Характеристика Конституции ФРГ.

Конституция Германии 1949 г., четвертая конституция в истории Германии, официально называется Основным Законом и принималась как временная. По форме правления Германия - парламентская республика, по форме государственного устройства федерация.

Конституция Германии так же как и Франции исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, справедливости, равенства, разделения властей, гуманности. Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство.

Германская конституция говорит об обязанности трудиться, эксплуатация труда запрещена, но суд может установить принудительный труд определённому лицу. Провозглашаются и иные права и свободы. Германия является федеративным государством, где действуют Германские принципы федерализма. Конституционные принципы разделения властей – системно-образующий, приоритет международных актов над актами внутреннего законодательства, что говорит о развитости государства. Конституция: 14 разделов, 183 статьи, краткая приамбула. Четко разграничены полномочия центра и земель. Отсутствует право сецессии(выход). Существ. финансовое выравнивание, т.е. богатые земли помогают бедным.

Основной Закон ФРГ был принят Парламентским советом — своеобразным учредительным собранием, в состав которого входили представители, избранные ландтагами (парламентами) западногерманских земель. Вступил в силу 23 мая 1949 г. в отличие от большинства аналогичных документов, существующих в других странах, он официально называется не конституцией, а именно Основным Законом.

Особенность Основного Закона: в нем закреплено федеративное устройство государства, которое не может быть ликвидировано при пересмотре.

В целом Основной Закон ФРГ базируется на комплексе традиционных для современных западных конституций принципов. Это демократический, правовой, социальный и светский характер государства, парламентаризм, разделение властей, плюрализм, равноправие, народный суверенитет и т.д.

По способу изменения Основной Закон ФРГ является жестким. Поправки в него вносятся специальным законом, который должен быть принят как минимум 2/3 голосов от общего числа депутатов Бундестага и 2/3 голосов от общего числа членов Бундесрата, выполняющих функции Нижней и Верхней палат парламента.

Источниками конституционного права Германии как страны с федеративной формой территориального устройства наряду с федеральной конституцией являются конституции земель.

77. Конституционно правовая организация государственной власти в ФРГ.

Основной закон 1949 г. учредил в ФРГ строй парламентарной республики, в которой система органов государственной власти базируется на принципе разделения властей. Хотя этот принцип прямо не упоминается, его трехзвенная структура отчетливо угадывается в положениях п. 2 ст. 20, говорящих об осуществлении власти через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия.

Законодательная власть в ФРГ вверена двухпалатному парламенту; палаты — Бундестаг и Бундесрат — не имеют равного статуса (как в порядке их формирования, так и в объеме полномочий). Нижняя палата — Бундестаг избирается на четыре года путем прямых выборов (половина членов в округах — по мажоритарной системе относительного большинства, половина — по партийным спискам, выдвигаемым в каждой земле, по пропорциональной системе с последующим учетом распределения мест, полученных по мажоритарной системе).

Бундестаг состоит из 656 депутатов (на практике их всегда больше) избираемых посредством общих, прямых, свободных, равных и тайных выборов сроком на 4 года. Возрастной ценз для избирателей и избираемых составляет не менее 18 лет. При этом активным избирательным правом обладают граждане, проживающие не менее трех месяцев на территории ФРГ. Для пассивного избирательного права этот ценз составляет 1 год.

Как и в каждой парламентской республике центральная исполнительная власть в ФРГ бивалентна: она имеет во главе “слабого” Президента и “сильного” Канцлера. Президент избирается Федеральным собранием, включающим не членов обеих палат парламента, а лишь одной — нижней, к которым добавляется равное число членов, избираемых ландтагами земель. Такой порядок избрания подчеркивает существование федеративной формы государственного устройства. Президент может быть переизбираем лишь один раз, и он не несет ответственности за свои действия на посту главы государства. Все акты Президента должны быть контрассигнованы Канцлером, за исключением актов, касающихся назначения и увольнения федерального Канцлера, роспуска Бундестага, когда последний не может избрать Канцлера (ст. 63), и просьбы Президента к федеральному Канцлеру продолжать ведение дел до назначения его преемника.

78. Конституционные основы правового статуса лица в ФРГ

Основой закон ФРГ открывается первым разделом, закрепляющим фундаментальные права и свободы человека. Конституционными гарантиями выступают следующие положения: право лиц, чьи права были нарушены, обращаться в суд; невозможность ограничения прав человека иначе чем на основании закона; обязанность государства, его органов нести ответственность за действия своих служащих в случае нарушения ими своих служебных обязанностей в отношении третьих лиц.

Следует обратить внимание на содержательное разграничение в конституционно-правовом регулировании статуса личности: Основной закон различает «права немцев» и «права человека». Понятие «немец» практически означает наличие у лица гражданства ФРГ.

