Федеральный конституционный закон
Федеральный конституционный закон
Федеральный закон
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации
Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ,
Акты органов местного самоуправления.
Конституционно-правовые договоры и соглашения
Федеративный договор
7. Конститу́ция (от лат. constitutio — «устройство») — основной закон государства. Нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - в ряде стран один из главных источников конституционного права
Органический закон — особый вид закона, который по своей юридической силе находится между обычными законами и Конституцией. Используется в некоторых странах.Органический закон, в некоторых странах именуется фундаментальный закон или конституционный закон Охватывает законодательство, регулирующее основы государственного строя. Важнейшим из органических законов является конституция. Законодательство России не использует термин «органический закон
Закон в юриспруденции — в узком смысле это нормативный правовой акт высшей юридической силы, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определенные общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.[1]
Закон является основным источником права в странах континентальной правовой семьи.
8.Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1]. Нормативный правовой акт в Российской Федерации является основным, доминирующим источником права.
9. В зависимости от конституционных решений такими органами могут быть:
– глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции, административные суды, которые осуществляют конституционный контроль либо специально наряду с другими своими функциями, либо (чаще всего) в ходе осуществления других своих функций;
– специализированные органы конституционного контроля, которые бывают либо судебными, либо квазисудебными органами
10. Отсюда первую группу нетрадиционных юридических источников, предусмотренных Конституцией РФ и иным федеральным законодательством России, должны составить:
а) правовой обычай;
б) нормативный договор;
в) нормативные акты общественных объединений.
Во вторую же группу собственно нетрадиционных источников должны войти:
а) правовая доктрина;
б) правоприменительная практика ]
11. Национальные системы права регулируют внутригосударственные отношения. одной из таких форм воздействия внутреннего права на международные отношения. Конституция Российской Федерации установила, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (п. 4 ст. 15).
Следует отметить, что Конституция Союза ССР 1977 г. провозгласила основой внешней политики государства принципы международного права, в том числе и такой, как выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 29). Национальное право прежде всего отражает происходящие в государственно-организованном обществе изменения.
государства, т.е. быть имплементированы во внутреннее право. Важное средство имплементации представляет трансформация, которая проявляется в нескольких формах (прямая, опосредствованная, смешанная).
Наиболее распространенной является смешанная трансформация, которая представляет собой сочетание элементов первых двух видов трансформации.
12. Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и России) и противопоставляетсяанглосаксонскому праву.
судебный прецедент является основой правовой системы (см. Общее право), хотя важную роль играют также актыстатутного права
на основе рецепции римского права.
романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы:
§ группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, латиноамериканских государств).
§ группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, России, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, );
§ группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).
14. . В России до революции 1905 также использовался термин «государственное право», однако после принятия Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и внесения изменений в Основные государственные законы Российской империи стал употребляться термин «конституционное право»
В царской России не было конституции. Существовали так называемые Основные государственные законы, в которые революция 1905 года заставила внести некоторые статьи буржуазно-демократического порядка.
30 марта 1918 года Центральный комитет РКП (б) поставил вопрос о подготовке Основного закона, который должен был решить общие проблемы управления государством. Первым основным законом стала конституция РСФСР от 10 июля 1918 года. 9 июля 1918 года первая советская конституция вступила в силу. Она соответствовала первому этапу развития советского общества и государства.
11 мая 1925 года была принята Конституция РСФСР
21 января 1937 года из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году, принята новая Конституция Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР»
Конституция РСФСР 1978 года
Конституция 1993 года: особенности нового этапа развития российского конституционализма
Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная
система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.
17. Конститу́ция (от лат. constitutio — «устройство») — основной закон государства[1]. Нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества,
особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны
18. Временные и постоянные конституции
Классификация по содержанию и характеру конституций многообразна и отражает различные признаки определяемого конституцией строя. По форме правления, определяемой в конституциях, их можно в зависимости от порядка замещения должности глава государства, разделить на монархические и республиканские, по устанавливаемой форме политико-территориального устройства на федеративные и унитарные. В федеративных государствах конституции можно разграничить на федеральные и национальные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций). По оформляемому политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные, среди последних выделяются еще тоталитарные
19. Способы конституционной легализации государственной власти зависят прежде всего от порядка разработки и принятия конституции. Хотя с формальной точки зрения принятие конституции само по себе свидетельствует об определенной стабильности власти, не всякий способ принятия основного закона легализует государственную власть в подлинном смысле этого слова и тем более делает ее легитимной. Подготовка проекта конституции осуществляется различными путями. В редких случаях проект от начала до конца создается Учредительным собранием (Италия в 1947 г.) или парламентом (Шри Ланка в 1978 г.). Ведущую роль в обоих случаях играет конституционный комитет, который создается представительным органом и разрабатывает основные положения проекта. Весьма значитель
ной бывает и роль пленарных заседаний в подготовке проекта (Италия, Индия). В России конституцию 1993 г. под! 01 овило Конслтуционнос совещание с широким участием представителей политических партий, общественных организаций, предпринимателей, субъектов федерации, государственных органов. Оно было создано в соответствии с указами Президента РФ.
