Тема 8 «Право на выбор национальности»
Право определять и указывать свою национальную принадлежность. Статья 26 КРФ Статья 26
1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Право на выбор национальности чрезвычайно важно. Так ЕСПЧ выводит его к неприкосновенности частной жизни. Наша Конституция РФ также выводит это право, т.к. оно имеет чрезвычайно важное значение для человека. Человек как биологическое существо имеет право на жизнь, как социальное существо-достоинство личности. При умножении права на жизнь и достоинства личности – образуется независимость (свобода и личная неприкосновенность - с внутренней стороны и неприкосновенность частной жизни с внешней). Есть еще одна характеристика, определяющая взгляды человека. Так, вопросы крови всегда являлись самыми главными для человека. Национальность - объективная характеристика человека. Многие другие аспекты конституционных прав, они трактуются исходя из национальных традиций и особенностей.
Национальность - определенная этническая группа с особыми взглядами на жизнь, традициями, внутренними ценностями. Человек, родившийся в этнической группе, перенимает стереотипы поведения, считая его своими собственными (в некоторой степени они и есть его собственные). Это все переплетено, следовательно, можно сказать, что объективный признак.
Какой бы мультикультурной не была б Европа, но, тем не менее, многие нации сплоченные, а традиции сохраняются, поэтому многие конституционные права могут трактоваться по-разному, для одной национальности - нарушение права - может быть более болезненным, а для другой - менее болезненно.
В нашем обществе, в котором крепкие семейные связи, осуждается тот случай, если лицо бросает своих родственников, но может быть и такое общество, где это не так. Поэтому оценка, которую мы давали может быть более мягкой. Если люди считают, что что –то не входит в их частную жизнь и не должно входить, то и посягательство на это не будет причинять такого урона, как для других национальностей.
Каждый имеет право определять и указывать свою национальность.
1) Каждый вправе выбирать (указывать) - говорить всем свою национальность или не говорить, никто не может требовать вас сообщать это.
В СССР была графа «национальность». Необходимо было указывать свою национальность, а в случае указания другой национальности это расценивалось как сообщение недостоверных сведений, что приводило в определенного рода проблемам. Однако обязанность указания своей национальности, которое впоследствии влияет, например, на трудоустройство,- это дискриминация.
Ч.2 ст.19
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Независимо, следовательно, национальность не должна приниматься во внимание в отношении государства и людей. Если это принимается во внимание, то это дискриминационный подход к различным группам населения.
2) Определять национальность. Национальность - объективная категория (т.к. определяется от родителей) указание национальности - указание на общность.
Национальность - объективная характеристика личности, которая связана с достоинством личности. Когда есть возможность выбора. Какое имеет значение, если отношение к людям не имеет отношение к их национальности. Говоря о переселении из других государств на территорию СССР в советское время использовался институт соотечественничества, поэтому в сов время невозможны были конфликты на национальной почве благодаря этому. Однако парадокс в том, что в п.5 было предусмотрено обязательное указание национальности.
Поэтому в нашем многонациональном государстве не имеет значение национальность, к тому же невозможно точно определить национальность из-за смешения кровей. Иногда национальность может иметь значение, Например, гражданин обращается в КС о том, что нет в паспорте графы «национальность», а он ею гордится, но КС говорит, что все конституционно т.к. паспорт для других целей. Т.к. указание национальности - это частное право для частной жизни. Государство не мешает осуществлению этого права и позволяет выражать его различными способами.
Человеку должна быть дана возможность говорить о своей национальности, разрешено ее проявлять, т.к. это достоинство человека, он хочет защищать ее и проявлять, но государство не обязано предоставлять все эти возможности.
Право выбора образования очень часто связано не столько с национальностью, но и с
Требование образования на родном языке, вот это государство должно постараться обеспечить. Т.к. если не будет носителей языков, то культура и язык будут угасать. Например, пользование родным языком позволяет требовать переводчика в суде (не только иностранные граждане обладают этим правом, но и не знающие русский граждане РФ). Если человек не владеет русским языком, то он не может в достаточной степени участвовать в решении своей судьбы в суде. Также и в государственных органах: разговор с Вами будет вестись на том языке, каким владеете. Без языка затрудняется осуществление всех прав, т.к. необходимо общение на основе языка. Не может государство ввести только один язык. А полиция не имеет право требовать людей, говорящих на непонятном для ее сотрудников языке заставить их замолчать. Если человека в республике заставляют изучать язык этой республики. Например, Чеченская республика, вы будете обязаны изучать этот язык, т.к. проживаете в месте компактного проживания определенной национальности. Вы получаете образование в соответствии с утвержденной субъектом программой. В каждом субъекте, обладающим еще одним языком, помимо русского, вам будет необходимо использовать и этот язык в том числе.
