Задачи к практическим занятиям
Задача № 1.
Леонид Лапшин после 15-летнего пребывания в браке с Зинаидой Зотовой стал замечать, что она посещает собрания религиозной секты. Зинаида уволилась с работы, пыталась приобщить к деятельности секты их 10-летнюю дочь Светлану. При этом Зинаида Зотова запретила Светлане ходить в школу, а вместо этого стала водить ее на собрания секты, заставляла много часов проводить в молитвах и за чтением религиозной литературы. Леонид Лапшин требовал от Зинаиды Зотовой не препятствовать обучению Светланы в школе. На это Зинаида заявила, что читать и считать Светлана уже умеет, а дальнейшая учеба и безнравственная обстановка в школе не пойдут ей на пользу, а причинят только зло. Она потребовала от Леонида, чтобы он не вмешивался в процесс воспитания ее дочери.
Нарушен ли в данной семье принцип равенства супругов? В какой орган следует обратиться Леониду для защиты своих прав.
Задача № 2.
У Березовского И. и Карпухиной А, не состоящих браке, родился ребенок. Березовский отказался подать заявление в ЗАГС об установлении своего отцовства. Через 3 месяца после рождения ребенка Карпухина А.перестала воспитывать ребенка и скрылась. Ребенок находился на иждивении и попечении тети Карпухиной Садиковой А. проживавшей в той же квартире.
Относиться ли Садикова А. к числу лиц имеющих право обратиться в суд с требованиями об установления отцовства Березовского И. и о лишении его родительских прав? Имеет ли право Садикова А. требовать розыска Карпухиной А?
Задача №3.
Семина Т.проживала в г. Москве в двухкомнатной квартире. Временно зарегистрированный в Москве Лосев П. обратился к ней с просьбой зарегистрировать его по месту жительства в указанной квартире, уверив ее, что проживать в квартире он не будет, ему нужна только московская регистрация. Семина и Лосев заключили брак, после чего по заявлению Семиной Лосев был зарегистрирован в ее квартире в качестве члена семьи. Вручив Семиной крупную сумму денег «за прописку», Лосев больше в ее квартире не появлялся, никаких сведений о месте его пребывания у нее не было. Через год Семина решила приватизировать квартиру. Поиски Лосева никаких результатов не дали. Семина решила обратиться в суд с требованием о признании ее брака с Лосевым недействительным.
Являются ли Лосев и Семина добросовестными супругами? Кто из них вправе обратиться в суд с требованием о признании их брака недействительным ?
Задача № 4.
Александра Луговцева и Дмитрий Смоленский решили заключить брак. В совместном заявлении в ЗАГС помимо всего прочего они указали, что при вступлении в брак хотели бы взять избрать общую фамилию -Луговцевы- Смоленские.
Решение о соединении фамилий Александра Луговцева обосновывала стремлением передать будущим детям более индивидуализирующую фамилию, что по ее мнению должно способствовать развитию их личности.
В субъекте РФ, в органе ЗАГС которого решили зарегистрировать свой брак Дмитрий и Александра, не принимался закон, запрещающий соединение фамилий при вступлении в брак.
Возможно ли присвоение Александре Луговцевой выбранной ими фамилии? Изменится ли решение задачи, если Дмитрий решит оставить себе добрачную фамилию?
Задача №5.
Молчанов Е. дважды получал крупное наследство, которое регулярно пропивал. Пьяные сборища на квартире Молчанова часто сопровождались оскорблениями в адрес жены, нередко с применением физического насилия и угрозы убийством. При расторжении брака в суде супруга Загорная Т. потребовала определить доли супругов в общей собственности с учетом стоимости полученного в наследство Молчановым наследства: автомобиля «Москвич», дома в деревне, денежных средств, видеомагнитофона. По ее мнению Молчанов распоряжался этим имуществом в ущерб семье.
Решите дело.
Задача №6.
