лица. Если вспомним критерий всеобщности избирательного права, то мы уже в курсе, что это дееспособные граждане, достигшие 18 лет, не находящиеся в местах лишения свободы, отбывающие наказание по приговору суда.
Для выборов принципиально важно знать не кто такие избиратели, а сколько их. → В любых выборах важен учет избирателей. Выборы как процедура должны быть организованы так, чтобы, когда человек приходит на выборы, он уже мог голосовать. Чтобы каждый раз избирательная комиссия не выясняла, имеет ли право человек голосовать или нет. Поэтому заранее все избиратели вносятся в специальные списки — они учитываются. В эти списки благодаря органам ЗАГСа, главу местного самоуправления каждый месяц пишет каждый месяц специальное письмо, где указывает тех, кто умер, например. То есть всех умерших из списка нужно убрать, всех лишенных дееспособных тоже. Кроме того, избиратель голосует по месту своего жительства. Значит надо установить где проживают избиратели — на том же месте или другом. Все это надо сделать заранее. После учета, надо составить список избирателей.Учет избирателей и составления их списка — это не одно и тоже. Учет — это мы просто знаем сколько избирателей и где они проживают, а список избирателей — перечень избирателей, которые могут голосовать на конкретном избирательном участке.
Если человек включен в список, он приходит и голосует, а если нет, то тут начинаются трудности, потому что ДО того, как не включат в список, человек не может участвовать в голосовании. Нужно предъявить главе избирательного участка паспорт с регистрацией по месту жительства. (Регистрационный учет имеет большое доказательственное значение.) –> В этом случае распоряжением председателя человека включают в список. А если председатель не хочет включать или нет бесспорных доказательств (паспорта с регистрацией)? Нужно обратиться в суд с заявлением о включении в список избирателей. И суд должен немедленно рассмотреть это дело. В суде человек обязан будет доказать наличие оснований для включения в список. Это важно не когда единый избирательный округ, например, выборы президента, а когда речь идет о выборах депутатов по мажоритарным округам или выборах в местные или региональные парламенты. Поэтому мы можем быть учтены как избиратели вообще, но не включены в список. А включение в список — условие для реализации избирательного права. Списки до выборов должны быть опубликованы → за 10 дней можно прийти и проверить.
Для избирателей важно: 1) быть избирателем, 2) быть учтенными как избиратели, 3) быть включенными в список.
Список не единый, списки составляются по избирательным участкам. При учете избирателей — единый список (в муниципальном образовании), а составление списков избирателей происходит по избирательным участкам.
2) Кандидаты
Понимаются не только как физическое лицо, но и как избирательное объединение, которое выдвигает список кандидатов. Когда кандидата выдвигает объединение, сами кандидаты не являются в прямом смысле участниками избирательного процесса. На федеральном уровне сами кандидаты участвуют в двух случаях: 1) когда избирается президент, 2) когда проходят выборы 225 депутатов Гос.думы по мажоритарным округам. Избирательные объединения действуют, когда проходят выборы 225 депутатов по пропорциональной системе в Госдуму. Но мы будем называть и кандидатов, и избирательные объединения кандидатами, поскольку с точки зрения закона они обладают одними и теми же правами.
Кто может быть кандидатом? Мы знаем, кто не может быть кандидатом, и это уже немало. Значит все остальные могут. Чтобы стать кандидатом, нужно в первую очередь выдвинуться. Процедура выдвижения: 1. непосредственное выдвижение,
В составе списков
Критерий в том, выбираем ли мы кандидата непосредственно или опосредованно. Непосредственное выдвижение бывает двух видов: самовыдвижение или нас выдвигает кто-то другой (в нашей стране только партия).
В Ярославской области запрещено самовыдвижение.
ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Статья 6.Право выдвижения кандидатов
1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов.
2.Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов (далее - политические партии).
3. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями.
4. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатами, в том числе в составе федерального списка кандидатов, граждан, являющихся членами данной политической партии, а также граждан, не являющихся членами данной или иной политической партии. Политическая партия не вправе выдвинуть кандидатами, в том числе в составе федерального списка кандидатов, граждан, являющихся членами иных политических партий.
Выдвинуться это значит написать заявление в избирательную комиссию и приложить необходимые документы, из которого понятно, что вы будете участвовать в выборах. Когда выдвигает политическая партия, делает все она, а кандидат просто дает на это согласие. В тот момент, когда избирательная комиссия получает уведомление, начинается избирательный процесс.С этого моменты начинается агитационный период, т.е. кандидат может вести агитацию, создать избирательный фонд и т.д. Статус кандидата приобретается не когда зарегистрировались в качестве кандидата, а когда вы даете уведомление избирательной комиссии.Это важно! Закон разрешает еще не зарегистрированному кандидату совершать многие действия. Но для него чрезвычайно важно уведомить. А уже остальная часть действий разрешается после официальной регистрации кандидата.
