Предметы ведения местного самоуправления
В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления (например, государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется органами местного самоуправления).
К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
4) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
5) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения;
6) охрана общественного порядка;
7) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, а также другие вопросы местной жизни.
Решения органов местного самоуправления по вопросам своего ведения могут быть отменены только в судебном порядке. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Неисполнение решений органов местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законом.
Конституционные гарантии правомочий
Местного самоуправления
Система гарантий прав местного самоуправления охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и защиту.
Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами:
а) организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного уровня;
б) защиту права местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.
Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В ст. 133 фиксируется запрет на ограничение конституционных прав местного самоуправления. Конституция РФ устанавливает, что:
органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12);
изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131);
органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст. 132);
структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131).
В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует:
судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления;
компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Гарантии местного самоуправления более детально закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы для повторения
1. Что следует понимать под местным самоуправлением?
2. Какое место занимают органы местного самоуправленияв системе управленияобществом и государством?
3. Каковы основные принципы и функции местного самоуправления?
4.Дайте краткую характеристику основам организации и деятельностиместногосамоуправления.
5. Какой круг вопросов решают органы местного самоуправления?
6. Назовите гарантии местного самоуправления.
Глава 18
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Понятие трудового права
Как известно из общей теории права, деление его на отрасли и институты осуществляется с учетом предмета и метода правового регулирования. Определить этот предмет – значит установить тот круг общественных отношений, который регулируется нормами данной отрасли права, и классифицировать их на соответствующие группы.
Трудовое право – одна из ведущих отраслей российского права. Оно играет важную роль в регулировании трудовых отношений работников с организациями независимо от форм собственности и хозяйствования. С трудовым законодательством приходится иметь дело каждому гражданину с того момента, когда он реализовал свое конституционное право на свободу труда путем заключения трудового договора (контракта).
Среди отношений, составляющих в своей совокупности предмет трудового права, главное место занимают трудовые отношения между работниками и организацией, возникающие в организациях по поводу организации и системы оплаты труда работников.
В зависимости от форм собственности и вида предприятия (арендное, акционерное, совместное и др.) трудовые отношения подразделяются на родовые и видовые группы и подгруппы: трудовые отношения на государственных предприятиях, трудовые отношения на кооперативных предприятиях и т.д.
В настоящее время все более отчетливо обозначаются две группы трудовых отношений: отношения работающих по найму, договору (контракту) и отношения, в которые вступают собственники (сособственники) имущества организации для участия в трудовых процессах.
Возникновение отношений на основании трудового договора (контракта) означает включение гражданина в личный состав организации в целях выполнения им определенной работы (функции), определяемой специальностью, квалификацией, должностью, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, режиму труда и другим особенностям организации труда на данном предприятии.
В результате регулирования трудовых отношений возникают трудовые правоотношения. Содержание трудового правоотношения составляют конкретные права и обязанности, которые приобретают субъекты (стороны) с момента возникновения этого правоотношения. Правам одной стороны (работника) соответствуют конкретные обязанности другой (администрации) и наоборот. Например, праву работника на получение заработной платы соответствует обязанность администрации выплачивать вознаграждение за его труд.
Кроме трудовых, трудовое право регулирует иные общественные отношения, входящие в его предмет. Их обычно называют производными от трудовых. К ним относятся:
отношения по обеспечению занятости и трудоустройства, организационно-управленческие отношения (между трудовым коллективом, выступающим от его имени выборным профсоюзным органом и администрацией);
отношения по перераспределению рабочей силы; отношения по охране труда и здоровья работников;
отношения, связанные с возмещением материального ущерба;
отношения по рассмотрению трудовых споров и др.
Следовательно, определив круг социально-общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, можно дать следующее определение трудового права.
Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права, регулирующей отношения работников с организациями, а также производные, но тесно связанные с ними другие отношения.
Трудовое право занимает особое место в системе российского права. Оно определяет порядок приема, перевода, увольнения работников, системы и нормы оплаты труда, устанавливает меры поощрения за успехи в труде, меры взыскания за нарушение трудовой дисциплины, правила по охране труда, порядок рассмотрения трудовых споров (как индивидуальных, так и коллективных).
Источники трудового права
Под источниками трудового права понимаются нормативно-правовые акты, т.е. акты, в которых закреплены нормы трудового права Российской Федерации.
Юридическая сила правовых актов о труде зависит от того, каким органом государства принимается тот или иной акт, а также от компетенции каждого органа, прав организаций, профсоюзных органов и полномочий трудовых коллективов.
Важнейшим источником права в целом, в том числе и трудового, является Конституция РФ. В ней определены основополагающие принципы правового регулирования труда (ст. 2, 7, 8, 15, 19, 30, 32, 37, 41, 43, 46, 53 и др.).
В системе источников трудового права после Конституции РФ важное место занимает Кодекс законов о труде (КЗоТ), который был введен в действие с 1 апреля 1972 г. (существенные изменения и дополнения были внесены в КЗоТ Законом РФ от 25 сентября 1992 г.*). Он является кодифицированным актом на уровне Российской Федерации.
*ВВС. 1992. № 41. Ст. 2254.
Кодекс законов о труде регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека.
КЗоТ РФ устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников.
К источникам трудового права относятся законы Российской Федерации, например: «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г.)*, «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями**, «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.*** и др.
* ВВС. 1992. № 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558; Российская газета. 1999.12 мая.
**ВВС. 1991. № 18. Ст. 565; СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; Российская газета. 1999.7 мая; 22 июля.
***СЗ РФ. 1995. № 48. Ст.4557.
В систему источников трудового права входят подзаконные акты. Среди них следует указать нормативные указы Президента Российской Федерации, например Указ «О привлечении и использовании иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г.*
* САПП. 1993. № 51 .Ст. 4934.
Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ, например, «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» от 14 октября 1992 г., Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. К источникам относятся также постановления и разъяснения Министерства труда и социального развития РФ.
Одна из существенных особенностей правового регулирования труда состоит в том, что по некоторым вопросам законодательные акты содержат лишь основополагающие, исходные правила, а конкретные нормы предоставляют право устанавливать либо трудовым коллективам, либо администрации и профсоюзному комитету.
В качестве источника локального регулирования условий труда выступают коллективные договоры, нормативные соглашения, правила внутреннего трудового распорядка. В настоящее время роль и значение локальных нормативных актов существенно возрастает.