Одноэлементные (простые) конституционные институты
Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты могут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от социально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.
4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты
Конституционно-правовое отношение— это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Особенности К-пр отношений:
1) отличаются своим содержанием, т. е. возникают в особой сфере отношений, которые составляют предмет конституционного права;
2) особый субъектный состав. Среди субъектов
конституционно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений
(государство, народ, нации, народности и др.);
3) обладают значительным политическим потенциалом; характеризуются высоким уровнем обобщения; специфическими источниками и большим разнообразием.
Субъекты: орг гос вл и их д л, орг местн самоупр и их д л, гр-не РФ, иностр гр-не, без гр-ва(беженцы, вынужденные переселенцы), общ объединения.
5. Понятие и сис-ма источников КП России
Источники КП – внешняя форма выражения К-пр норм.
Источники КП – юр формы, сп-бы выражения правовых норм, регулирующие общ отношения, составляющие по своему содержанию предмет КП.
Система источников КП:
Конституция РФ(имеет высшую юр силу и применяется на всей террит РФ), международные договоры, ФКЗ,ФЗ, акты палат ФС РФ, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Прав-ва, договоры фогв и огв субъектов РФ, постановления К суда, К респ-к в составе РФ, уставы краев, обл, авт образований, г Москвы, г Санкт-Петербурга, договор между суб РФ, законы суб РФ, иные нпа суб(указы мэра, постановления московской обд Думы), уставы муниципальных образований, иные нпа местного самоуправления.
6. Законы в РФ их виды, действие по юридической силе, в пространстве, времени и по кругу лиц
Закон – это нпа, который принимается высшими орг гос вл или в порядке референдума и регламентирует наиболее важные стороны общ жизни.
Виды законов по юридической силе: Конституционные(К, законы,вносящие изм в К и ФКЗ), обыкновенные(текущие тематические законы, принимаются в обычном порядке), кодифицированные( кодексы, основы зак-ва(о здравоохранении)).
Действие во времени определяется 2мя моментами: его вступлением в силу и утратой юр силы.
Нпа вступают в силу:
1. по истечении опред срока с момента офиц опубликования(фкз и ФЗ вступ в силу через 10дн после опубликования, указы-7дн)
2. с момента, указанного в самом нпа или др акте, вводящем его в действие
3. с момента принятия
Нпа утрачивают силу:
1. в связи с его прямой отменой
2. принятие нпа, устанавливающего новый порядок регулирования тех же отношений(замена)
3. по истечении срока, установленного в нпа
Законы не имеют обратной силы за искл случаев, указанных в них самих(т е положения принятого закона не распр на те отношения, кот б ранее)
Действие в пространстве. Нпа распр на всю террит гос-ва или ее часть(законы суб гос-ва).
Экстерриториальность – принцип, в соотв с кот юрисдикция гос-ва не распр на отдельные участки и лиц в пределах границ данного гос-ва( дипломатические представительства, неприкосновенность главы гос-ва при визите в др страну).
Нпа по общему правилу действует в отношении всех лиц, находящихся на террит гос-ва. Искл:
1. лица, обладающие дипломатич иммунитетом
2. иностр гр-не, лица без гр-ва не м б суб некоторых правоотношений
3. нормы гос-ва действ в отнош гр-н, находящихся за его пределами
7. Понятие и сущность Конституции РФ. Предмет и объект К регулирования
Конституция от лат «установление». К - основной з-н гос-ва, имеющий высшую юр силу и закрепл пр и св чел и гр-на, а также взаимоотношения орг гос вл и самоуправления.
К – основной з-н гос-ва, закрепл основу общ, экономич строя данной страны, форму правления и устройства гос-ва, правовое положение личности, а также компетенцию огв и орг местн самоупр.
Сущность:
1. нпа
2. имеет высшую юр силу
3. прямое действие и применяется на всей террит РФ
4. основа для всего текущего зак-ва
5. воплощает общепризнанные пр-пы и нормы международного права
6. принимается многонациональным народом
7. закрепл пр и св в качестве высшей ценности
Предметом К регулирования являются базовые основополагающие общ отношения, проявляющиеся во всех сферах жизни, общества и гос-ва и связанных с основами К строя, пр и св чел и гр-на, устройством гос-ва, деят орг гос вл и местн самоуправления.
Объекты.
8. Форма и структура Конституции РФ
Форма К –это способ организации заключенного в К правового материала (норм, институтов, принципов).
Форма КРФ - писанная (единый кодифицированный акт или документ, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юрид. силой)
Структура- это ее внутреннее строение, подразделение на части, разделы, главы, статьи, пункту, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения.