Кто имеет права выдвинуть кандидата? Иногда он сам может, а иногда кто-то другой. В нашей стране только политические партии могут выдвигать кандидата. И даже не каждая партия, а только та, которая допущена к участию в выборах. А политические партии могут быть только федерального уровня. Поэтому чрезвычайно важное право — право самовыдвижения. Если его не будет, то чрезвычайно сильно ограничивается пассивное избирательное право (надо будет обязательно состоять в партии) и лицо не сможет реализовывать свое право на участие в выборах. Самовыдвижение - одна из самых главных гарантий честного избирательного процесса. В некоторых субъектах самовыдвижения нет, но на федеральном уровне есть. Самовыдвиженцев всегда мало, потому что он может рассчитывать только на себя, а выборы — чрезвычайно трудное и затратное дело. В выборах обычно побеждает тот, у кого больше ресурсов. Кроме права выдвижения, важна поддержка выдвижения. Это означает, что лицо должно доказать, что кто-то кроме него полагает возможность, чтобы оно участвовало в выборах. Поддержка выдвижения осуществляется путем сбора подписей. С момента уведомления можно собирать подписи. И время для их сбора ограниченное. Освобождены от сбора подписей партии, которые участвовали в предыдущих выборах и были допущены до распределения депутатских мандатов или те, которые набрали хотя бы 3%. Или если партия участвовала в региональных выборах и там хотя бы 1 депутат из ее списка был выбран, то такая партия освобождается от сбора подписей даже на федеральных выборах. Также освобождаются лица, которые уже были избраны. Если лицо сначала было в составе партии и получило мандат, а на следующих выборах выдвинулось самостоятельно, то это не значит, что оно имеет поддержку → ему придется собирать подписи.
Сколько нужно собрать подписей? 200 тысяч. При том, что на один субъект федерации не приходилось более 7 тысяч подписей (около 30 субъектов). Если самовыдвижение или партия выдвигает по одномандатному округу своего кандидата, то нужно собрать 3% проживающих (если в округе проживает менее 100 тыс., то нужно собрать не менее 3 тысяч подписей).
Что значит сбор подписей? Эта процедура строго регламентирована! И любое нарушение этого порядка влечет уничтожение результата. Существует форма подписного листа, если она нарушена, то уничтожается (аннулируются) все данные на этом листе. Каждый от руки должен вписать свое ФИО, место жительства и расписаться в подписном листе. Вверху должно быть написано: кандидат и субъект федерации. Если все правильно, но кандидат указан, а субъекта, например, нет, или он подписан всеми от руки, то такой лист тоже считается недействительным. Каждый подписной лист должен визироваться лицом, которые эти подписи собирало. К сбору подписей не допускаются лица, не достигшие 18 лет. Собранные сброшюрованные подписи должны быть поданы в избирательную комиссию. По закону выборка подписей осуществляется избирательно - комиссия проверяет около четверти подписей (25%). Эти подписи проверяются визуально. Все подписи можно разделить на:
1) доброкачественные (засчитываются + все непроверенные),
2) недостоверные (не принадлежит или имеются обоснованные сомнения, что эта подпись не принадлежит человеку; или если какой-либо человек написал в избирательную комиссию, что он расписывался несколько раз. В отношении них может проводиться экспертиза),
3) недействительные (собраны с нарушением закона и не имеют правовых последствий, в отношении недействительных подписей не проводится экспертиза; также это подписи, собранные с подкупом или в местах, где подписи собирать запрещено (например, учебные заведения), или доказано, что подписи собирал несовершеннолетний гражданин). Если много подписей забраковали, то лицо может быть не допущено к выборам. В этом случае оно может до собирать подписи. Но дело в том, что комиссия проверяет подписи долго (10 дней, а по факту это не соблюдается и получается дольше).
Для чего необходимо процедура поддержки кандидатов?
Чтобы избирательный бюллетень не был как ГК (в 4х частях)? Ст. 32 Конституции про поддержку ничего не говорится. Разве сами выборы не выявление поддержки? Сбор подписей фактически вводится предварительный механизм отсечения людей, которые могли бы принять участие в выборах, но по каким-то причинам не могут набрать эти подписи. Самая главная причина — организационная и финансовая. Имущественного ценза для выборов нет (избирательный фонд может состоять и из 150 рублей).
