Негосударственные организации как субъекты политической системы
У негосударственных субъектов права отсутствуют вышеуказанные признаки, но их значение остается достаточно высоким. Признаками, характеризующими негосударственные субъекты политических систем, можно считать:
· Соответствие целевому и организационному признакам;
· Как правило, формируются на добровольной основе;
· Функционируют автономно от государственного аппарата и от других негосударственных субъектов политической системы.
Классификация негосударственных субъектов политической системы:
I.По правовому статусу, закрепленному в юридических нормах:
· легальные (их деятельность дозволена юридически и охраняется государством)
· нелегальные (запрещены их существование и деятельность)
II.По степени организационной оформленности:
· организации государственного аппаратного типа (высокая степень оформленности, т.к. фактически выполняют функции государства на определенной территории например, органы местного самоуправления)
· политические партии и иные организации партийного типа (обладают четкой структурой, индивидуальным членством, стабильностью, но не выполняют функций государства, поэтому не нуждаются в высокой степени оформленности – например, профессиональные союзы)
· политические движения (менее устойчивые, чем политические партии, не предусматривают личное членство, временны и т.д.)
III.По отношению к проводимой государственным аппаратом политике:
· лояльные негосударственные субъекты(поддерживают, одобряют провозглашенную государственную политику)
· нелояльные негосударственные субъекты (препятствуют проводимой политике)
IV.По объему политической деятельности:
· собственно-политические организации (политическая деятельность является либо единственной, либо главной – например, органы местного самоуправления, политические партии, политические движения)
· несобственно-политические организации (наряду с политической деятельностью занимаются другим видом деятельности, не менее для них важным по объему – например, профессиональные союзы)
· аномальные субъекты (участвуют в политической деятельности вопреки своему социальному назначению – например, партии филателистов)
V.По характеру политических полномочий
· организации, наделенные государственными полномочиями: органы местного самоуправления
· организации, не наделенные политическими полномочиями: современные политические партии и движения
Выделяют следующиефакторы, от которых зависит степень взаимодействия между государственным аппаратом и негосударственными организациями:
1. Степень развитости политической системы
2. Характер политической системы
В соответствии с этим различают три формы взаимодействия:
1.Негосударственные субъекты политической системы могут делегировать своих представителей в различные органы государственного аппарата, в первую очередь в исполнительные органы
2.Негосударственные субъекты политической системы участвуют в формировании общественного мнения по различным политическим и государственным вопросам и доводят это мнение до органов государственного аппарата через консультационные советы и другими способами, в которых участвуют представители государственного аппарата и иные государственные субъекты политической системы
3.Негосударственные субъекты политической системы формируют кадровый состав органов государственной власти
В условиях недемократических режимов деятельность отдельных негосударственных субъектов политической системы может понижаться и сводиться к нулю (т.е. они попадают под контроль органов государственного аппарата, теряют автономность и независимость); может возрастать, усиливаться, а также может ставать на более высокий уровень, чем государственный аппарат (тоталитарный недемократический режим). В условиях недемократических режимов отдельные негосударственные субъекты могут вести открытую вооруженную борьбу.
Виды политических систем
Существует несколько основания для классификации политических систем:
I.в зависимости от вида политического режима:
· демократические
· недемократические (в условиях авторитаризма и тоталитаризма)
II.в зависимости от степени развитости политической системы:
· развитые
· неразвитые
Критериями развитости можно считать уровень экономического развития страны, степень реальности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина и другие.
III.в зависимости от формационной принадлежности:
· добуржуазные политические системы: феодальные, рабовладельческие
· буржуазные политические системы, сформировавшиеся в условиях капитализма.
IV.по сферам функционирования политической системы:
· мировые (планетарные) политические системы: охватывают все политические процессы в масштабах всей Земли
· региональные политические системы: охватывают политические процессы, возникающие во время взаимоотношений нескольких государств (политическая система Европейского Союза, политическая система России и Белоруссии)
· внутригосударственные политические системы: охватывает политические процессы в зависимости от принадлежности к конкретной стране
V.В зависимости от формы правления:
· республиканские: президентские, парламентские
· монархические
VI.В зависимости от формы государственного устройства:
· Политические системы унитарных государств
· Политические системы сложных государств
VII.По количеству политических партий:
· однопартийные
· многопартийные
Тема 6
Система права
1.Различные подходы к понятию системы права
2.Системы объективного (позитивного) права
3.Соотношение системы позитивного (объективного) права и системы законодательства
4.Понятие правовой системы. Виды (семьи) правовой системы