В соответствии со ст. Основного закона немцем является тот, кто имеет немецкое гражданство или был принят на жительство в качестве беженца либо изгнанного лица немецкой национальности, а также в качестве супруга (супруги) или потомка данных лиц. Бывшие граждане Германии, утратившие немецкое гражданство в период с 30 января 1933 г. до 8 мая 1945 г. по политическим, расовым или религиозным причинам, и их потомки подлежат восстановлению в гражданстве по их ходатайству. Они считаются не утратившими гражданство с самого начала, если поселились на постоянное место жительства в Гер мании после 8 мая 1945 г. и не отказались от данного права.

Закрепляя принцип равноправия и равенства всех перед законом, Основной закон ФРГ в ст. 2—6, 13, 14, 17 провозглашает равные для всех права: на жизнь и физическую неприкосновенность, свободное проявление личности, неприкосновенность жилища и частной собственности, право наследования, свободу совести и вероисповедания, свободу мнения, право на информацию и ее распространение, право на обращение в компетентные учреждения, на охрану здоровья, защиту брака и семьи.

В то же время конституционные положения содержат специальные нормы и правила, регламентирующие порядок въезда-выезда, проживания и передвижения иностранцев на германской территории, их взаимоотношения с органами власти и управления. В ряде случаев правообладателями называются только немцы. Так, например, все немцы имеют право на мирные собрания без специальной регистрации или разрешения властей (ст. 8), на создание союзов и обществ, не противоречащих законодательству и конституционному порядку (ст. 9), право свободного передвижения и проживания в пределах страны (ст. 11), право на свободный выбор профессии, места работы или учебы (ст. 12). Избирательными правами Основной закон ФРГ наделяет только немцев. Статья 16 устанавливает, что ни один немец не может быть выдан иностранному государству.

Данный конституционный документ закрепляет стандартный перечень личных и политических прав и свобод. Развивая принципы демократизма, Основной закон устанавливает невозможность привилегий или ограничений в связи с происхождением, языком, местом рождения, родством, религиозными или политическими взглядами. Политические права и свободы преимущественно принадлежат только немцам.

79. Характеристика Конституции Китая

Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. ее основные законы принимались соответственно в 1954, 1975, 1978 гг. Два предыдущих программных документа (1975, 1978 гг.) разрабатывались под сильным влиянием эклектических идей основателя социалистического Китая Мао Цзэдуна (1893—1976) и носили кратковременный характер. Современный основополагающий документ как бы подвел черту над волюнтаристскими экспериментами коммунистической номенклатуры типа политики «большого скачка» и «великой культурной революции», осуществлявшимися в первые десятилетия существования КНР.

Структура Конституции 1982 г. — это 138 статей, объединенных в четыре главы.

Перечислим ее характерные черты.

1.Является Конституцией социалистического типа, в ее основу положены марксистско-ленинские идеи. Поэтому официальной идеологией КНР является социалистическая идеология, а государство развивает социалистическое просвещение.

2.Декларируется принадлежность власти народу, КНР провозглашается социалистическим государством демократической диктатуры народа.

3.Для государственной собственности, составляющей важнейшую основу китайского социалистического общественного строя, устанавливается особое место в экономической системе и привилегированный режим. В то же время допускаются другие формы собственности, включая частную, если они служат целям социалистического строительства.

4.На современном этапе взят курс на осуществление радикальных социально-экономических реформ, обозначаемых в КНР как политика «социалистической модернизации». Поэтому в 90-е гг. появились конституционные положения о задаче строительства социалистической рыночной экономики и социалистического правового государства.

5.Конституционные нормы устанавливают унитарную форму государственного устройства. Однако допускаются и достаточно широко используются различные формы административной автономии (автономный район, автономный округ, автономный уезд). Это имеет принципиальное значение, так как КНР — многонациональное (полиэтническое) государство, хотя подавляющее большинство в структуре населения — этнические китайцы.

6.Конституция исходит из социалистической доктрины прав и обязанностей гражданина, которая отрицает естественный характер прав человека. Права и свободы подчинены целям и задачам социалистического строительства.

80. Конституционно правовая организация государственной власти в Китае

В КНР не принята концепция разделения властей. К числу высших органов государственной власти относятся: Всекитайское собрание народных представителей – верховный орган государственной власти, его Постоянный комитет и Председательство республики (Председатель республики и его заместитель).

Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) избирается на 5 лет собраниями народных представителей провинций, автономных районов (наиболее крупных автономных единиц), городов центрального подчинения, а также представителями армии. В его составе должно быть не более 3 тыс. депутатов.