Супруги Анисимовы прожив 20 лет в браке, решили заключить брачный договор. В число условий договора входило соглашение о том, что Василий Анисимов обязывался в течение года составить завещание в пользу дочери Ларисы, лишив права наследования своего сына от первого брака 27-летнего Геннадия.
Спустя 4 месяца такое завещание было составлено и надлежащим образом оформлено. А через 8 месяцев Василий Анисимов умер.
Геннадий Анисимов обратился в суд с требованием о признании завещания недействительным, так как оно составлено в соответствии с условиями брачного договора, а согласно п. 3 ст. 42 СК РФ брачный договор не может содержать положений, ограничивающих правоспособность сторон, в частности, свободу завещания.
Действительно ли данное завещание?
Задача №7.
30 мая 1997 года Иванов В .подал иск об оспаривании отцовства. Свои требования он основывал на том, что не является отцом, так как дал согласие на искусственное оплодотворение своей жены.
Суд в отказал в иске так как ст. 52 СК РФ исключает возможность оспаривания отцовства в данном случае.
Правильно ли поступил суд?
Задача №8.
Луговцев А. обратился в органы записи актов гражданского состояния с заявлением о внесении изменений в запись о рождении ребенка. На исправление записи было получено согласие от матери ребенка и лица, записанного его отцом.
Как следует поступить работника ЗАГС ?
Задача №9.
Григорьева И. решила прекратить выплаты алиментов на содержание своего пасынка Аващенко М. Григорьева объяснила свой шаг тем, что решение суда о выплате алиментов было принято 10 декабря 1994 года, то есть до введения в действие Семейного кодекса РФ, который не предусматривал возможности взыскания алиментов с фактических воспитателей на их воспитанников.
На всякий случай она обратилась за помощью в юридическую консультацию.
Какое разъяснение ей следует дать?
Задача № 10.
Федорова М. предъявила иск об уплате алиментов на своих двоих детей к своему мужу майору полиции Федорову С., уже полгода проживавшему отдельно.
В числе доходов мужа, с которых Федорова требовала взыскать алименты, она указала денежную компенсацию за обмундирование и продовольственный паек, полученную мужем по месту службы, а также процентную надбавку за выслугу лет.
Какое решение должен принять суд
Задача №11.
Зимой 1995 г. во время боевых действий в г. Грозном были убиты родители шестилетней Астаны, чеченки по национальности. Астану приютила у себя русская женщина Виктория Соколова, жительница г Грозного. Когда Вооруженные Силы РФ выходили в 1996 г. из Чечни, Виктория Соколова, взяв с собой Астану, уехала из г. Грозного следом за ними на свою родину в г. Козлов. Там она остановилась у своей сестры Анны Киреевой. Анна была удивлена тем, что Виктория привезла с собой девочку, не говорившую по-русски. На ее вопрос об этом Виктория пояснила, что у девочки после смерти родителей никого из близких родственников в г. Грозном не осталось. Поскольку она дружила с семьей Астаны, она решила ее удочерить. А говорить по-русски девочка скоро научится.
В органе местного самоуправления, куда Виктория обратилась с просьбой об удочерении Астаны, ей посоветовали этого не делать, так как девочка- чеченка, не говорит по-русски и принадлежит к другой религии и культуре. Ей предложили передать Астану в орган опеки и попечительства, который и займется устройством девочки в чеченскую семью. Виктория Соколова не захотела расстаться с Астаной. Однако к ним на дом явились представитель органа опеки и попечительства и представитель органа полиции. Они увезли девочку в воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей.
Дайте правовую оценку действиям органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства и органа полиции в связи с обстоятельствами, указанными в задаче.
Задача №12.
Летом 2010 г. родители восьмилетней Светланы Валиковой отправились проводить свой очередной отпуск в горах Памира, оставив ее с бабушкой. Во время восхождения на гору они, находясь в одной связке, упали с отвесного подъема и погибли. Через два года после смерти родителей умерла бабушка Светланы, и она осталась в квартире одна. Чтобы иметь денежные средства на жизнь, Светлана попыталась продать хрустальную вазу у станции метро «Сокольники», но была задержана сотрудниками полиции. После выяснения положения Светланы ее передали органу опеки и попечительства по месту жительства, который поместил ее в воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей.
