Понятие и виды источников жилищного права.
Государство для решения своих специфических задач в определенной сфере жизнедеятельности широко использует нормативное регулирование. Закрепляя норму права, государство придает ей государственно-волевой общеобязательный характер. Государство обеспечивает исполнение принятых им норм права всей системой государственного принуждения.
Право и законодательство иногда могут пониматься как синонимы, однако правильнее будет различать их природу. Некоторые ученые полностью противопоставляют право и законодательство. Под правом в такой трактовке понимается «первичный прототип, арсенал и источник для официальных последующих нормативных формулировок, для норм законодательства», т.е. некая естественная справедливость.
Однако полное противопоставление права и законодательства тоже не допустимо. Как отмечал Ю.А. Тихомиров, в такой ситуации «законодательству наносится тяжелый удар, и это имеет самые пагубные последствия: разрушается единая база общеобязательности закона и всем дается легальный повод произвольным образом на них реагировать... у граждан вновь формируются мотивы правового нигилизма».
Таким образом, законодательство и право соотносятся как форма и содержание. Законодательство — форма выражения норм права. Правовые нормы — содержание законов и иных нормативных актов.
Важным является вопрос о том, из чего состоит законодательство — только из законов или законов и иных нормативных актов. Можно согласиться с утверждением Ю.А. Тихомирова о вхождении иных нормативных актов в состав законодательства: «При нехватке законов с этим можно мириться, при их изобилии — нет. Законодательство в узком, точном смысле слова — это структурированная, упорядоченная система законов». Другое дело, что законы и подзаконные нормативные акты должны регулировать проблемы различного уровня важности, не противоречить друг другу и не затрагивать чужого поля регулирования.
Под источниками жилищного права понимается совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, посредством которых государство регулирует возникновение, изменение и прекращение жилищных правоотношений.
Задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения гарантируемого Конституцией права граждан на жилище, надлежащего использования исохранности жилищного фонда, а также укрепление законности в области жилищных отношений.
В систему жилищного законодательствавходят положения Конституции РФ, федеральные законы, законы субъектов Федерации, а также подзаконные нормативно-правовые акты.
Конституция Российской Федерации является Основным законом Российской Федерации, обладает высшей юридической силой и прямым действием. Никакие нормативные акты (как федеральные, так и субъекта Федерации) не могут противоречить Конституции. Любой человек вправе требовать защиты своих прав, ссылаясь непосредственно на нормы Конституции. Кроме того, в абз. 2 ч. 2 постановления Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» установлено, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции положения исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указаний на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд приходит к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд приходит к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Закон— это принятый органом законодательной власти нормативно-правовой акт, регулирующий наиболее важные, ключевые общественные отношения (в нашем случае — в жилищной сфере). Поскольку Конституция отнесла жилищное законодательство к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, то интересующие нас законы могут быть федеральными или законами субъекта Федерации. При отсутствии федерального закона, регулирующего определенные общественные отношения, субъект Федерации может принять свой закон. После принятия федерального закона законы субъектов Федерации должны быть приведены в соответствие с ним. Таким образом, федеральные законы являются правовой базой для законов субъектов Федерации
Подзаконный нормативный акт— принятый на основе и во исполнение закона нормативный акт, содержащий нормы права. Подзаконные нормативные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и не могут им противоречить. В пределах своей компетенции подзаконные нормативные акты могут издавать Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, представительные органы субъектов Федерации и органы государственного управления субъектов Федерации. Нормативные акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, подлежат обязательной регистрации в министерстве юстиции. Нормативный акт, не прошедший регистрации, не подлежит применению.
Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации также входят в систему жилищного права, поскольку толкуют нормативные акты по вопросам соответствия их Основному закону.
Не входят в систему жилищного законодательства, однако являются обязательными для исполнения всеми судами на территории Российской Федерации постановления и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
В систему жилищного законодательства, кроме норм, непосредственно регулирующих жилищные правоотношения, входят также отдельные гражданско-правовые, административные, финансовые, земельные нормы.
Действие жилищного законодательства распространяется на такие отношения по поводу жилого помещения, которые служат удовлетворению потребности граждан в жилище. В случае же, когда жилое помещение выступает в качестве объекта экономического оборота, отношения регулирует гражданское законодательство. Также жилищное законодательство не регулирует отношений по поводу строительства жилых домов.