Взаимосвязь главных и второстепенных правил
5.1. Как система варнашрамы соотносится с вайдхи‑бхакти? Нужно ли посвятить себя вайдхи‑бхакти полностью, пренебрегая заповедями варнашрама‑дхармы, или же следует с помощью вайдхи‑бхакти взращивать в себе преданность Богу, продолжая при этом выполнять предписанные варнашрамой обязанности?
Варнашрама‑дхарма предоставляет человеку возможности удовлетворять потребности тела, развивать умственные способности, заниматься общественно полезным трудом, а также изучать духовную науку — и все это для того, чтобы развить чистую преданность Богу. До тех пор пока душа находится в оковах материального тела, заповеди варнашрамы для нее обязательны. Против этого трудно возразить, так как, если человек не совершенствуется в физическом, умственном, социальном и духовном отношении, он неизбежно деградирует. Заповеди варнашрамы помогают человеку избежать деградации, поэтому их необходимо тщательно соблюдать.
Но этим наши обязанности не ограничиваются. Следуя заповедям варнашрамы, нужно развивать в себе бхакти. Таким образом, заповеди варнашрама‑дхармы необходимо соблюдать для развития бхакти.
Но что делать, если соблюдение предписаний варнашрамы отнимает столько времени, что его не остается для развития бхакти?
И как поступать, когда принципы варнашрамы и бхакти вступают в противоречие?
Прежде всего, следует иметь в виду, что, не проявляя должного внимания к нуждам тела, ума, души и общества, невозможно заниматься преданным служением, которое представляет собой деятельность более высокого порядка. Если человек умрет раньше времени, сойдет с ума или не получит духовного знания, то как в его сердце прорастет семя веры, с которой начинается преданное служение? А тот, кто пренебрегает заповедями варнашрамы и поступает, как ему заблагорассудится, своим поведением и образом мыслей уподобляется сумасшедшему. Такие люди ведут распущенный образ жизни и не проявляют никаких признаков бхакти.
Таким образом, хотя заповеди варнашрама‑дхармы связаны с затратами сил и времени, их нужно выполнять, поскольку они помогают развитию бхакти. По мере развития в человеке бхакти предписанная варнашрамой деятельность будет отнимать у него все меньше и меньше времени, превращаясь в преданное служение. Вначале для этого нужно тщательно практиковать пять форм преданного служения, рекомендованных Господом Чайтаньей, и одновременно с этим добросовестно выполнять предписания варнашрамы. Затем следует постепенно отказаться от тех обязанностей, которые противоречат принципам бхакти. В конце концов обязанности в системе варнашрамы, освященные преданным служением, станут вспомогательным по отношению к садхана‑бхакти средством. Так можно избежать противоречия между обязанностями в рамках варнашрамы и практикой бхакти. Моральные принципы варнашрамы, преобразуются в вайдхи‑бхакти.
Преданное служение доступно для всех. Разумеется, люди, принадлежащие к категории антьянджейй, тоже имеют право служить Богу, но возможностей у них для этого меньше. Поскольку происхождение, круг общения, образ действий и сама натура таких людей оставляют желать лучшего, они, как правило, имеют очень сильные материальные привязанности и ведут животный образ жизни. Заботясь лишь о своих материальных желаниях, они поступают очень эгоистично, жестоко и безнравственно. Черствость сердца мешает им по достоинству оценить бхакти. Тем не менее, люди, не принадлежащие к обществу варнашрамы, могут заниматься преданным служением. Свидетельство тому — Харидас Тхакур, спасенный Нарадой охотник, а также Иисус и апостол Павел. Однако даже из этих примеров видно, что многочисленные трудности, с которыми подобные люди сталкиваются, встав на путь бхакти, могут привести к преждевременной смерти.
Право преданно служить Богу имеют все люди, однако те из них, кто соблюдает заповеди варнашрамы, находятся в гораздо лучшем положении, чем все остальные. Несмотря на это преимущество, многие приверженцы варнашрама‑дхармы не проявляют желания приобщиться к бхакти.
5.2.Есть четыре типа обусловленных душ:
1. Лишенные нравственных принципов и веры в Бога;
2. Имеющие нравственные принципы, но лишенные веры в Бога;
3. Имеющие нравственные принципы и веру в Бога;
4. Верящие в безличного Бога.
