Принцип равного избирательного права
Конституция – это высший учредительный акт общества и государства, закрепляющий основы общественного и государственного устройства страны, систему ее государственных органов, основные начала их организации и деятельности, основы правового статуса человека и гражданина, и поэтому обладающий наивысшей юридической силой.
В науке конституционного права принято различать конституции "писанные" и "неписанные".
Под писанной конституцией обычно понимают единый кодифицированный правовой акт, устанавливающий важнейшие институты общественного и государственного строя страны, изложенные в определенной логической системе.
Неписанная конституция – это, как правило, совокупность нескольких законов и конституционных обычаев. Первыми писанными конституциями считают конституцию США 1787 г., Конституцию Франции 1791 г. и Конституцию Польши 1791 г. Исключение составляют конституции Великобритании и Новой Зеландии, которые считаются неписанными (некодифицированными).
О сущности конституции, т.е. ее социально-политическом содержании, в науке существует ряд подходов:
1) формально-юридическое (нормативистское) направление имеет в своей основе юридический позитивизм. Согласно их представлениям конституция – это особого рода юридический документ, содержащий нормы и институты, обладающий специфическими свойствами по сравнению с иными законами государства.
2) естественно-правовая теория конституции. Конституция – это совокупность норм естественного права, которые принадлежат каждому от рождения и лишь гарантируются государством, а принятие конституции возможно только путем общественного договора.
3) марксистско-ленинская теория. В ее основе лежат две идеи: экономическая обусловленность конституции и классовый подход. Конституция любого государства – это продукт классовой борьбы, инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс закрепляет свое политическое господство.
4) социально-генетическое направление. Сущность конституции состоит в легализации идеала правового государства, приоритета права над государством. Цель конституции – предупреждение монополизации власти.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для Конституции России.
6. Понятие конституции как основного закона государства
Конституция — это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.
Сущность конституции – это закрепление самых важных моментов деятельности государства, основных его органов, а также взаимосвязь между этими органами., т.е. это закрепление государственного механизма и статуса личности в этом государстве.. Прежде всего сущность конституции в том, что это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.
Понимание сущности конституции состоит в том, что конституция — это ограничитель власти государства, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.
Конституция в формальном смысле – закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.
Конституция в материальном смысле – совокупность норм, регулирующих организацию государственной власти. Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции: 1) конституция – это выражение общей воли народа, общественный договор (естественная школа права); 2) конституция – выражение высшей правовой нормы (нормативистская школа права); 3) конституция – акт общества как корпоративного целого (у институционалистов); 4) конституция – документ, устанавливающий правила политической игры; 5) конституция – отражение определенного соотношения политических сил.
7. Классификация конституций зарубежных стран.
Классификации конституций:
1) по форме: а) писаные (т. е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму – большинство конституций); б) неписаные (т. е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках, – Великобритания);
2) по структуре: а) кодифицированные (в виде единого акта – большинство стран); б) некодифицированные (конституционные нормы содержатся в актах, не сведенных в единую систему, – Великобритания);
3) по содержанию: а) по новизне содержания (на момент принятия): – оригинальные (т. е. содержащие оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые институты – британский парламентаризм, федерализм и президентство в США и др.); – заимствованные (т. е. адаптирующие к собственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций – большинство конституций); б) по политическому режиму (демократические, авторитарные); в) по установленной форме правления (монархические (Бельгия); республиканские (США, ФРГ)); г) по порядку издания: – октроированные, т. е. дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия); – принятые представительным органом (парламентом); – принятые специально созываемым для этого органом (Великим народным собранием – Болгария); – одобренные на референдуме (Армения, Испания); д) по способу изменения: – гибкие (изменяются в том же порядке, что и законы) – Израиль, Новая Зеландия; – жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами) – большинство конституций; – смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия); е) по срокам действия: – постоянные (срок действия не зафиксирован в самой конституции) – большинство конституций; – временные; ж) по уровню конституционного регулирования: – конституции федеративного государства (США, ФРГ); – конституции субъектов федерации (конституция Гамбурга).
8. Юридические особенности, функции и принципы конституций зарубежных стран
Юридические свойства конституции есть признаки конституции как основного закона государства. К ним относятся:
1) конституция — основной закон государства, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение, опирается на авторитет и принудительную силу государства;
2) юридическое верховенство;
3) база текущего законодательства;
4) особый порядок ее принятия и изменения.
Важнейшим юридическим свойством является ее стабильность и устойчивость.
Высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что другие законы и подзаконные акты не должны противоречить конституции. В случае же выявления такого противоречия, предпочтение должно отдаваться конституционному положению, а норма, противоречащая конституции, должна быть в установленном порядке отменена или приведена в соответствие с конституцией.
Конституция является базой текущего законодательства, ядром всей правовой системы. Она – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Все законы и подзаконные акты принимаются на основе конституции, ее положения и принципы играют направляющую роль для текущего законодательства. Внесение изменений и дополнений в конституцию должно влечь за собой внесение соответствующих изменений и дополнений в текущее законодательство.
Особый механизм воздействия конституции на общественные отношения заключается в том, что конституционные нормы и принципы, концентрируя в себе огромный потенциал правового влияния, нередко определяют лишь основные начала правового регулирования, устанавливают его пределы. Общественные отношения, составляющие предмет конституционного регулирования, не могут и не должны подвергаться подробной регламентации. Задача же детального регулирования возлагается на иные законы и подзаконные акты.
Повышенная стабильность, характерная для подавляющего большинства конституций, обеспечивается более сложным порядком принятия конституции и внесения в нее поправок.
Особая охрана конституции в демократическом государстве состоит в том, что задача по защите конституционных положений не только входит в компетенцию практически всех органов государства, но и возлагается на государственный орган, специально созданный для этой цели.
Еще одним юридическим признаком конституций большинства зарубежных стран является программность, целеполагание. Внося в текст Основных законов нормы, которые пока не реализованы на практике, государство тем самым подтверждает свои намерения в будущем достичь этих стандартов, определяет основные направления своего развития. В странах семьи общего права такой подход невозможен (из-за использования судебного прецедента как одного из источников конституционного права).
Функции конституции:
· учредительная (подтверждает существующий общественный порядок или создает условия для развития новых общественных отношений),
· организаторская (закрепляет определенные правила, которым должно подчиняться общество),
· внешнеполитическая(формирует направление внешней политики и служит информацией о том, что творится в обществе для внешнего мира),
· идеологическая (закладывает основы мировоззрения - например, идея прав и свобод),
· юридическая (основа всего правопорядка в обществе, непосредственно порождает права и обязанности и служит фундаментом для всех нормативно-правовых актов.
9. Конституционно-правовой статус личности – институт конституционного права зарубежных стран.
Под институтом конституционного права понимается совокупность близких по характеру и предмету правового регулирования норм. К конституционно-правовым институтам относятся:
- основы правового статуса личности
- основы государственного и общественного строя
- формы правления и государственного устройства
- избирательное право и избирательные системы
- организация государственной власти
- основы местного самоуправления и местного управления.
Институт основ правового статуса личности подразделяется на подинституты: принципы правового статуса личности; гражданство; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; гарантии прав и свобод.
Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установление государством в целях регулирования и охраны конституционно-правовых отношений, которые обеспечиваются при необходимости принудительной силой государства.
Нормы конституционного права, как и нормы других отраслей права, имеют свою внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию, санкцию. Однако во многих конституционно-правовых нормах отсутствует такой структурный элемент, как санкция.
10. Конституционные принципы правового статуса личности
Правовой статус личности – это совокупность прав и обязанностей, человека и гражданина, закрепленных в обязательных для исполнения актах государственной власти и гарантированных государством.
Принципы правового статуса личности – это признаваемые и охраняемые государством основополагающие начала, на основе которых строится система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. К ним относятся: равноправие (в трех аспектах: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчин и женщин.); гарантированность прав и свобод человека и гражданина; неотъемлемость прав и свобод личности, запрет ограничения прав и свобод, кроме случаев, установленных законом; включение в правовой статус личности не только прав и свобод, но и обязанностей. При этом осуществление прав и свобод одной личности невозможно без выполнения обязанностей другим человеком.
Конституционные права и свободы – это закрепленные в Конституции неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, составляющие основу его правового статуса, принадлежащие ему от рождения и защищаемые государством. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, при этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
11. Конституционные закрепления основных прав, свобод, обязанностей личности
Конституции и другие формы конституционного права провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания.
Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами; Во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами; В третьих, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами.
1. Личные права и свободы (принадлежат каждому) а неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; свобода передвижения и места жительства; свобода совести, свобода вероисповедания.
2. Политические права и свободы (принадлежат гражданам): избирательная правосубъектность (активное и пассивное избирательное право); право участвовать в управлении делами государства; право на объединение; право петиций; свобода слова, печати; право на получение информации и свобода распространения информации; свобода союзов и свобода ассоциаций; свобода шествий, свобода собраний и манифестаций.