ВСНП – орган однопалатный – нет постоянного председателя и постоянного руководящего органа. Заседаниями руководит президиум сессии, который избирается на каждой сессии.

Полномочия: издает законы, избирает другие высшие органы государства и высших должностных лиц, утверждает планы социально-экономического развития, государственный бюджет и отчет о его исполнении и т. д.

Постоянный комитет ВСНП – высший орган государственной власти, имеющий самостоятельные полномочия. Избирается ВСНП в составе председателя, заместителя, начальника секретариата и членов.

81. Конституционные основы правового статуса личности в Китае

Правовой статус личности в КНР базируется на социалисти­ческой доктрине прав человекаи вместе с тем отражает тради­ционные китайские воззрения на роль человека в обществе.

Для правового статуса личности в КНР характерны неко­торые особенности:

- определение правового статуса личности в зависимости от категории, к которой данное лицо относится (гражданин, лицо без гражданства, иностранец);

- отрицание концепции "естественных прав" — права и свобо­ды предоставляются гражданам КНР только самим социали­стическим государством и только государство определяет пе­речень и объем этих прав и свобод;

- отсутствие многих важнейших основных прав и свобод лич­ности, в том числе права на жизнь, свободу мысли, свободу передвижения, выбора места жительства и т. д.;

- права и свободы имеют ярко выраженную социалистическуюнаправленность, поскольку они служат целям и задачам стро­ительства социализма в Китае. Многие права и свободы диф­ференцируются по социально-классовому признаку, в част­ности, различаются права граждан и права трудящихся (на­пример, право на образование имеют все граждане, а право на отдых — только трудящиеся);

- ряд конституционных обязанностей сформулирован в виде общих принципов и носит моральный характер (например, обязанность защищать честь и интересы родины);

- конституированы некоторые обязанности, характерные для других отраслей права, например, обязанность соблюдать дис­циплину труда;

- отсутствует конституционное закрепление материальных га­рантий многих прав и свобод, прежде всего гражданских и политических, что ведет к нарушениям прав человека. Поэтому следует проводить четкие различия между юридичес­ким и фактическим статусом китайских граждан; большое внимание уделяется конституционному закреплению прав этнических китайцев, проживающих за рубежом (хуа-цяо) и членов их семей.

Наиболее важное значение для определения правового ста­туса личности в КНР имеет наличие (или отсутствие) граждан­ства. Вопросы, связанные с гражданством КНР, регулируются Конституцией и Законом о гражданстве КНР 1980 г.Закон о гражданстве основывается на преобладании принци­па "права крови"при определении гражданства КНР, В тех случаях, когда "право крови" не мо­жет быть применено, действует "право почвы".Другой важной особенностью регулирования в КНР института гражданства явля­ется принцип непризнания двойного гражданства(ст. 3 Закона о гражданстве).

Закрепляя равенство граждан перед законом (ст. 33), равные права женщин и мужчин во всех областях (ст. 48), Конституция содержит достаточно широкий перечень их прав и свобод, а так­же обязанностей граждан КНР. К числу политических правотно­сятся избирательные права (ст. 34), свобода слова, печати, собра­ний, союзов, уличных шествий и демонстраций (ст. 35) и т.д.

Наибольшее внимание уделяет Конституция закреплению социально-экономических прав и свобод,которые рассматрива­ются в КНР как приоритетные. К их числу относятся право на труд (ст. 42), на отдых (ст. 43), право на пенсионное обеспечение (ст. 44), право на получение материальной помощи от государства и общества в старости, в случае болезни или потери трудоспособ­ности (ст. 45), право собственности и ее наследования (ст. 13), право на образование (ст. 46).

Личные (гражданские) права и свободыв действующей Кон­ституции представлены гораздо шире, чем во всех предшествую­щих. Так, граждане КНР имеют свободу вероисповедания, свобо­ду и неприкосновенность личности (ст. 37), неприкосновенность чести и достоинства (ст. 38), неприкосновенность жилища (ст. 39), свободу и тайну переписки (ст. 40), право на возмещение ущерба, причиненного государственными органами или государственными служащими в результате нарушения гражданских прав (ст. 41). Особое внимание заслуживают конституционные положения, ка­сающиеся брака и семьи: устанавливается принцип свободы бра­ка, а также государственная защита семьи и брака, материнства и младенчества. Запрещается жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми (ст. 49).

Конституция не закрепляет принцип презумпции невиновно­сти,но в ней есть право обвиняемого на защиту (ст. 125).