1. Жизнь без нравственных принципов и веры в Бога подразделяется на два вида: нечеловеческий (животный) и человеческий. Звери, птицы и рыбы относятся к первому виду и почти не обладают разумом.
У людей, лишенных нравственных принципов и веры в Бога, разум также практически отсутствует. К ним относятся представители живущих в лесу первобытных племен, которые, подобно животным, руководствуются в своих действиях сиюминутными желаниями. Обуреваемые страхами и желаниями, они почитают своими богами небесные светила. Этим людям неведомы законы морали и подлинная вера в Бога. Такое качество, как бхакти, присущее душе в ее совершенном состоянии, у них практически отсутствует, и единственное, что напоминает о нем, — это их человеческое тело.
2. Обретя знание о материи и материальной энергии, человек, пользуясь разумом, может открыть для себя искусство и науку. Это доставит удовольствие его чувствам, но он по‑прежнему, не будет признавать законы нравственности и существование Бога. Такие безнравственные атеисты находятся на первой, низшей ступени материального бытия.
3. Развив уважение к законам морали, человек поднимается на вторую ступень бытия. Когда к нравственности добавляется вера в Бога, человек достигает третьей ступени. Но поскольку долг перед Богом для него менее важен, нежели следование нравственным принципам, такой веры в Бога недостаточно, чтобы избавить человека от склонности к материализму.
4. Когда же человек достигает следующей ступени, он рассматривает свое предназначение через призму безличного освобождения и строит свою жизнь соответствующим образом. Так он утрачивает нравственность, и постепенно его вера в Бога превращается в веру в абсолютный монизм. Эта ступень — материальная жизнь на основе извращенных концепций имперсонализма — представляет собой четвертую ступень обусловленного бытия.
5.3. Когда человек отводит Верховному Господу центральное место в своей жизни и подчиняет все науки, искусства, законы нравственности, мыслительную деятельность и религиозные философии преданному служению Господу, хотя он еще и не освободился от материальной обусловленности, у него уже есть склонность к духовности. Того, кто ведет подобный образ жизни, называют садхана‑бхактой.
Высшая цель жизни заключается в том, чтобы после освобождения от бесконечного материального рабства возродить свою изначальную природу и обрести према-бхакти. Именно к этому приводит жизнь со склонностью к духовности.
6.Три способа достижения освобождения от кармы:
1. Нужно постепенно избавляться от привязанности к материальной деятельности и утверждаться в духовной практике.
2. Следует посвящать всю деятельность, преследующую материальные цели, Господу. Выполняя деятельность, необходимо думать об удовлетворении Кришны. А завершив деятельность, нужно предложить ее плоды Кришне.
3. Всю обязательную для выполнения деятельность, следует совершать с преданностью Кришне. А если есть обязанности, отказ от выполнения которых не ставит под угрозу нормальное существование, то такими обязанностями следует пренебречь.
Третий способ подразумевает деятельность, которая соответствует тому, чем привлекается наш ум. Если человеку нравятся вкусные яства, он может есть только то, что было поднесено Господу. Так он усилит свою привязанность к Господу и одновременно удовлетворит свои материальные желания. Благодаря блаженству более высокого порядка низший вкус очень скоро уступит место высшему вкусу. Это — второстепенная разновидность бхакти, но она все-таки отличается от кармы. Хотя в стремлении к результату карма присутствует, тем не менее, таким образом, карму можно уничтожить. Если вся деятельность тела и ума подчинена этому второстепенному виду бхакти, то она служит истинной бхакти. Верующие нравственные люди, имеющие подобную склонность, развивают привязанность к преданному служению.
Бхакти дарует душе вечное спокойствие и блаженство. Бхакти — это самый подходящий образ жизни для человека, совершенный и благотворный. Бхакти — это единственное, что есть духовного в материальном мире.
«Шри Чайтанья Шикшамрита» Бхактивинода Тхакура
Домашнее задание:
№ | Задание: | Выполнено: |
Оцените Вашу работу на занятии. | ||
Прочитайте материалы пройденного урока. Запомните суть каждого раздела, так, чтобы уметь вкратце пересказать прочитанное. | ||
Прослушайте лекцию Шрилы Прабхупады ШБ 1.2.9.в Детроиде США 02-08-1975год | ||
Напишите эссе о том, как исполнение Ваших обязанностей в материальной жизни может быть Вашим преданным служением. | ||
Оцените Вашу подготовку к следующему занятию. |