3. Социально- экономические права и свободы: право на владение и распоряжение частной собственностью; право на равную плату за равный труд; право на отдых; право на забастовку; право на страхование по безработице; право социального обеспечения; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; свобода различных видов творчества и преподавания; право пользования учреждениями культуры; охрана женского и детского труда. право на свободное заключение брака;
4. Обязанности граждан - мера должного поведения лица (этот институт начал оформляться и приобретать юридическое выражение лишь после второй мировой войны): подчинение законам и иным нормативным актам; уплата налогов; воинская повинность; забота о детях; обязанность охранять природу; обязанность трудиться (лишь в некоторых странах - Гватемала, Коста-Рика, Испания).
12. Гарантии конституционных прав, свобод, обязанностей личности.
Права и свободы обеспечиваются конституционными и судебными гарантиями.
Конституционная гарантия может стать реальной лишь в том случае, если содержащиеся в ней положения будут конкретизированы и детализированы в соответствующем законе, устанавливающем механизм применения данной гарантии.
Судебные гарантии прав и свобод, первоначально возникшие в англосаксонских странах, в настоящее время получили весьма широкое распространение. В принципе содержание судебных гарантий сводится к двум основным положениям. Во-первых, гражданину предоставляется право прибегать к судебной защите всякий раз, когда его права и свободы подвергаются посягательству как со стороны государственных органов, так и отдельных лиц. Во-вторых, гражданин наделяется правом обращения к суду с требованием принудительного обеспечения установленных законом прав и свобод, т.е. в данном случае речь идет об осуществлении субъективного права.
Для осуществления подобных полномочий суду предоставляется право издания актов, принуждающих к осуществлению соответствующих норм права или обеспечивающих их защиту от посягательства.
Судебные гарантии, если они должным образом применяются, являются действенным средством защиты и обеспечения прав и свобод. Рядом зарубежных стран внесен большой позитивный вклад в развитие политической демократии и достижение правовой и социальной защищенности человека. Судебные гарантии и последовательное соблюдение принципа презумпции невиновности следует отметить здесь в первую очередь.
В механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина не должно допускаться опережающее правотворчество субъектов госудраства, а законодательные полномочия субъектов государства, затрагивающие личныеКонституционные права и свободы, необходимо исчерпывающим образом указывать в законодательстве. В противном случае единство правового статуса личности в правовых государствах будет поставлено под угрозу его существенных нарушений. Если защитаКонституционных прав и свобод должна основываться преимущественно на тезисе о единстве судебно-правозащитного механизма, то политические права и свободы реализуются непосредственно в процессе осуществления публичной власти на всех ее уровнях и во всех ее органах, которые обладают спецификой формирования, полномочий, процедур функционирования. Поэтому задачей законодательства субъектов государства становится обеспечение публичности в деятельности региональных и муниципальных органов, их доступности для граждан, прозрачности государственной и муниципальной деятельности.
13. Конституционно-правовой институт гражданства.
Правовое положение лица зависит от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством.
Наиболее широкими правами и обязанностями обладает гражданин. В конституционном праве зарубежных стран употребляется 2 термина: гражданство и подданство.
Гражданство характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государства, а с другой – права и обязанности государства по отношению к гражданину. Гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государства.
Термин «подданство» применяется в монархиях. Он отражает личную связь человека с монархом
В развитых странах это различие носит лишь словесный характер: основы правового положения личности в Великобритании мало чем отличаются от ситуации во Франции. В развивающихся странах указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано
Граждане также неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные, т.е. принятые гражданство с установленной законом процедурой. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, лишив гражданства. В отдельных странах (в Бирме) существует понятие «ассоциированный гражданин». Это лица, относящиеся к национальностям, которые считаются некоренными. Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству.
В мусульманских странах существует различие в правовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин.
После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество в Европейский союз, все граждане государств-членов являются гражданами ЕС, сохраняя национальное гражданство. Они избирают Европейский парламент, обращаться с петициями к Европарламенту. Но их правовое положение в разных государствах неодинаково, оно регулируется внутренним законодательством.
14. Понятие и особенности конституционного реагирования основ общественного строя.
Общественный строй – это организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, а также характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимоотношений людей, которая охраняется государством и правом.
Структура общественного строя состоит из следующих элементов:
· экономические отношения;
· политические отношения;
· социальные отношения;
· духовно-культурные отношения.
Все элементы общественного строя в большей или меньшей степени находятся под воздействием государства, которое воздействует на общественный строй посредством правового регулирования общественных отношений, опирающееся прежде всего на конституцию. Однако, сколько бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, оно не может быть исчерпывающим.
Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а лишь основы общественного строя.
