Юридический состав правонарушения.
Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя:
1) характеристику объекта правонарушения, объективной стороны;
2) субъективной стороны и субъекта правонарушения.
Обязательным признаком состава правонарушения считают объект правонарушения. Объект правонарушения – одно из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, проявляется ли оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект. Нет преступления, которое ни на что не посягает. Данное положение можно применить ко всем видам правонарушений. В современной правовой литературе широкое распространение получило мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Правонарушение является определенным социальным явлением, которое воздействует на всю систему общественных отношений.
Субъект правонарушений – необходимый элемент состава правонарушения. Субъект производит все действия, преступления и поступки. Тем самым он воздействует на объект и собственными действиями привносит изменения во внешний мир. Таким образом, если объект – это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта, то субъект является носителем действия. Субъект и объект находятся постоянно в таком взаимодействии между собой, когда на одном полюсе расположен субъект, а на другом – объект. Учитывая общефилософское понимание взаимодействия субъекта и объекта как единства двух противоположностей в правовых взаимоотношениях, субъект и объект постоянно должны быть вместе, так как:
1) субъект и объект определяют наличие или отсутствие правонарушения;
2) в правонарушении объект не существует без субъекта, носителя действия, как и субъект не будет субъектом, пока не повлияет своими действиями на объект правонарушения.
Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица.
Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения:
1) в ней обнаруживается вредность противоправного деяния для общества;
2) характер субъективной стороны правонарушений отличает собственно правонарушения от объективно противоправных проступков;
3) субъективную сторону правонарушения составляют элементы, которые показывают правонарушение с точки зрения внутреннего состояния человека при совершении им данного деяния.
Психологи делят деяние человека на два этапа:
1) принятие решения, а именно деятельность человеческого мозга;
2) поведение человека, которое выражено внешне, а именно связано с осуществлением решения под руководством сознания.
Таким образом, внешняя и внутренняя стороны поведения человека находятся в очень тесной взаимосвязи, и противопоставлять или отрывать одну сторону от другой невозможно.
Вина – это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.
Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.
13. Понятие и основания юридической ответственности.
Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).
Юридическая ответственность имеет следующие признаки:
§ наступает только за те деяния, которые предусмотрены правовыми нормами;
§ налагается только за совершенные поступки, а не за мысли или намерения;
§ налагается компетентными государственными органами в ходе определенной законом процедуры;
§ предполагает государственное принуждение правонарушителя
§ к исполнению норм права; о наступает только один раз за одно и то же преступление.
14. Личные права граждан и их характеристика.
- право на жизнь
- право на защиту чести и достоинсва
- право на личную тайну
- право на неприкосновенность жилища
- свобода вероисповедания
- свобода мысли и слова
15. Политические права граждан и их характеристика.
- свобода проводить публичные мероприятия
- право на объединения
- право избирать и быть избранным
- доступ граждан к гос. службе
- право на обращение в органы власти
16. Экономические права граждан и их характеристика.
- право частной собственности на землю
- право на неприкосновенность частной собственности
- свобода предпренимательства
17. Понятия и признаки правового государства.
Правовое государство- особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.
Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:
1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;2) верховенство закона;3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.
Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.
(Аристотель, Платон): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.
Признаки правового государства:
- ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);- верховенство права во всех сферах общественной жизни;- конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;- наличие развитого гражданского общества;- правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;- верховенство закона в системе права;- соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;- прямое действие конституции.
В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.
Специфические (закреплены в Конституции РФ):
1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)3. Принцип разделения властей (ст. 10)4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)9. Принцип ответственности государства и личности.
18. Президент РФ: статус, обязанности. ( Информации много, каждый запомнит то, что посчитает нужным )
Глава 4. Президент Российской Федерации
Статья 80
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Статья 82
1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".