Можно ли сказать, что партии, избранные 5 лет, назад до сих пор имеют поддержку населения? Может, да, а может за эти 5 лет эти партии народ возненавидел, что теперь у них нет никакой поддержки. Выборы в демократии означают, что народ избирает лиц, которые, по его мнению, годные для исполнения обязанностей по управлению государством, это и есть поддержка этих лиц. Если поддержку надо осуществлять на выборах, то можно ли требовать установления дополнительной поддержки, чтобы уже на выборах проверить, есть ли у них поддержка? Избирательный процесс весь наполнен злоупотреблениями. Каждое новое требование влечет злоупотребления. Ни одна партия не в состоянии собрать 200 тысяч подписей без злоупотребления. Никто никогда честно не собирает эти подписи. Проверить сбор подписей бывает невозможно. Не во всех странах есть такой институт, например, в США, его нет.
Если человек идет голосовать и ничего не знает о кандидатах, даже для таких случаев предусмотрено, что на каждом участке должна быть информация о кандидатах (вплоть до информации о годовом доходе). Если бы в бюллетене было слишком много кандидатов, и избиратель не смог бы найти нужного кандидата в списке, он мог попросить помочь ему члена избирательной комиссии найти нужного кандидата. А вообще всегда кандидаты идут по алфавиту. Если лицо не владеет русским языком, то участие в выборах для него невозможно (он сможет голосовать только с помощью членов избирательной комиссии, но они его могут обмануть). Если для слабовидящих существуют специальные бюллетени, то для лиц, не владеющих русским языком, реализация права будет очень трудна. На федеральных выборах — только русский язык. На выборах субъекта может использоваться 2 языка.
Идея целесообразности о том, что будет очень много кандидатов, она приводит к ущемлению конституционных прав. Она с самого начала отсекает очень много участников избирательного процесса. Будет ли распыления результатов выборов? Нет, потому что как раз народ даст ответ, есть доверие или нет. От распыления используется барьер. По мнению Ильина, как раз выборы и являются процедурой для выявления поддержки народа, а процедура сбора подписей — безобразие. Это создает искусственный барьер выявлению воли народа. Этот барьер мешает представлению интересов меньшинства. Дело не в процентах и не в количестве подписей, а в самой необходимости их собирать. Процедура сбора подписей создает почву для злоупотреблений.
После выдвижения происходитрегистрация кандидата.После регистрации кандидат получает дополнительные права (возможности) как официально зарегистрированный кандидат. Например, право на получение бесплатного эфирного времени. Регистрация осуществляется посредством предъявления всех необходимых документов, которые избирательная комиссия должна проверить. Регистрация означает, что кандидата уже впишут в бюллетень и он считается полноценным участником.
Отмена регистрации как кандидата означает полное выбытие. Один кандидат может способствовать снятию с выборов другого (политическая борьба), например, указав избирательной комиссии на какие-либо сведения (например, наличие гражданства другого государства).
Снятию кандидата способствует совершение им действий, которые запрещены, т. к. статус кандидата подразумевает определенные права и обязанности. Какие у кандидатов есть обязанности? Главное, это соблюдать законодательство об избирательном процессе. И в частности, кандидат не в праве использовать преимущество своего должностного или служебного положения в целях проведения агитации. По общему правилу, кандидат на время выборов должен уйти в неоплачиваемый отпуск. У действующих должностных лиц возможностей всегда больше. Ограничений помимо этого достаточно много. Например, кандидату запрещается подкупать избирателей. Под подкупом понимается и вручение подарков детям, так как это не происходит вне внимания их родителей. А является ли подкупом обещание кандидата, что если его выберут, он будет раздавать бесплатно хлеб всем желающим? Нет, это не подкуп. Подкуп означает передачу/предоставление непосредственно ценностей/благ избирателям для того, чтобы они проголосовали. Агитация, собственно, и состоит из обещаний кандидатов. Если кандидат пообещает заплатить избирателям после голосования, то это будет подкупом. Еще одно ограничение — кандидат должен вести корректную агитацию. Это значит, что кандидат не должен распространять недостоверные сведения, а также сведения, порочащие честь и достоинство других кандидатов, и вообще он должен вести агитацию только в отношении самого себя. Если нарушение происходят неоднократно, то кандидат может быть снят с участия в выборах.
Главные права кандидата в том, что он получает особый статус. Например, 1) в отношении кандидата нельзя обычным образом возбудить уголовное дело. 2) использование средств СМИ (при определенных условиях предоставляют бесплатное эфирное время). 3) уход в специальный неоплачиваемый отпуск (за человеком сохраняется его рабочее место) и др.
3) Политические партии
Их деятельность часто рассматривается как самая главная гарантия конституционных политических прав. В нашей конституции слово «партия» вообще не используется. Но у нас есть ст.30.
Статья 30 Конституции РФ
1.Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2.Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Фактически партия — это вид объединений. У нас существует специальный закон — ФЗ «О политических партиях». Политическая партия отличается от других объединений тем, что только политическая партия может быть участником выборов.