Негосударственные организации как субъекты политической системы

У негосударственных субъектов права отсутствуют вышеуказанные признаки, но их значение остается достаточно высоким. Признаками, характеризующими негосударственные субъекты политических систем, можно считать:

· Соответствие целевому и организационному признакам;

· Как правило, формируются на добровольной основе;

· Функционируют автономно от государственного аппарата и от других негосударственных субъектов политической системы.

Классификация негосударственных субъектов политической системы:

I.По правовому статусу, закрепленному в юридических нормах:

· легальные (их деятельность дозволена юридически и охраняется государством)

· нелегальные (запрещены их существование и деятельность)

II.По степени организационной оформленности:

· организации государственного аппаратного типа (высокая степень оформленности, т.к. фактически выполняют функции государства на определенной территории например, органы местного самоуправления)

· политические партии и иные организации партийного типа (обладают четкой структурой, индивидуальным членством, стабильностью, но не выполняют функций государства, поэтому не нуждаются в высокой степени оформленности – например, профессиональные союзы)

· политические движения (менее устойчивые, чем политические партии, не предусматривают личное членство, временны и т.д.)

III.По отношению к проводимой государственным аппаратом политике:

· лояльные негосударственные субъекты(поддерживают, одобряют провозглашенную государственную политику)

· нелояльные негосударственные субъекты (препятствуют проводимой политике)

IV.По объему политической деятельности:

· собственно-политические организации (политическая деятельность является либо единственной, либо главной – например, органы местного самоуправления, политические партии, политические движения)

· несобственно-политические организации (наряду с политической деятельностью занимаются другим видом деятельности, не менее для них важным по объему – например, профессиональные союзы)

· аномальные субъекты (участвуют в политической деятельности вопреки своему социальному назначению – например, партии филателистов)

V.По характеру политических полномочий

· организации, наделенные государственными полномочиями: органы местного самоуправления

· организации, не наделенные политическими полномочиями: современные политические партии и движения

Выделяют следующиефакторы, от которых зависит степень взаимодействия между государственным аппаратом и негосударственными организациями:

1. Степень развитости политической системы

2. Характер политической системы

В соответствии с этим различают три формы взаимодействия:

1.Негосударственные субъекты политической системы могут делегировать своих представителей в различные органы государственного аппарата, в первую очередь в исполнительные органы

2.Негосударственные субъекты политической системы участвуют в формировании общественного мнения по различным политическим и государственным вопросам и доводят это мнение до органов государственного аппарата через консультационные советы и другими способами, в которых участвуют представители государственного аппарата и иные государственные субъекты политической системы

3.Негосударственные субъекты политической системы формируют кадровый состав органов государственной власти

В условиях недемократических режимов деятельность отдельных негосударственных субъектов политической системы может понижаться и сводиться к нулю (т.е. они попадают под контроль органов государственного аппарата, теряют автономность и независимость); может возрастать, усиливаться, а также может ставать на более высокий уровень, чем государственный аппарат (тоталитарный недемократический режим). В условиях недемократических режимов отдельные негосударственные субъекты могут вести открытую вооруженную борьбу.

Виды политических систем

Существует несколько основания для классификации политических систем:

I.в зависимости от вида политического режима:

· демократические

· недемократические (в условиях авторитаризма и тоталитаризма)

II.в зависимости от степени развитости политической системы:

· развитые

· неразвитые

Критериями развитости можно считать уровень экономического развития страны, степень реальности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина и другие.

III.в зависимости от формационной принадлежности:

· добуржуазные политические системы: феодальные, рабовладельческие

· буржуазные политические системы, сформировавшиеся в условиях капитализма.

IV.по сферам функционирования политической системы:

· мировые (планетарные) политические системы: охватывают все политические процессы в масштабах всей Земли

· региональные политические системы: охватывают политические процессы, возникающие во время взаимоотношений нескольких государств (политическая система Европейского Союза, политическая система России и Белоруссии)

· внутригосударственные политические системы: охватывает политические процессы в зависимости от принадлежности к конкретной стране

V.В зависимости от формы правления:

· республиканские: президентские, парламентские

· монархические

VI.В зависимости от формы государственного устройства:

· Политические системы унитарных государств

· Политические системы сложных государств

VII.По количеству политических партий:

· однопартийные

· многопартийные

Тема 6

Система права

1.Различные подходы к понятию системы права

2.Системы объективного (позитивного) права

3.Соотношение системы позитивного (объективного) права и системы законодательства

4.Понятие правовой системы. Виды (семьи) правовой системы

Наши рекомендации