Структура КРФ: 1)Преамбула; 2)Раздел 1(Гл.1 Основы конституционного строя, Гл.2 Права и свободы человека и гражданина, Гл.3 Федеративное устройство, Гл.4 Президент РФ, Гл.5 Федеральное Собрание, Гл.6 Правительство РФ, Гл.7 Судебная власть и прокуратура, Гл.8 Местное самоуправление, Гл.9 Конституционные поправки и пересмотр КРФ); 3)Раздел 2 (Заключительные и переходные положения).
Преамбула- определяются цели и задачи государства: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.
Гл.1 Основы конституционного строя - определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.
Гл.2 Права и свободы человека и гражданина - закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в РФ; принципы гражданства в РФ; система гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; конституционные обязанности человека и гражданина.
Гл.3 Федеративное устройство - полный исчерпывающий перечень наименований субъектов РФ, конституционный статус РФ и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.
Гл.4 Президент РФ- закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.
Гл.5 Федеральное Собрание- закрепляют: статус Фед. Собрания - парламента как представительного и законодательного органа РФ; порядок формирования Фед. Собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации и Гос. Думы; нормы о законодательном процессе в РФ.
Гл.6 Правительство РФ- закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.
Гл. 7 Судебная власть и Прокуратура- определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного Судов РФ, Прокуратуры РФ.
Гл.8 Местное самоуправление– закрепляет: систему местного самоуправления в РФ; функции местного самоуправления в РФ; гарантии местного самоуправления.
Гл.9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции- состоит из 4 статей, содержащие нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой КРФ.
Раздел 2 Заключительные и переходные положения Конституции- состоит из 9 частей. В них определяется дата принятия и вступления КРФ в силу, содержится указание на приоритетность положений КРФ, устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории РФ до вступления в силу КРФ, а также порядок осуществления полномочий Президентом, Правительством, судами РФ в связи с изменением их статуса действующей КРФ и др. Предусматривается порядок изменения и пересмотра положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела КРФ.
9. Функции и юр свойства К РФ
Функции КРФ:
1)Юридическая – закрепляет мех-м строгого соблюдения норм К;
2) Социальная – закрепл условия для создания достойной жизни, благополуия, свободного развития личности;
3)Политическая - отражает роль КРФ в закреплении и развитии основ гос. политики, взаимодействие полит. институтов общества в функционировании всей полит. системы;
4)Мировоззренческая (идеологическая) - КРФ провозглашает и защищает важнейшие ценности- права и свободы человека и гражданина, полит. плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляющие определенную идеологию- систему идей;
5)Интегрирующая - обеспечение единства и неделимости государства, препятствовать его территориальному распаду
6)распределяет компетенцию между органами гос вл
Юрид. св-ва КРФ- совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия К, ее строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих ее место в правовой системе страны:
1)Верховенство КРФ- характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость на всей территории РФ;
2)Стабильность- это неизменность основных положений КРФ при неизменяющихся социально-политических условиях общества.
3)КРФ - это база развития текущего законодательства - способность оказывать воздействие на формирование системы законодательства, развитие национальной правовой системы;
4) Прямое (непосредственное) действие КРФ - свойство конституционных норм оказывать непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому данные нормы адресованы, а также возможность граждан требовать защиты своих прав, ссылаясь только на конституционные положения;
5)Реальность - соответствие конституционных предписаний складывающимся в действительности общественным отношениям.
10. Процедура принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации. Конституционные поправки
Пересмотр КРФ - это изменение положений глав 1, 2 и 9. В отличие от конституционных поправок пересмотр КРФ означает принятие новой КРФ. При этом КРФ (ст. 135) прямо указывает, что положения глав 1, 2, 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Прерогатива пересмотра действующей КРФ или принятие новой КРФ, принадлежит исключительно Конституционному Собранию и многонациональному народу РФ посредством референдума. Действующая КРФ (ст. 134) устанавливает, что предложения о поправках и пересмотре положений КРФ могут вносить Президент РФ, палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Гос. Думы.
Конст. Собрание-специальный орган учредительной власти, создаваемый в соответствии с ФКЗ в случае, если предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 КРФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов палат Фед. Собрания. Для созыва Конст. Собрания необходимо наличие 2 условий:
1) внесение предложения полномочным органом о пересмотре КРФ;
2) поддержка такого предложения Советом Федерации и Гос. Думой(3/5).
Конст. Собрание, в соответствии с КРФ, правомочно принять одно из трех решений:
1) не согласиться с предложением Фед. Собрания (подтвердить неизменность КРФ);
2) согласиться с предложением Фед. Собрания (разработать проект новой КРФ и принять ее квалифицированным большинством - 2/3 голосов от общего числа его членов);
3) согласиться с предложением Фед. Собрания, разработать проект новой КРФ и вынести его на всенародное голосование. Решение на референдуме считается принятым, если за новую КРФ проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Порядок формирования и состав К Собрания определяется специальным ФКЗ:
1.Членами К Собрания могут быть граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, Президент РФ, члены Совета Федерации, Председатель Верховного Суда РФ
2.К Собрание состоит из 150 членов Конституционного Собрания.