Осенью из Индии возвратился домой после длительной командировки брат матери Светланы- Иконников В. с женой. ,.Узнав о трагедии, разыгравшейся в семье сестры, Иконников В с женой пришли в воспитательное учреждение, где находилась Светлана и попросили его руководителя Кукушкина Л. дать положительное заключение по поводу удочерения ими Светланы. Кукушкин вызвал к себе Светлану и, удостоверившись в том, что Иконников действительно является ей дядей, написал указанное заключение и направил его в суд для решения вопроса об удочерении Светланы супругами Иконниковыми. Узнав об этом, орган опеки и попечительства поставил вопрос о привлечении к административной ответственности Леонида Кукушкина за нарушение Семейного кодекса РФ.
Какое положение Семейного кодекса РФ нарушил Кукушкин Л. как руководитель воспитательного учреждения? Какие обстоятельства могут послужить основанием для положительного решения судом вопроса об удочерении Светланы Валиковой супругами Иконниковыми?
Задача № 13.
В орган опеки и попечительства поступило заявление от Журкиной Г., в котором она просила назначить ее опекуном пятилетней Марии Липкиной, оставшейся без попечения родителей в связи с лишением последней родительских прав за жестокое обращение со своим ребенком. Журкина Г.была соседкой по дому семьи Липкиных и знала их дочь.
При изучении личности Журкиной Г. органы опеки и попечительства установили, что ей 50 лет, образование у нее - шесть классов средней школы, незамужняя, отзывчива, чистоплотна, обязательна, доброжелательна, общительна. Кроме того было установлено, что несколько лет тому назад, проживая по другому адресу, она была отстранена от выполнения обязанностей опекуна своей шестилетней племянницы за то, что длительное время оставляла ее одну запертой в квартире. По этому вопросу Журкина пояснила, что она в это время работала продавцом в рыбном ларьке на продовольственном рынке с 12-часовым рабочим днем. Рынок этот находился далеко от ее дома. В настоящее же время она работает продавцом в кондитерском магазине, который находится рядом с ее домом с 8-часовым рабочим днем. Кроме того, она планирует устроить Марию в детский сад. Однако в органе опеки и попечительства ей было отказано в удовлетворении ее заявления по той причине, что в прошлом Журкина Г. дискредитировала себя во время опекунства над своей племянницей.
Правомерен ли отказ органа опеки? Правомерно ли была отстранена Журкина от выполнения обязанностей опекуна своей племянницы?
Задача № 14.
Орган опеки и попечительства заключил с бездетными супругами Петровыми договор о передаче им 10-летнего Леонида, оставшегося в семилетнем возрасте без попечения матери в связи с осуждением ее за кражу спиртных напитков. Когда Леониду исполнилось 12 лет, его мать освободилась из заключения и потребовала от органа опеки возвратить ей сына.
Вправе ли мать Леонида требовать от органа опеки и попечительства возврата ей сына?
Задача № 15.
Задонский Б., эмигрировавший из СССР в Финляндию в 1990 г., стал гражданином Финляндии в 1995 г., сохранив при этом гражданство РФ. Местом постоянного жительства он избрал г. Хельсинки. Во время частых командировок по делам службы в г. Санкт - Петербург он познакомился с гражданкой Натальей Романовой Н. В очередной свой приезд осенью1998 г. Задонский предложил Романовой Н. стать его женой и уехать с ним жить в г. Хельсинки. Наталья согласилась.
При подаче совместного заявления в орган ЗАГС г. Санкт – Петербурга о регистрации заключения брака Задонский заявил, что является гражданином как России, так и Финляндии, в подтверждении чего предъявил оба паспорта.
