Правовой нигилизм и правовой идеализм
Правовой нигилизм (от латинского «нечто») – полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм.
Особенности социального нигилизма:
· Отрицание общепризнанных ценностей;
· Это отрицание характеризуется его абсолютностью, т.е. это полное отрицание.
С одной стороны правовой нигилизм рассматривают как неуважительное, скептическое, равнодушное отношение к праву, а с другой стороны можно рассматривать как полное, решительное отрицание права, проявляющееся в неправомерном поведении.
Некоторые ученые характеризуют правовой нигилизм не только как негативное значение, но и считают, что правовой нигилизм имеет и положительную сторону для общества, индивида.
Отсутствие интереса объясняется несколькими причинами, но главной из них является отсутствие социального заказа в Советское время.
С.И. Ожегов писал в «Толковом словаре русского языка» про нигилистов:
1. В 60-х гг. 19 в. в России: сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество.
2. Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически.
Однако нигилизму обычно присущи следующие черты:
1.объект, который отрицается правовым нигилизмом (т.е. объектом выступает в данном случае - право). Здесь нужно рассмотреть какое право отрицается, но обычно в качестве отрицания выступают конкретные юридические ценности (юридические обязанности), но не право в целом;
2.интенсивность отрицания юридических ценностей;
3.устойчивое негативное отношение к ценностям; проявляется в антиправовой пропаганде либо в стабильном правонарушении. Главной целью является причинение вреда другим субъектам правоотношений.
Правовой нигилизм – устойчивое, активное (т.е. проявляется в актах нигилистического поведения) отрицание конкретной правовой системы или конкретных правовых ценностей.
Правовой нигилизм как отрицание характеризуется тем, что это отрицание является необоснованным, т.е. отрицания право нигилист в обосновании своей позиции никаких аргументов заслуживающих не приводит.
Причины, породившие явление:
· политические причины, которые усматриваются в длительном существовании недемократических политических режимов, вследствие чего право не находит надлежащей в реальной действительности реализации;
· идеологические причины, в которых на первое место выходит нормативный тип правопонимания, доведенный до абсурда, в соответствии с которым под правом понимаются любые нормативные предписания, исходящие от органов власти. Право отождествляется с силой, с приказом государства, при этом распространяется концепция отрицания права при определенных условиях;
· организационные причины, которые усматриваются в отсутствии эффективного механизма борьбы со стороны государства;
· низкий уровень правового воспитания, который не способствует качеству правового сознания и правовой культуры.
Ценности для человека: право позволяет личности действовать в своих собственных интересах, право дает индивиду гарантии от чьего-то вмешательства со стороны других участников общественных отношений.
Ценности для государства: право позволяет обеспечить урегулированность и порядок в условиях социально-дифференцированного общества.
Формы проявления правового нигилизма:
1.принятие заведомо неправовых, неконституционных юридических норм;
2.сознательное нарушение юридических норм и принципов в процессе их реализации;
3.антиправовая пропаганда, в первую очередь в средствах массовой информации, подрывающая веру в право;
4.злоупотребление правом.
Правовой идеализм – необоснованная переоценка права, которая может переходить в веру его всемогущества.
Формы проявления правового идеализма:
1.необоснованное забегание позитивного права юридическими нормами вперед в сложившейся системе общественных отношений;
2.отсутствие механизма реализации принятых юридических норм;
3.недоучет конкретных политических, идеологических, экономических и иных условий, в которых будут реализовываться принятые юридические предписания и юридические нормы.
Причины правового идеализма (они аналогичны причинам правового нигилизма):
I.низкий уровень правовой культуры и правового сознания, который не дает оценить реальные возможности права;
II.наличие научной концепции, преувеличивающей роль и возможность права.