Если в какой-то местности компактного проживания, в котором 50\50 используется язык федерации и субъекта, то какой из языков выбрать. Этот вопрос очень тонкий., связан с тем, что надо установить баланс между национальностями. Поэтому языковой выбор связан с крупными этносами (башкиры, татары). Закон говорит о том, что все языки, на которых говорят в РФ, могут изучаться в РФ.
Право на свободу передвижения.
Статья 27 Конституции:
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Свобода передвижения означает свободный выбор того, где находится, проживать в определенный момент времени. Это личное заградительное право. Т.к. этому праву может мешать осуществлению этого права. Государство не должно устанавливать ограничение этому праву. Например, супруги находятся в разных местах, и это им гарантировано конституцией.
В первую очередь это связано с государством, т.к. ему необходимо знать где и зачем находятся граждане (например, военная служба, избирательные функции). Если граждане перемещаются, как броуновское движение-то это очень сложно отследить их для государства. Поэтому в СССР появляется институт «прописки». Это значит право на проживание в определённом месте. В более строгие времена необходимо было получение выдать паспорт (например, колхозы). Без права проживать в определенном городе, нельзя было получить работу. Ограничение, вводимое пропиской, ограничивало все другие конституционные права, поэтому КС признал огромное число законов не соответствующими конституции. Вместо прописки в настоящее время появляется новый институт – «регистрация». Например, можно голосовать при наличии регистрации. Следовательно, БОМЖи лишались, например, права голосовать вследствие отсутствия регистрации, точнее не лишались, а просто не могли его осуществить. В этом смысле фактически нарушалось данное право, т.е. ст. 27 фактически ограничивала возможность голосовать. Теперь при предъявлении паспорта, можно проголосовать. В этом состоит и свобода передвижения - когда не ограничиваются права вследствие проживания в любом месте РФ.Свобода передвижения защищает и другие права, запрещая ограничения прав вследствие привязки к определенному месту.
Свобода избирать место жительства- возможность проживать в любом городе независимо от разрешения, а его регистрация последствие после приобретения жилой площади. Это чрезвычайно важное право было выстрадано нашим государством. Это право гарантируется каждому, кто законно находится на территории РФ.
Что значит законность? Нахождение на территории РФ граждан - законно. В соответствии с ч.2 ст.27 никто не может быть лишен права возврата на Родину (А.В. Ильин проводит здесь отождествление Родины и РФ).
Не может быть распространено на иностранцев и лиц б\гражданства. В отношении их может быть ограничено право свободы передвижения по территории РФ. Каждое государство может ограничить въезд граждан другого государства на свою территорию без объяснения причин. Это и есть суверенитет государства. Теперь гражданин РФ не может быть выслан, т.к. он не может быть лишен гражданство. Нельзя лишить гражданства. Ч.3 ст.6 КРФ
1.Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3.Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Бельгийские полицейские взяли наркоторговца. Он съел наркотик, но т.к. бельгийские полицейские вкалывают рвотное средство, то, изрыгнув наркотик, съеденный задержанным ранее, полицейские указали, что он сам предоставил им доказательства. Пожаловавшись в ЕСПЧ, наркоторговец получил ответ о том, что он был вынужден свидетельствовать против себя.
Речь идет об иностранных гражданах и лиц б\гражданства. Этим категориям можно получать визу на въезд и выезд. Бывает вид на жительство (разрешение на проживание) бывает рабочая виза (на проживание и труд). Если срок истекает, лицо подлежит высылке (реамнистии) из РФ. Сноуден, например, может ездить куда угодно по РФ вплоть до истечения срока действия документов (либо продление этих разрешений). Кроме того, разрешение на работу квотируется. Но на обычные визы оно, как правило, не распространяется. Данное права регулируется «Законом о порядке въезда и выезда в РФ» (это административное право)
По ч.1 ст.7 может быть ограничения на территории РФ, т.к. есть определенные местности, которые нельзя посещать (например, приграничные зоны, закрытые административные территориальные образования), но такой запрет может быть неконституционен. Не только для иностранных граждан, но и граждан РФ. Вход на юрфак только по карточкам- не ограничение ч.1 ст.27, т.к. это не публичное место. Частный сервитут-частные территории не обеспечивают осуществление права передвижения.