2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России
19. Понятие, признаки и виды юридических лиц.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
На основании определения можно выделить признаки, присущие юридическому лицу:
Организационное единство предполагает, что юридическое лицо выступает в гражданско-правовых отношениях как единое целое. Юридическое лицо имеет четкую устойчивую структуру, закрепленную в учредительных документах. Деятельность всех структурных подразделений юридического лица подчинена руководящим органам, которые формируют и выражают волю юридического лица вовне.Имущественная обособленность означает, что юридическому лицу принадлежит имущество на каком-либо вещном праве: праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления. Данное имущество обособлено от имущества учредителей юридического лица, что оформляется наличием самостоятельного баланса или сметы.Самостоятельная гражданско-правовая ответственность заключается в том, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает лично всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (участники) юридического лица или собственники его имущества по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица. Исключения могут быть предусмотрены законом или учредительными документами.Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, в том числе заключать гражданско-правовые договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Бесплатная консультация юриста: 8 (499) 703-35-33 доб.221 (МСК), 8 (812) 309-52-81 доб.773 (СПБ)
Юридические лица: понятие, признаки, виды
команда legalquest Ноя 27, 2010
Яндекс.ДиректПодготовка к ГИАrepetitor-dona.ruв Репетитор-Дона! Проверенные преподаватели! Реальный результат! Приходите!СтоимостьОтзывы и результатыМини-группаО занятияхАдрес и телефонРостов-на-ДонуПредстоит оспаривание наследства?olimp-rostov.wixsite.com/наследственные-делаМы поможем вам! Опыт в наследственных делах 19 лет! Консультация бесплатна!Консультация по телефонуЗащита в судеСвои оценщикиСкидки на услугиАдрес и телефон
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
На основании определения можно выделить признаки, присущие юридическому лицу:
Организационное единство предполагает, что юридическое лицо выступает в гражданско-правовых отношениях как единое целое. Юридическое лицо имеет четкую устойчивую структуру, закрепленную в учредительных документах. Деятельность всех структурных подразделений юридического лица подчинена руководящим органам, которые формируют и выражают волю юридического лица вовне.Имущественная обособленность означает, что юридическому лицу принадлежит имущество на каком-либо вещном праве: праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления. Данное имущество обособлено от имущества учредителей юридического лица, что оформляется наличием самостоятельного баланса или сметы.Самостоятельная гражданско-правовая ответственность заключается в том, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает лично всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (участники) юридического лица или собственники его имущества по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица. Исключения могут быть предусмотрены законом или учредительными документами.Выступление в гражданском оборот
· 20. Правительство РФ: статус, обязанности
Правительство РФ самостоятельно осуществляет государственную власть в стране наряду с Президентом РФ. Федеральным Собранием и судами, возглавляя единую систему исполнительной власти. Однако, несмотря на то, что Правительство по существу является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе страны, в Конституции РФ указаний на этот счет нет. Своеобразно решен вопрос о статусе Правительства и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 1): в названии статьи термин «высший» присутствует, а в ее тексте это определение не употребляется. Очевидно, авторы руководствовались положениями Конституции РФ, которая избегает прямой формулировки для определения статуса Правительства.
Возглавляя исполнительную власть в Российской Федерации, Правительство РФ представляет собой особую структуру государства: (1) это орган, который воспринимает потребности и интересы общества и адекватно отражает их в своих правовых актах и в организационной деятельности; (2) это орган, который призван рационально и законно управлять общественными процессами, придавать им целостность, организованность и эффективность. Правительство РФ осуществляет текущее повседневное управление всеми вопросами государственной важности. При этом деятельность носит распорядительный характер, т.е. осуществляется в форме руководства целым комплексом органов и учреждений специальной компетенции, занимающихся вопросами управления отдельными отраслями экономики и иными сферами общественных отношений.
Как высший орган исполнительной государственной власти в России Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров и осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства страны.
Провозглашенные Конституцией РФ 1993 г. принципы верховенства, приоритета конституционных норм и законности имеют непосредственное отношение к определению статуса Правительства РФ. В этом отношении характерно содержание ст. 115 Конституции России, которая определяет, что Правительство действует на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Таким образом, в действующей Конституции РФ, в отличие от советских конституций, устанавливается относительная подзаконность действий и решений Правительства, поскольку оно только часть своих нормативных правовых актов принимает на основе и во исполнение законов, а остальные базирует на нормативных указах Президента, которые относятся к актам исполнительной власти. Кроме того, в соответствии с конституционным принципом разделения властей (ст. 10) Правительство РФ является самостоятельной ветвью государственной власти и имеет свою собственную сферу деятельности. В то же время, подчеркивая место Правительства РФ в системе органов исполнительной власти, Конституция в ст. 115 определяет обязательность исполнения актов Правительства на всей территории Российской Федерации.