Конституции зарубежных стран, принятые до II Мировой войны, за исключением Конституций Мексики, Германии, Чили и Ирландии, ограничивались регулированием организации государственной власти и основных прав личности.
Начало принципиально иной трактовке конституционного регулирования общественного строя положила Конституция РСФСР 1918 года и других социалистических стран, которые включили в объекты конституционного регулирования основные вопросы социально-экономической структуры общества, политической системы, идеологии. Такой подход к конституционному регулированию оказал заметное влияние на многие конституции зарубежных стран принятые после II Мировой войны (Италии 1947 года, Индии 1949 года, Испании 1978 года).
В отличие от конституций социалистических стран (Китая 1982г., Индии 1949г., Испании 1978г.), где регулирование основ общественного строя осуществляется в первых главах, в большинстве конституций зарубежных стран нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам, в основном в главах, регулирующих права и свободы человека и гражданина.
В целом ряде конституций (Таиланда, Непала, Филиппин) говорится не об основах общественного строя, а о его некоторых принципах, которые должны служить ориентиром для деятельности правительства. Такие конституционные нормы не имеют прямого действия, не могут принудительно выполняться по решению судов.
15. Конституционные основы экономической системы общества
Экономические отношения (система) - это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.
В мире существуют 2 основные модели экономики:
- рыночная,
- и планово-регулируемая .
Конституционные принципы правового регулирования экономики:
1) В рыночной модели экономики:
- равноправие всех форм собственности, их равная защита;
- неприкосновенность собственности (но не абсолютная);
- свобода предпринимательской деятельности;
- допущение ограниченного вмешательства государства в экономику (перераспределение бюджета, национализация некоторых отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, регулирование продолжительности рабочего времени, отпусков и т.д.);
- социальная ориентация рыночной экономики (возможность лишения собственности по мотивам общественной пользы, проведение общественно-полезных работ, использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом);
- прогнозирование экономических процессов;
- забота о безопасности и гигиене труда, создание условий для отдыха;
- свобода труда и т.д.;
Конституционные институты экономической системы:
а) Собственность - понимается в двух смыслах:
1. Более общий, философский и точный смысл данного термина - это форма присвоения благ, отношения между людьми по его поводу. Право собственности в этом смысле, - это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом.
2. Другое значение термина "собственность" - имущество.
По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная собственность отличается своей неделимостью. Напротив, частная - делима.
Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция и т.п.), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община и т.п.), а в ряде случаев - общественное формирование (политическая партия церковь и др.). Публичная собственность всегда коллективна.
Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер.
Перевод имущества из публичной собственности в частную именуется приватизацией , а из частной в публичную - национализацией , если собственником становится государство, или социализацией в остальных случаях.
б) Труд - представляет собой средство для жизни, источник существования. Современное состояние даже самого передового общества таково, что без труда оно не может обойтись. Причем без труда не только творческого, но и не требующего высокой квалификации, монотонного, не дающего эмоционального удовлетворения.
16. Конституционные основы социальной системы общества
Социальные отношения (в узком значении термина) - это отношения между различными общностями и социальными группами, сложившиеся и развивающиеся в данном обществе.
В конституциях либеральных стран обычно ничего не говорится о классовой структуре общества, это характерно лишь для тоталитарных государств.
Социальные отношения характеризует известная целостность, обусловленная тем, что неизбежно существующие в обществе социальные противоречия проявляются в рамках определенного равновесия. Если оно нарушено, имеет место социальный конфликт, который может приобрести различную степень остроты и в результате разрешения которого возможно более или менее резкое изменение социальной системы.
Конституционные принципы правового регулирования социальных отношений:
- правовое определение отношений между работниками и работодателями (между трудом и капиталом);
- равноправие независимо от пола, расы, национальности, языка, религии;
- признание и гарантирование коллективных прав национальных (и иных) меньшинств;
- признание права на самоопределение народов (наций);
- поощрение и охрана брака и семьи;
- запрет нарушения свободы брака;
- гарантированная защита прав и интересов детей;
- обязанность государства обеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а физических и юридических лиц - соблюдать требования экологии в своей производственной и иной деятельности;
- рациональное природопользование;
- охрана жизни и здоровья человека, организация медицинской помощи;
- защита социально слабых общественных групп (в двух формах: социальное страхование и социальная помощь);
- защита потребителей и пользователей и т.д.;
17. Конституционные основы политической системы общества
Политические отношения -это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть .
Политическая власть - это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов. Главный из них - это государство (в демократических странах - также система местного самоуправления). В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения.