В некоторых странах конституционная комиссия для разработки проект создается представительным органом (парламентом), в других — президентом или правительством (гак был подготовлен проект конституции Франции 1958 г., вынесенный затем на референдум, минуя парламент). В ФРГ проект конституции 1949 г. был подготовлен Парламентским советом, состоявшим из представителей региональных парламентов (ландтагов земель) и утвержден командованием оккупационных войск. В Алжире проект конституции 1989 г. подготовила группа советников при президенте, затем он был вынесен на референдум. После военных переворотов проекты нередко разарабатываются военными правительствами, назначенными ими комиссиями (конституция Турции 1982 г., конституция Нигерии 1989 г. и др.).
При предоставлении независимости колониям проекты конституций будущих новых государств были подготовлены соответствующими министерствами колоний метрополий (Нигерия 1964 г.), местными властями с участием советников метрополии (Мадагаскар 1960 г.), на заседаниях «круглых столов», где присутствовали представители колониальной державы и деятели национально-освободительного движения (Зимбабве 1979 г.).
Учреди́тельное собра́ние (в русском калька с фр. assemblée constituante) — временный представительный орган, созываемый с целью определить государственное устройство и основные законы страны в случае нарушения преемственности власти (революции, государственного переворота, гражданской войны, иностранной оккупации, политического кризиса, угрожающего целостности государства). После принятия соответствующих решений учредительное собрание должно самораспуститься и уступить место регулярным органам власти.
Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установленоразделение властей.
20.Рефере́ндум (от лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Октрои́рование (фр. octroyer — жаловать, даровать) — способ принятия конституции в государстве.
Наряду с традиционными способами принятия конституции, такими как принятие конституции парламентом или на референдуме, существует принятие конституции действующим главой государства — монархом, президентом или дарование конституции колонии, зависимой территории метрополией. Такой способ и называетсяоктроированием. Впервые октроирование было применено во Франции: 4 июня 1814 года вступила в силу «хартия 1814 года», октроированная королём Людовиком XVIII
21. Специализированный конституционный контроль (надзор) — важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. Наряду с ним есть и другие: прокурорский надзор за законностью, роль президента как гаранта конституции, деятельность уполномоченных парламента (омбудсманов и др.).
Существует ответственность должностных лиц за нарушение конституции (рассматриваемые ниже импичмент, предание высших должностных лиц особому суду), возможны репрессивные меры с целью пресечения нарушений конституции (запрещение по суду деятельности политических партий, подрывающих конституционный строй, введение чрезвычайного положения).
Особую роль игра ет конституционный контроль — судебный, специальных органов, a i некоторых странах (Франция) — контроль со стороны административных судов (особенно их высшего органа).
США, где действующая сегодня консти
туция 1787 г. была принята в совершенно иных социально-экономических и политических условиях. Почти за два столетия существования конституционного надзора (с 1803 г.) суды, и прежде всего Верховный суд США, своими толкованиями создали практически новую, «живую» конституцию.
Новые нормы конституционного права создаются органами конституционного надзора и в других странах (Индия, Италия, Канада, Франция и т.д.).
В ряде стран некоторые функции конституционного контроля выполняет президент, который в соответствии с основным законом является
гарантом конституции (Франция
В социалистических странах функции конституционного контроля (надзора), особенно за конституционностью принимаемых законов, были возложены на сам парламент, а также на его постоянно действующий орган (президиум высшего представительного органа, государственный совет и др.).
В ряде стран функции конституционного контроля (надзора) вверены специальному органу — конституционному суду (Германия, Италия
Особое значение имеет судебный и квазисудебный конституционный контроль. В большинстве стран англосаксонской системы права (Австралия, Индия, Канада, США и др.) эту функцию выполняют общие суды,
В некоторых мусульманских странах создаются конституционно-религиозные советы. В Иране конституционный контроль осуществляет своеобразный орган— наблюдательный совет, состоящий из 12 человек:
Верховный Суд США)
22. Конституционный контроль — особый вид правоохранительной деятельности.
Заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.
Существуют предварительный контроль, который осуществляется до вступления в силу закона, и последующий (в отношении действующих законов).
России конституционный контроль осуществляет специальный конституционный суд (Германия, Австрия и др.).
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР. - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции
а) всеми судами общей юрисдикции (например, США, Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия, Япония) б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (например, Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада Филиппины, Швейцария, ЮАР); в) специальными конституционными судами, для которых К. н. — главная функция (например Австрия Италия, ФРГ, Турция, Кипр); г) особым органом несудебного характера (например, Конституционный совет во Франции). Объектами К. н. могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти (в тех странах, где нет системы
Виды конституционного контроля
Они могут классифицироваться по различным основаниям:
а) по времени существования конституционный контроль может быть предварительным или последующим. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу. Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные акты;
б) по месту существования конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний – иным органом. Внутренний контроль как правило предварительный, однако есть примеры и последующего внутреннего контроля. Нередко такой контроль носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. Внешний контроль в большинстве случаев последующий. Во всяком случае не принятые еще проекты актов, как правило внешнему контролю не подвергаются
с) с точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть: консультативным и постановляющим. Решения в порядке консультативного контроля моральной, а не юридической системой. юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решения принимаемые в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: но если оно объявляет акт соответствующий конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу. Чаще всего под конституционным контролем понимается именно постановляющий контроль.
23. Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.
Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт, в случае признания его неконституционным.
Конституцио́нный сове́т Фра́нции (фр. Conseil constitutionnel) — орган конституционного контроля Франции, сформированный в 1958 году, сразу после принятия Конституции Пятой республики. 9 человек, назначаемых сроком на 9 лет без права переназначения Президентом республики и спикерами Национального Собрания и Сената . 23 июля 2008 года сделанный ими выбор должен получить последующее одобрение Парламента: так, эти деятели должны быть заслушаны профильными комиссиями палат; «президентская квота» рассматривается на совместном заседании компетентных парламентских комиссий
24.Конституционный статус – это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ.
Конституционный статуе личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:
1. человек, его права и свободы — высшая ценность;
2. все граждане имеют права и свободы от рождения;
3. граждане имеют равные права;
4. основные права и свободы граждан не отчуждаемы;
5. осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;
6. основные права и свободы гарантированы государством.
Гражда́нство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
§ Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.
ражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения (п. 2)
§ Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3)
§ Гражданин России не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его (п. 4)
§ Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (п. 5)
§ Российская Федерация поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (п.
По праву крови (лат. jus sanguinis) или получение гражданства через брак родителей — ребёнок приобретает гражданство в случае, если его родители (или один родитель) имеет гражданство данного государства.
По праву почвы (земли) (лат. jus soli) — ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого был рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве.
25. Натурализация — юридический процесс приобретения гражданства на основе добровольного желания соискателя гражданства. Натурализация переход в подданство другой страны.
отказ от гражданства — прекращение гражданства по инициативе гражданина. (С введением в действие Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» введена новелла, согласно которой выход гражданина Российской Федерации из гражданства запрещён, если ходатайствующий о выходе из гражданства не представит доказательства подтверждающие приобретение им другого гражданства.)
лишение гражданства — прекращение гражданства по инициативе государства. (В соответствии с новой Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г. гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства.)
мена гражданства — переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды.)
§ апатрид (лицо без гражданства) — лицо, которое не рассматривается в качестве гражданина каким-либо государством в силу его закона.
§ бипатрид — лицо, имеющее доказательства наличия у него гражданства двух государств. Бипатридами также обычно называют и лиц, имеющих более одного гражданства.
26. В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.
Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются на три категории:
1. Постоянно проживающие – имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
2. Временно прибывающие – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.
3. Проезжающие через территорию Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ4, иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и другими правовыми актами.
Иностранные граждане могут проживать в Российской Федерации при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.5
Иностранные граждане могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в России в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ.
На иностранных граждан не распространяется законодательство РФ о воинской обязанности и военной службе.
На иностранных граждан возлагаются специфические обязанности. Они могут постоянно проживать в России, если имеют на то разрешение и вид на жительство
· Они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, например, Президента РФ; командира экипажа воздушного суда, работать в милиции;
· Они не допускаются к деятельности связанные с государственной тайной;
· На них не распространяется воинская обязанность;
· Иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением граждан СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде, могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;
· Они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов: видов на жительство, заграничных паспортов и др.;
· Для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборов места жительства;
· Для них предусмотрена такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, которая заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством РФ,- в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства их Российской Федерации.17
Гражданин Российской Федерации, имеющий также двойное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом о двойном гражданстве.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации двойного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации
Двойное гражданство-это наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства.
Позиция Российской Федерации в отношении двойного гражданства определяется статьей 6 ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации32
27.Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.
Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
ассмотримклассификацию прав человека.
Права человека в современной трактовке различаются:
по времени возникновения (поколения прав человека);
сферам активности (личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы
Первое поколение включает традиционные ценности классического либерализма - это личные (гражданские) права, которые олицетворили индивидуализм и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего данные права.
Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий, которые призывают государство ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать всем людям достойное существование.
третьего поколения прав человека. коллективные права (права солидарности) — на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых нрав индивида. Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности. коллективные права не должны ушемлять права индивида.
Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:
личные (гражданские);
политические;
социально-экономические, культурные
28. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В мировой конституционной теории и практике общепризнанно, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах
Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом (который пока не принят) и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статьями Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, гарантии против сбора информации о чьей бы то ни было частной жизни, свободу совести, свободу предпринимательства, право на жилище (это так называемые «абсолютные права и свободы»), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой набор этих прав,
ограничение права (свободы)» ограничение прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности
29/30.
.ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ — основополагающий принцип конституционного статуса личности, означающий юридическое равенство граждан перед законом и судом.
Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:
личные (гражданские);
политические;
социально-экономические, культурные
право на жизнь
свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России
Достоинство личности
Избирательное право
Право на информацию.
Право на объединение
Право на жилище
федеральный конституционный закон
Федеральный закон