3.Президент Российской Федерации обнародует полный список членов К Собрания в срок не позднее 5 дней до начала работы К Собрания
4.Окончательный список участников из граждан Российской Федерации утверждает специально выбранное гражданами для этого лицо на референдуме.
К Собрание д принять новую КРФ в течение одного года, после чего полномочия этого органа следует признать прекращенными.
Конституционная поправка - право определенного К РФ круга субъектов такого права вносить в главы 3-8 изменения и дополнения. Процедура принятия поправок к главам 3-8 КРФ : 1) должны проголосовать 2/3 депутатов Гос. Думы и 3/4 членов Совета Федерации от общей численности состава каждой из палат; 2) одобрение органов законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
Порядок принятия, одобрения и вступление в силу:
а) предложение о поправке вносится в Гос. Думу в виде проекта закона, предполагающего исключение, дополнение либо новую редакцию положений глав 3-8 КРФ;
б) поступивший законопроект направляется в комитет, к ведению которого отнесены вопросы К законодательства;
в) рассмотренный в трех чтениях палатой проект закона о поправке к КРФ считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы;
г) одобренный Гос. Думой проект закона о поправке к КРФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. Закон о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации;
д) не позднее 5 дней со дня принятия такого закона Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст данного закона. Одновременно в указанный срок Председатель палаты направляет принятый закон о поправке в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения;
е) закон о поправке к КРФ рассматривается законодательным (представительным) органом субъекта РФ в срок не позднее 1 года со дня его принятия, после чего в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе данное постановление направляется в Совет Федерации;
ж) рассматривается органом субъектов РФ закона РФ о поправке к КРФ, Совет Федерации устанавливает результаты этого рассмотрения и принимает соответствующее постановление. Данное постановление в течение 7 дней со дня принятия может быть обжаловано Президентом РФ, законодательным органом субъекта РФ в Верховный Суд РФ;
з) одобренный законодательными органами не менее, чем 2/3 субъектов РФ закон РФ о поправке к КРФ в течение 7 дней со дня установления Советом Федерации результатов его рассмотрения законодательными органами субъектов РФ направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования;
и) в срок не позднее 14 дней со дня получения закона Президент РФ обязан подписать его и опубликовать (право вето к таким законам не применимо). Принятый закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу. Принятая поправка к КРФ подлежит внесению Президентом РФ в текст КРФ. В месячный срок со дня вступления в силу закона РФ о поправке к КРФ Президент осуществляет официальное опубликование КРФ с внесенными в нее поправками.
11. Правовая охрана Конституции Российской Федерации
Правовая охрана КРФ- комплекс специально-юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.
Правовые способы охраны КРФ: 1) возложение К-ей РФ (ч. 2 ст. 15) К-ой обязанности на граждан, органы гос. власти и местного самоуправления и их должностных лиц соблюдать КРФ и законы;
2) (ч. 4 ст. 3) запрет на присвоение кем бы то ни было власти в РФ и преследование ФЗ захвата власти или присвоения властных полномочий;
3) К контроль, осуществляемый фед. К Судом в целях обеспечения режима конституционности действующего в стране законодательства;
4) К полномочия Президента РФ по защите К строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти;
5) деятельность иных гос. органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека по обеспечению режима К законности, охране прав и свобод в РФ;
6) установление К режима деятельности общественных объединений, запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение К строя, нарушение целостности, подрыв государства;
7) установление К основ регулирования чрезвычайного и военного положения;
8) право граждан обращаться с жалобами на нарушение К прав и свобод в К Суд РФ и др. Правовая охрана КРФ обеспечивается и др. К механизмами - присяга Президента РФ; К ответственность высших должностных лиц гос-ва; установленный законом порядок реализации права законодательной инициативы; обязанность Президента подписать (или не подписать) и обнародовать ФЗ в течение 14 дней с момента направления ему этого закона, принятого Фед. Собранием, и др.
12. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.
К строй –пор-к, при кот соблюд права и свободы чел и гр-на, а гос-во действует в соотв с К РФ. К строй –сп-б организации гос-ва, кот хар-ет его как как К гос-во. К строй –сов-ть базовых основополагающих общ отношений, урегулированных К-пр нормами, кот закрепляют народовластие, права и свободы чел и гр-на, федерализм, суверенитет, а также принципы орг-ии гос вл и местн самоупр. Признаки:ядро правовой сис-мы, стабильность, обладают высшей юр силой.