Необходимо ли было Задонскому Б. предъявлять в органе ЗАГС два паспорта- гражданина Финляндии и гражданина РФ? Законодательство какого государства (Российской Федерации или Финляндии) должно быть применено при регистрации брака между Задонским Б. и Романовой Н. к условиям брака ?
Примерные тесты к практическим занятиям.
Тест № 1
1.Существует ли в российском законодательстве легальное определение семьи?
а) да, определение семьи содержится в семейном кодексе РФ;
б) да, определение семьи содержится в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния»;
в) нет, определение семьи содержится только в доктрине семейного права.
2. Указ Председателя Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. предусматривает:
а) возможность признания юридической силы за фактическими брачными отношениями в установленных случаях;
б) возможность признания юридической силы за религиозными браками;
в) возможность признания юридической силы только за браком, зарегистрированным в органе ЗАГС.
3. Укажите специфические юридические факты, из которых возникают семейные правоотношения:
а) брак, родство, усыновление (удочерение), фактическое содержание и воспитание;
б) брак и договор;
в) только брак;
г) опека, попечительство
д) приемная семья.
е) совместное проживание, ведение общего хозяйства.
4. Понятия «брак» и «семья» соотносятся следующим образом:
а) брак лежит в основе семьи в юридическом смысле;
б) эти понятия равнозначны;
в) брак- это основа семьи в социологическом смысле.
5. В Российской Федерации юридическую силу имеют:
а) фактические брачные отношения;
б) зарегистрированный брак;
в) религиозный брак.
6.Признание полностью дееспособным несовершеннолетнего, вступившего в брак в результате снижения брачного возраста:
а) приводит к возникновению у него полной гражданской дееспособности;
б) влечет эмансипацию несовершеннолетнего;
в) не влияет на объем гражданской дееспособности.
7. Выберите «негативные» условия заключения брака:
а) достижение брачного возраста;
б) состояние одного из супругов в другом нерасторгнутом браке ;
в) состояние лиц, намеренных вступить в брак в близкой степени родства;
г) взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак.
8. Брак расторгается в органах ЗАГС :
а) при взаимном согласии супругов, имеющих несовершеннолетних детей;
б) в случае, если один из супругов осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок более трех лет;
в) в случае, если один из супругов возражает против расторжения брака.
9. Недействительный брак недействителен:
а) с момента его регистрации;
б) с момента вступления в законную силу решения суда;
в) с момента расторжения брачного договора.
10. Фиктивный брак это :
а) брак, направленный на получение материальной выгоды;
б) брак, заключенный с единственной целью - получить право на жилое помещение;
в) брак, заключенный без намерения создать семью.
11. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, проводится:
а) в случаях, предусмотренных Семейным кодексом;
б) по желанию лиц, вступающих в брак;
в) обязательно проводится учреждением системы здравоохранения по месту жительства лиц.
12. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции:
а) суд может признать брак недействительным;
б) суд обязан признать брак недействительным;
в.) брак подлежит расторжению органами ЗАГС.
13. Добросовестным супругом в недействительном браке признается:
а) супруг, не имеющий препятствий ко вступлению в брак;
б) супруг, от которого другой супруг скрыл имеющиеся у него препятствия к вступлению в брак, т.е. обманутый супруг;
в) супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака.
г) супруг, права которого нарушены заключением брака, при условии, что он не знал о наличии у другого супруга препятствий ко вступлению в брак.
Тест №2
1. Личные неимущественные права супругов это:
а) право супругов на избрание при заключении брака фамилии;
б) право супругов на сохранение при расторжении брака фамилии, избранной при его заключении;
в) право супругов свободно избирать место жительства и место пребывания;
г) право решать все семейные вопросы сообща;
д) право давать согласие на совершение сделки по распоряжению общим имуществом другим супругом?
е) все, перечисленное в «а»- «д».
ж) все перечисленное в «а»- «г».