Ч.2 ст.27. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Очень важное право очень право свободно выезжать. Раньше вы должны были получать не только въезд, но и выезд визу. Теперь все могут беспрепятственно покидать РФ. Это право характеризует свободу. Тюрьма характеризует ограничение свободы, т.к. нет права выходить. Поэтому с этой точки зрения страну можно сравнить с тюрьмой, если нет права покидать страну. Все вопросы на таможне на выезде-противоправны. Чтобы лицо воспользовалось правом выезда, необходим загранпаспорт, кроме того он использоваться как механизм ограничения выезда. Может быть отказано в выезде из РФ – доступ к гостайне. Без загранпаспорта невозможно выехать за пределы РФ. Для всех служащих павоохранительных органов действует разрешительный режим - необходимо получение разрешение на паспорт, а потом разрешение на выезд.
ЗАДАЧА. Закон «Об исполнительном производстве» разрешает на полгода запретить выезд гражданам, которые имеют задолженность по решению суда. Часто граждане узнают об этом только на таможне.
Конституционно это или нет? Здесь выступают следующие права:
1) право на свободу передвижения
2) право на судебную защиту и исполнение судебного решения.
Где граница одного права, а где другого? Необходимо анализировать пропорциональность этих прав. В таком случае, надо смотреть с какой целью человек выезжает. Как запрет - неконституционен (т.к. он не дифференцирован). С одной стороны - личное право и его реальное ограничение. С другой- имущественные. Личные дороже, т.к. их границы менее поддаются сужению. Надо понимать, где границы этого права. Само по себе ограничение выезда. Здесь несоразразмерно. Дифференцировать из цели поездки - невозможно.
Другие способы ограничений. Самый распространенный запрет - если выезд с несовершеннолетним - необходимо соглашение обоих родителей. Если один из родителей отказывает, то получается, что один человек может запретить выезд другого человека, тем самым ограничивая его право на свободу передвижения. Здесь необходимо проверить по какой причине выезжает ребенок.
Что касается государственной тайны - лицо имеющее доступ к ней, то лицо не может без разрешения выезжать долгое время. В настоящее время необходимо получать разрешения. Этот запрет вводится в целях ограничения государственной безопасности.
Полковник генштаба судился об обеспечении жилого помещения в ЕСПЧ. Приходит он в генштаб дать разрешение на выезд в Страсбург. Начальник генштаба отвечает, что нашего полковника самый высокий доступ, значит, ему нельзя выезжать 25 лет. Далее полковник опять обращается в ЕСПЧ, т.к. запрет на выезд на заседание. Вместо того, чтобы его пустить полковника, генштаб говорит, что он не выездной. ЕСПЧ постановляет, что даже на заседание ЕСПЧ он не может выехать. Полковник жалуется в КС, но тот отвечает, что все конституционно.
Конституционно ли это? Может ли полковник все разболтать, не выезжая за пределы РФ? Может. Следовательно эта цель (цель сокрытия гостайны) - не будет достигнута, но будет достигнута цель наказания за разглашения гостайны.
Президент, депутаты, бывший президент имеют право на выезд.
Следовательно, в данном случае вопрос цели. Могут ли права отдельных личностей ограничены для интересов государства. Ч.4 ст.29 КРФ - Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
а также другие способы, которыми определяется гостайна.
Лучше всего все дифференцировать и исходить из конкретной ситуации, но правоприменитель не сможет охватить все аспекты, поэтому наше законодатель либо все разрешает, либо все запрещает.
Следовательно, устанавливает определенные сроки, т.к. идет расчет на то, что это будет уже не тайна по пришествии этого времени. В случае продление срока невыезда из-за гостайны, никто не сможет проверить правдивость этого факта, т.к. это гостайна. Вследствие этого, это нарушения. Т.к. право содержит въезд и выезд.
С такими правами надо быть аккуратными. Следовательно, ограничивая это права для военнослужащего полностью, т.к. возможно наступление военного времени.
Каждый, кто законно находится, может выезжать. А неконституционно, т.к. на длительное время это лицо ограничено в праве свободы передвижения ради эфемерных целей.
В случае содержания в местах лишения свободы - это право ограничивается для достижения других целей. Ограничение права выезда в таком случае будет законно.