Конституционные принципы правового регулирования политических отношений:
- многообразные проявления политической власти (в политических партиях, движениях и т.д.);
- равенство всех общественных объединений перед законом;
- главенствующее место государственной власти среди других проявлений власти;
- демократизм и гуманизм политической власти;
- признание верховенства права над политической властью;
- всеохватывающий характер государственной власти (объединяет всех членов общества и осуществляется непрерывно);
- суверенность государственной власти (верховенство, самостоятельность и независимость);
- единство государственной власти (ее концентрация в одном субъекте - народе);
- разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную);
- определение основ политического процесса (т.е. форм, способов и направлений политической деятельности - избирательный, законодательный, бюджетный и т.д.);
- определение приемов, методов и способов осуществления политической власти (т.е. характер политического режима).
18. Конституционные основы духовной системы общества
Духовно-культурные отношения в обществе - это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ.
Эта сфера регулируется в наименьшей мере. Только тоталитарные режимы претендуют на полный контроль над этой сферой жизни общества, в демократическом же обществе человек самоценен и автономен и его внутренний мир принадлежит ему одному. Задача государства и права сводится к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного развития личности человека.
Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления - науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.
Конституционные принципы правового регулирования духовно-культурных отношений:
- право на образование (основное обучение обязательно и бесплатно);
- возможность родителям давать своим детям религиозное и моральное воспитание в соответствии с собственными убеждениями;
- свобода создавать физическими и юридическими лицами учебные заведения;
- свобода творчества и преподавания;
- содействие развитию культуры, научных и технических исследований;
- запрет идеологического контроля за творческим процессом и цензуры в отношении произведений литературы, искусства и науки;
- охрана исторического и художественного наследия народов;
- гарантирование свободы совести и вероисповедания.
19. Понятие и виды выборов в зарубежных странах
Выборы — это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, государственного режима.
Выборы государственных органов и должностных лиц государства бывают:
- всеобщими (на всей территории государства) и региональными;
- прямыми (граждане голосуют непосредственно за кандидатов), косвенными и многостепенными; полными и частичными (дополнительными);
- очередными (в установленный срок) и внеочередными, повторными (если выборы признаны несостоявшимися) и т.д.
Дополнительные выборы в случае вакансии (например: вакансия может образоваться, если депутат лишён мандата, выбыл на постоянное место жительства в другую местность, умер, в связи с физической неспособностью депутата занимать данный пост).
Частичные выборы – регулярные, предусмотренные законом. Это ротация. Парламент периодически обновляется по частям.
Повторные выборы назначаются актом главы государства в случае, если первые выборы не состоялись.
Праймериз – первичные выборы. Проводятся в рамках (внутри) партии.
Прямые и непрямые выборы. Прямые выборы — это непосредственное избрание гражданами своих представителей в органы государства, отдельных должностных лиц (например, президента). Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми выборами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалатного парламента, низовые органы местного самоуправления (общинные советы), другие органы местного самоуправления. Однако и в данном случае есть исключения. В некоторых мусульманских странах (Бангладеш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10 человек в Египте). Вместе с тем многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профессиональный, взвешенный подход к замещению столь высоких постов v должностных лиц, влияющих на жизнь страны. Поэтому вопрос о применении той или иной системы выборов — это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями страны, с ее историей, национальной спецификой.
Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (их называют иногда многоступенчатыми). Косвенные выборы, имеют два варианта. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией. Примером этого является избрание президента США, когда избиратели голосуют за выборщиков от той или иной партии, а затем уже выборщики, собравшись в столицах своих штатов, голосуют за объявленного заранее кандидата в президенты от той или иной партии. Голоса выборщиков штатов суммируются в Вашингтоне — столице США.
Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В прошлом такая система использовалась в СССР, на Кубе, в Анголе, Мозамбике. В настоящее время она существует в Китае.
20. Принципы избирательного права в зарубежных странах
Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования.
Принцип всеобщности выборов. Все имеют право участвовать выборах.Однако существует определённые цензы (требования) для реализации этого права:
1. возрастной ценз - Активное избирательной право – обычно с 18 лет (исключение составляет Япония– с 20 лет), КНДР– с 17 лет. Пассивное избирательное право – обычно с 21 года. Во Франции для выборов в нижнюю палату Парламента – 23 года, в верхнюю – 35 лет. и т.д.
2. ценз проживания (ценз оседлости) - США: от 1 до 3-х месяцев, для избрания в президенты – до 1года. Испания, Бельгия: 6 месяцев. Канада: 12 месяцев.
3. ценз гражданства - например, в Польше иностранцы могут избираться в местные органы власти только после постоян