2. Какие вопросы при разбирательстве дела о разводе суд решает только по требованию супруга (ов):
а) с кем будет жить несовершеннолетний ребенок;
б) с кого и в каком размере будут взыскиваться алименты на детей;
в) вопрос о разделе имущества, находящегося в совместной собственности.
3. К новеллам Семейного кодекса РФ относится:
а) введение института брачного договора;
б) введение норм об усыновлении;
в) определение понятия семьи.
4. Законным режимом имущества супругов признается:
а) режим совместной собственности;
б) режим раздельной собственности;
в) смешанный режим.
5. Брачный договор-это соглашение супругов, которое устанавливает:
а) личные и имущественные права и обязанности супругов;
б) права и обязанности супругов в случае расторжения брака;
в) имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
6. Правильным определением брачного договора является:
а) соглашение лиц, вступающих в брак;
б) договор супругов по поводу имущества;
в) соглашение супругов или будущих супругов, определяющее их права на имеющееся или будущее имущество во время брака или в случае его расторжения.
7. Основанием возникновения родительских прав и обязанностей в соответствии с Семейным кодексом РФ является:
а) рождение ребенка;
б) установление происхождения детей, удостоверенное в установленном законом порядке;
в) рождение детей в зарегистрированном браке.
8. Добровольное установление отцовства производится по заявлению отца и матери:
а) судом;
б) органом опеки и попечительства;
в) органом ЗАГС.
9. В каком случае не допускается изменение имени и фамилии ребенка без его согласия:
а) если ребенок достиг возраста 10 лет;
б) если ребенок достиг возраста 12 лет;
в) в случае эмансипации несовершеннолетнего;
г) с момента достижения совершеннолетия;
д) без согласия ребенка изменение его имени вообще не допустимо
10. Ограничение родительских прав допускается:
а) если родители уклоняются от своих обязанностей;
в) в случае злостного уклонения родителей от уплаты алиментов;
г) если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим.
11. В случае отсутствия соглашения о порядке осуществления родительских прав родителем, спор разрешает:
а) суд;
б) орган опеки и попечительства;
в) суд с участием органа опеки и попечительства.
12. Усыновление (удочерение) допускается в отношении:
а) несовершеннолетних детей;
б) совершеннолетних детей-сирот;
в) детей, оставшихся без попечения родителей.
Тест № 3
1. Алименты по общему правилу взыскиваются судом с момента:
а) прекращения супругами совместного проживания;
б) обращения в суд по поводу взыскания алиментов;
в) вынесения решения и судебного приказа;
г) передачи исполнительного листа (судебного приказа) по месту работы ( получения стипендии, пенсии, пособия) плательщика алиментов.
2. Виды заработка или иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определяются :
а) Семейным кодексом РФ;
б) постановлением Правительства РФ
в) законами субъектов РФ.
3. Суд может освободить супруга от обязанности содержать другого нетрудоспособного супруга, если:
а) супруг, выплачивающий алименты, вступил в новый брак;
б) в случае непродолжительного пребывания супругов в браке;
в) отсутствия у супругов общих детей.
4. Возможность освобождения родителей от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей законом:
а) не предусмотрена;
б) предусмотрена в виде исключения для малоимущих родителей;
в) предусмотрена в случаях. Когда несовершеннолетний ребенок работает и имеет постоянный заработок.
г) предусмотрена в случае помещения ребенка в детское учреждение на полное государственное обеспечение.
5. Возможность освобождения родителей от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей законом:
а) не предусмотрена;
б) предусмотрена в виде исключения для малоимущих родителей;
в) предусмотрена в случаях. Когда несовершеннолетний ребенок работает и имеет постоянный заработок.
г) предусмотрена в случае помещения ребенка в детское учреждение на полное государственное обеспечение.
6. Правоотношения между усыновителями и усыновленным ребенком возникают с момента:
а) вынесения решения суда об усыновлении;
б) вступления решения суда об усыновлении в законную силу;
в) регистрации решения суда об усыновлении в органах ЗАГС.