Характеристика Конст. строя:
1)РФ есть демократическое гос-во (ст.1)-это гос-во, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина;
2)РФ есть федеративное гос-во (ст.1)- гос-во состоит из 85 равноправных субъектов.
3)РФ есть правовое гос-во (ст.1) - это гос-во, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.
4)РФ есть гос-во с республиканской формой правления (ст.1)- РФ провозглашается республикой, что означает выборность главы гос-ва.
Экономическая основа конст. строя -строй экономической жизни, характеризующийся многообразием и равноправием форм собственности, свободой экономической деятельности, единством экономического пространства, а также наличием гарантий, обеспечивающих свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержкой конкуренции.
Э основы:
1)гарантия единства экономического пространства , свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст.8);
2)признание и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст.8);
3)поддержка конкуренции (комплекс государственно-правовых мер, направленных на ограничение недобросовестной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг);
4)свобода экономической деятельности (ст.8);
5) Право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с др. лицами ( ч.1-2 ст.35);
6)Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9).
13. Политические и идеологические основы конституционного строя Российской Федерации.
Понятие К строя см выше.
ст.1 РФ есть демократическое государство. Демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.
В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осущ свою власть непосредственно(референдум, выборы), а также через органы гос вл и орг местн самоупр(Президент, депутаты, глава муниц образов).
Референдум – это всенародное голосование гр-н РФ по законопроектам, действ законам и др вопр, имеющим гос значение.(ФЗ о референдуме). Выборы- участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.
Ст. 13 КРФ закрепляет один из основополагающих принципов демократического общества- идеологическое и политическое многообразие, устанавливая при этом определенные ограничения такого многообразия, направленные на защиту основ конст. строя и целостности РФ, безопасности гос-ва.(запрещается созд и деят общ объед, цели или действия кот напр на насильственное изм основ К строя и нарушение целостности РФ, подрыв без-ти гос-ва, созд вооруженных формирований...).
Идеологическое многообразие предполагает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве гос. или обязательной ( ч.2 ст.13). Полит. многообразие - основа для утверждения в стране многопартийности, характеризуется наличием различных политико-идеологических течений, представительством различных групп населения. Многопартийность означает гарантированную КРФ возможность утверждения нескольких или множества полит. партий и реальное их участие в полит. жизни страны.
14. Социальные основы конституционного строя Российской Федерации.
К строй см понятие выше
Социальное гос-во - это гос-во, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Наиболее характерные черты соц. гос-ва выражаются в его соц. политике, которая направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Основы:
1)Политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7);
2)Охрана здоровья людей (ч.2 ст.7). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений(ст41);
3)Охрана труда (ч.2 ст.7). Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен (ч.1,2 ст.37);
4)Обеспечение гос. поддержкой семьи, материнство, отцовство, детство, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7) + ст38 – материнство и детство, семья находятся под защитой гос-ва.
5)Развитие системы соц. служб, установление гос. пенсий, пособий и иных гарантий соц. защиты (ч.2 ст.7).
15. Институты прямой демократии в Российской Федерации: понятие, юридическая природа, формы.
РФ является демократическим гос-вом в соответствии со ст.1 КРФ.
Демократическое гос-во- это гос-во, организация и деятельность которого направлены на признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.
Конст. положения, в которых закреплено провозглашение демократического гос-ва:
1) возложение на государство, его органы и должностных лиц обязанности признавать, соблюдать права и свободы человека и гражданина (ст. 2);
2)признание многонационального народа носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ч. 1 ст. 3);
3)закрепление за народом права осуществлять свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);
4) К возможность граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32) и др.
Виды институтов народовластия:
1)институт непосредственной демократии (референдум, свободные выборы, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, демонстрации и др.);
2)деятельность формируемых народом органов гос. власти – Фед. Собрание, Президент, законодательные органы гос. власти субъектов РФ;
3)через институты местного самоуправления - выборы населением представительных и исполнительных органов самоуправления, местные референдумы, сходы граждан и др.
Прямая демократия - это осуществление народом власти через формы непосредственного или прямого волеизъявления.
Формы:
1)референдум (форма непосредственного выражения власти народа, обеспечивающая принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни);
2)свободные выборы (институт непосредственной демократии, обеспечивающий участие народа, граждан в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и замещение некоторых должностей в государстве). Непосредственная демократия обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной.
Виды прямой демократии:
1)императивные (принимаемые народом решения признаются окончательными, обязательными и не требуют последующего юридического утверждения гос. органами или органами местного самоуправления
2)консультативные (позволяет выявить волю народа или населения определенной территории по тому или иному вопросу, которая затем находит отражение в акте (решении) гос. органа или органа местного самоуправления).
16. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, правовое регулирование