82. Характеристика Конституции Японии

Принятая 3 ноября 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г. По способу изменения Конституция Японии является жесткой. Ее изменение возможно только по инициативе Парламента. Для внесения в нее поправок необходимо согласие двух третей общего числа членов каждой из двух палат. Ратификация поправки осуществляется либо референдумом, либо новым составом Парламента, образованным после проведения общенациональных выборов. Способ ратификации определяется Парламентом. Утвержденные поправки немедленно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения.

Сама Конституция небольшая, состоит из преамбулы, глав и 103 статей, которые регулируют статус императора, отказ от войны, права и обязанности народа, правовой статус Парламента, Кабинета, судебной власти, финансы, местное самоуправление, процедуру изменения конституционных норм.

Она провозглашает впервые в японской истории принципы народного суверенитета, верховенства Парламента, выборности обеих палат (упразднен невыборный характер верхней палаты, как это было до г.).

Япония — конституционная, парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, он остался лишь символом нации. Высшим же и единственным законодательным органом провозглашен Парламент.

Правительство формируется при решающей роли Парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц.

Конституция на новой основе установила статус человека и гражданина. Японцы обладают широким кругом основных прав и свобод. Конституционные нормы упразднили привилегированные сословия, провозгласив принцип равенства (равенство всех перед законом, а также недопустимость какой-либо дискриминации). Характерным здесь является закрепление в основных нормах положения, что любые награды действуют только при жизни данного лица. Провозглашается равноправие полов. Детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон. Органом конституционного контроля является Верховный суд, которому, как и в США, принадлежит право окончательного решения по вопросу о не конституционности нормативного акта. Однако в Японии подается специальный иск в суд первой инстанции о не конституционности акта, и дело в иерархическом порядке может быть доведено до Верховного суда.

82. Конституционно правовая организация государственной власти в Японии

Основа конституционного права Японии - монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие. Конституция содержит широкий перечень прав и свобод, причем часть из них сформулирована как коллективные права. Конституция Японии состоит из преамбулы и 11 глав, объединяющих 103 статьи. Преамбула содержит ряд заявлений о пацифистском характере нового государства и миролюбивых устремлениях японского народа.

Глава I «Император» Глава II состоит из одной статьи об отказе «на вечные времена» японского народа от войны, угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Глава III «Права и обязанности народа» Глава IV «Парламент» В главе V «Кабинет» Глава VI «Судебная власть» Глава VII «Финансы» Глава VIII «Местное самоуправление» Глава IX «Поправки» Глава Х «Верховный закон» Глава XI «Дополнительные положения».

По порядку изменения Конституция Японии жесткая.

Среди социально-экономических прав Конституция называет право собственности, которая не должна противоречить общественному благосостоянию.

На ряду с традиционными политическими правами (избирательное право).

Конституция говорит о других политических правах: о праве народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности Конституция гарантирует личные свободы: право на жизнь, свободу и стремление к счастью, Конституция содержит положения об обязанностях народа и индивидов.

Всего в Японии зарегистрировано 10 тыс. партий, но подавляющее большинство действует только на местном уровне, в тех или иных административно-территориальных единицах. На общенациональном уровне значительным влиянием пользуются лишь несколько партий. Либерально-демократическая партия Социал-демократическая партия Третья партия, бывающая в правительственной коалиции, – Саки-гакэ Партия демократического социализма Партия чистой политики (Комэйто) Новая партия Японии, Партия новых рубежей, Партия обновления Японии, Партия солнца.

Законодательная власть- японский Парламент: Палата представителей (нижняя) и Палата советников.

В каждой палате имеются законодательные бюро – особый внутренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроектами, контролирует прохождение правительственных законопроектов. Исполнительная власть- император. Действует салическая система престолонаследия: трон передается старшему сыну, женщины наследовать престол не могут. Кабинет министров состоит из премьер-министра, министров и государственных министров.

Судебную власть возглавляет Верховный суд, Высшие суды – суды первой инстанции по делам о государственных преступлениях, а также апелляционной инстанции по уголовным и гражданским делам, рассмотренным нижестоящими судами. Окружные суды – рассматривают уголовные и гражданские дела. Дисциплинарные суды– рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела. Особую систему составляют суды по семейным делам – действуют при окружных судах и рассматривают споры о наследстве, связанные с семейным правом, выполняют посреднические функции, главным образом по семейным делам.

Япония разделена на 47 префектур. Правовое положение всех этих единиц, включая столичный округ, одинаково. Местное управление осуществляют выборные префектуральные собрания. Главные должностные лица в префектурах - губернаторы. Токийский столичный округ делится на городские районы. К Токио примыкают города, поселки, деревни, входящие в этот округ. Остальные префектуры делятся на города, поселки и деревни. В стране действует довольно жесткий прямой контроль центральных ведомств за деятельностью органов местного самоуправления и управления.

Наши рекомендации