7. Вопрос об изменении усыновленному ребенку фамилии, имени, отчества решается:
а) судом;
б) органом опеки и попечительства;
в) органами ЗАГС.
8. Права и обязанности усыновителей и усыновленных с родительскими правами и обязанностями соотносятся следующим образом:
а) приравниваются к родительским в полном объеме;
б) приравниваются в правовых последствиях, но объем этих прав и обязанностей не одинаков;
в) правовой статус усыновителей отличается от родительского, хотя объем прав и обязанностей совпадает.
9. Правовое положение опекуна по семейному праву:
а) приравнивается к родителям;
б) приравнивается к усыновителям;
в) имеет особый статус.
10. Какая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к семейной:
а) детские дома семейного типа;
б) усыновление (удочерение);
в) учреждения для детей-сирот
11. Учет детей, оставшихся без попечения родителей, ведут:
а) руководители воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты;
б) органы опеки и попечительства;
в) департамент соцзащиты
12. Усыновителями не могут быть:
а) иностранные граждане;
б) лица без гражданства;
в) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права
г) лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах.
13. Требуется ли согласие ребенка на усыновление :
а) нет, не требуется;
б) требуется с момента достижения ребенком возраста 14 лет;
в) требуется с момента достижения ребенком 10 лет.
14. Какие обстоятельства являются основаниями к отмене усыновления:
а) злоупотребление родительскими правами;
б) хронический алкоголизм;
в) развод усыновителей
15. Приемная семья образуется на основании:
а) решения суда;
б) постановления органа местного самоуправления;
в) договора о передаче ребенка в семью.
16. В Российской Федерации признаются браки, заключенные за ее пределами, если они заключены:
а) с соблюдением требований российского законодательства;
б) с соблюдением требований законодательства государства, на территории которого они заключены;
в) с соблюдением требований законодательства государства, на территории которого они заключены, и отсутствии при этом препятствий к заключению брака, установленных в российском законодательстве.
Темы для подготовки рефератов
1. Семейное право в системе отраслей права РФ.
2. Семейное право России периода Империи.
3. Советский период в развитии семейного права.
4. Семейные правоотношения: понятия, виды, субъекты и объекты.
5. Юридические факты как основания возникновения семейных правоотношений.
6. Исковая давность в семейном праве.
7. Осуществление и защита семейных прав.
8. Правовая природа брака.
9. Расторжение брака в органах ЗАГС.
10. Судебный порядок расторжения брака.
11. Правовое регулирование семейных отношений.
12. Юридические факты в семейном праве РФ.
13. Недействительность брака и его правовые последствия.
14. Личные права и обязанности супругов.
15. Правовое регулирование имущественных отношений супругов.
16. Имущественные правоотношения супругов.
17. Раздел имущества супругов.
18. Общая совместная собственность супругов: понятие, объекты.
19. Содержание права общей совместной собственности супругов.
20. Раздельная собственность супругов.
21. Брачный договор: понятие, форма, содержание.
22. Брачный договор: заключение, изменение, расторжение.
23. Ответственность супругов по обязательствам.
24. Установление происхождения детей.
25. Установление материнства.
26. Добровольное установление отцовства.
27. Установление отцовства в судебном порядке.
28. Государственная регистрация заключение брака.
29. Государственная регистрация расторжения брака.
30. Государственная регистрация происхождения ребенка.
31. Права несовершеннолетних детей в семейном праве РФ.
32. Имущественные права ребенка.
33. Права и обязанности родителей.
34. Лишение родительских прав.
35. Ограничение родительских прав.
36. Алиментные обязательства родителей и детей.
37. Алиментные обязательства супругов (бывших супругов).
38. Алиментные обязательства иных членов семьи.
39. Соглашения об уплате алиментов: понятие, форма и содержание.
40. Порядок заключения, изменения и расторжения соглашения об уплате алиментов.
41. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
42. Изменение и прекращение алиментных обязательств.
43. Правовое регулирование усыновления детей иностранцами.
44. Опека и попечительство над детьми.