Направления борьбы с правовым нигилизмом и правовым идеализмом:
· повышение уровня правового сознания и правовой культуры всех субъектов права разными способами (например, получение юридического образования, целенаправленная правовая пропаганда, использование в процессе правовой пропаганды адекватного представления о праве);
· совершенствование позитивного права (в первую очередь законодательства – борьба с «инфляцией» (т.е. борьба с избыточностью) юридических норм, борьба по устранению противоречий в законе), при этом должно осуществляться активная работа по систематизации позитивного права и т.д.
· реальная борьба с правонарушениями и эффективная их профилактика;
· создания условий политических, идеологических, организационных и т.д., которые необходимы для реализации юридических норм.
Тема 10.
Правотворчество
1.Понятие правотворчества
2.Субъекты правотворчества
3.Формы (способы) правотворчества
4.Акты правотворчества
5.Законотворчество как особый вид правотворчества
Понятие правотворчества
Правотворчество – целенаправленная человеческая деятельность по созданию, изменению, приостановлению, отмене юридических норм.
Формирование юридических норм связано с объективными причинами общественного развития, с экономической, политической сферами. Правотворчество возникает с момента, когда общество начинает нуждаться в нормах и когда необходимо, чтобы эта деятельность была осознана, приобрела характер юридического мотива, приобрела воплощение в конкретных нормах.
Нужно разграничивать правообразование и правотворчество. Правообразование включает в себя формирование правовых потребностей, их образованию и создание целенаправленной деятельности по их образованию. Следовательно, правотворчество – заключительная стадия процесса формирования юридических норм.
Общие принципы правотворчества:
I. принцип правовой законности правотворчества:
· правотворческая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии компетенции субъекта, который занимается этой деятельностью;
· созданные юридические нормы должны соответствовать правовым нормам и принципам, обладающим более высокой юридической силой;
· правотворческая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с той процедурой, которая связана с этой деятельностью. Если такая деятельность в принципе существует.
II. принцип научной обоснованности правотворчества: правотворческая деятельность должна опираться на существующие научные достижения (юридические, экономические науки и т.д.).
III. принцип оперативности правотворчества: требует, чтобы создание юридических норм осуществлялось своевременно, но при этом не должно быть отставания от общественного развития, не должно быть пробелов в законодательстве, не должно быть необоснованного забегания юридических норм вперед.
IV. принцип профессионализма правотворчества: требует, чтобы у лиц, которые занимаются правотворчеством, существовали специальные признаки - профессиональные навыки и знания, - без которых невозможно осуществление юридических норм.
V. принцип демократизма: в процессе правотворческой деятельности должны быть выявлены и согласованы все значимые интересы, интересы всех социальных групп, а также индивидуальные интересы, которые связаны с созданием юридических норм.
Правотворчество – завершающий этап правообразования, который представляет собой целенаправленную деятельность уполномоченных субъектов по созданию юридических норм.
«Способы» или направления операций: субъект правотворчества создает новые нормы, которые не существовали ранее, но может их и отменять, изменять, прекращать и приостанавливать действия существующей нормы.
Субъекты правотворчества
Субъект правотворчества – органы и лица, уполномоченные на создание, изменение, прекращение, приостановление, отмену юридических норм.
Классификация в зависимости от сферы правового регулирования, в которой действуют субъекты правотворчества:
· субъект правотворчества в пределах государства;
· субъект правотворчества в пределах международного права.
Виды субъектов правотворчества в национальном государстве (в зависимости от объема и характера правотворческих полномочий субъектов):
· органы публичной власти, которые создают подавляющую большинство юридических норм, распространяющихся на всю территорию государства:
a) органы государственного аппарата (государственной власти):
Ø представительные;
Ø исполнительные;
Ø судебные.
b) органы местного самоуправления:
Ø представительные;
Ø исполнительные;
Ø судебные.
· общественная организация, наделенная правотворческими полномочиями;
· народ (персонифицированный электорат). Например, при создании юридических норм на референдуме.
· органы управления организацией.
Основные субъекты правотворчества в сфере международного права:
a) государство;
b) международные организации, обладающие полномочиями на создание Европейского союза и т.д.