45. Усыновление детей: понятие, значение, правовые последствия.
46. Порядок и условия усыновление.
47. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
48. Правовое регулирование брака с участием иностранных граждан.
49. Правовое регулирование развода с участием иностранцев.
50. Правовое регулирование имущественных отношений супругов с участием иностранного элемента.
51. Правовое регулирование правоотношений родителей и детей при наличии иностранного элемента.
52. Правовое регулирование искусственных методов репродукции человека.
53. Роль органов опеки и попечительства в защите прав и интересов детей.
54. Оспаривание отцовства и материнства.
55. Судебная практика о признании брака недействительным.
В соответствии с рабочим учебным планом по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (МГЭИ, 2011) в качестве формы промежуточного контроля является экзамен.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие семьи и брака. Основные задачи семейного права.
2. Основные методы семейно-правовых отношений.
3. Функции семейного права.
4. Юридические факты, являющиеся основанием возникновения, изменения или прекращения семейных правоотношений.
5. Источники семейного права.
6. Основания применения к семейным отношениям норм международного права.
7. Понятие, значение и формы защиты семейных прав.
8. Способы защиты семейных прав.
9. Условия заключения брака.
10. Основания снижения брачного возраста.
11. Основные препятствия заключения брака.
12. Основания и порядок медицинского обследования лиц, вступающих в брак.
13. Основания, необходимые для признания брака недействительным.
14. Фиктивный брак.
15. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака.
16. Основания прекращения брака.
17. Расторжение брака в органах ЗАГСа.
18. Расторжение брака в судебном порядке.
19. Основания, необходимые для восстановления брака в случае явки супруга, объявленного умершим или безвестно отсутствующим.
20. Личные неимущественные права супругов.
21. Имущественные правоотношения между супругами.
22. Законный режим имущества супругов.
23. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов.
24. Срок исковой давности при разделе имущества супругов.
25. Порядок раздела общего имущества супругов.
26. Распределение общих долгов супругов при разделе общего имущества супругов.
27. Договорной режим имущества супругов.
28. Ограничение свободы брачного договора.
29. Порядок изменения и расторжения брачного договора.
30. Основания признания брачного договора недействительным.
31. Основания возникновения прав и обязанностей супругов.
32. Установление происхождения ребенка.
33. Установление отцовства по заявлению отца ребенка.
34. Установление отцовства в порядке особого производства.
35. Правовые последствия установления отцовства в судебном порядке.
36. Сроки для оспаривания отцовства или материнства.
37. Защита прав и законных интересов ребенка.
38. Содержание прав ребенка.
39. Имущественные права ребенка.
40. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
41. Общие основания лишения прав на ребенка.
42. Ограничение родительских прав.
43. Правовые последствия ограничения прав родителей.
44. Основания возникновения алиментных обязательств.
45. Порядок взыскания и использование алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей.
46. Субъекты алиментных правоотношений.
47. Соглашение об уплате алиментов.
48. Меры и основания ответственности за несвоевременную уплату алиментов.
49. Государственная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
50. Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.
51. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
52. Правовое регулирование опеки и попечительства.
53. Приемная семья.
54. Правовое регулирование усыновления.
55. Правовые последствия усыновления.
56. Основания отмены усыновления.
57. Понятие опеки и попечительства.
58. Права детей, находящихся под опекой (попечительством).
59. Международное усыновление.
60. Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права.
Итоговый контроль выпускников проводится в форме выпускной квалификационной работы (ВКР). По желанию выпускника им может быть выполнена ВКР по тематике дисциплины «Семейное право».
Формы контроля
Основными формами контроля являются устная, письменная и техническая форма контроля.
Устная форма контроля используется при проведении экспресс опроса обучающихся на лекционных и практических занятиях.
Письменная форма контроля предусматривает выполнение практических домашних заданий с последующей их защитой.
Техническая форма контроля предусматривает компьютерное тестирование студентов по тестам, составленным преподавателем ВУЗа.