Формулировка «на основании и во исполнение» означает, что Правительство обладает обширным диапазоном распорядительных полномочий, которые гораздо шире исполнительных. Следует также отметить, что статус Правительства предопределен такими конституционными принципами, как верховенство Конституции России, федеральных конституционных законов и федеральных законов, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Правительство РФ как орган государственной власти имеет свой правовой статус, организационную структуру, формы и методы деятельности, состав управленческих кадров и другие атрибуты. Правительство в любом государстве не в состоянии включить в свой состав всех руководителей органов исполнительной власти, поскольку таких органов очень много. Неизбежным поэтому является установление различных статусов и наименований органов исполнительной власти, что и определяет вхождение ими невхождение их р
21. Судебная система РФ
Судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.
Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»
истема судов РФ.
Система судов РФ - это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.
Систему судов РФ можно описать следующим образом:
1. Конституционные суды в РФ:
- Конституционный суд РФ.
- Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
2. Суды общей юрисдикции в РФ.
- Верховный суд РФ
- Суды субъектов РФ
- Городские (районные) суды
- Мировые суды
2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.
- Военная коллегия Верховного суда РФ.
- Военные (флотские) окружные суды РФ.
- Гарнизонные суды РФ
3. Арбитражные суды в РФ.
- Высший Арбитражный Суд РФ.
- Федеральные арбитражные суды округов
- Арбитражные суды округов
- Арбитражные суды субъектов РФ
4. Иные суды, действующие на территории РФ.
- Третейские суды
- Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.
- Районные суды.
- Военные и специализированные суды.
- Высший арбитражный суд РФ
-Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)
- Арбитражные апелляционные суды.
- Арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся:
- Конституционные (суды) субъектов РФ.
- Мировые судьи.
Понятие юридического факта
Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании жизненных обстоятельств, которые именуются в теории права юридическими фактами. К юридическим фактам относятся лишь те жизненные обстоятельства, которые признаны нормами права
1.
1. правообразующими,
2. правоизменяющими или
3. правопрекращающими.
Юридические факты — факты реальной действительности, с которыми действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, т.е. правоотношений.
Основные признаки юридических фактов:
1.
1. определенным образом выражены вовне (объективированы, те. мысли, чувства и события духовной жизни юридическими фактами не признаются);
2. юридические факты характеризуют наличие или отсутствие определенных явлений материального мира (например, наличие правонарушения, отсутствие родства и т.п.);
3. несут в себе информацию о состоянии общественных отношений (т.к. фактами могут выступать лишь такие обстоятельства, которые затрагивают прямо или косвенно интересы личности, общества и государства);
4. конкретизируются на уровне правоприменения, т.е. предусмотрены нормой права;
5. зафиксированы в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме, т.е. надлежащим образом оформлены и удостоверены в виде документа и т.п.;
6. вызывают предусмотренные законом правовые последствия.
Юридические факты разнообразны и классифицируются по различным основаниям.
Виды юридических фактов
1) по признаку зависимости от воли субъектов:
·
1. действия - обстоятельства, которые зависят от воли людей, совершаются ими:
· правомерные;
· неправомерные.
2. события - обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (например, стихийные бедствия).
2) по характеру последствий:
·
· правообразующие - вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу);
· правоизменяющие - изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади);
· правопрекращающие - прекращают правоотношения (например, окончание вуза);
· комплексные (универсальные, например, приговор суда или вступление в брак).
3) по продолжительности действия:
1. кратковременные (например, штраф);
2. длящиеся (или правовые состояния) (например, состояние родства, брака и т.д.).
4) по количественному составу:
· простые;
· сложные (юридические составы) (например, для возникновения пенсионного правоотношения необходима совокупность следующих юридических фактов: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии).
5) по значению:
· положительные - жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста);
· отрицательные - жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).
23.СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ (см.: Право собственности) — это юридические факты, которые влекут возникновение у лица права собственности.
Существуют общегражданские и специальные способы приобретения права собственности. Первые (например, сделки) могут быть использованы любыми субъектами гражданского права, тогда как вторые могут привести к возникновению права собственности у строго определенных субъектов права (конфискация, реквизиция и т.п.).
Способы приобретения права собственности делятся на:
- первоначальные, когда право собственности на вещь возникает впервые либо помимо воли предыдущего собственника;
- производные, когда право собственности возникает по воле предыдущего собственника и с согласия нового. В этом случае объем прав нового собственника зависит от объема прав, принадлежавшего бывшему собственнику. Соответственно, на нового собственника переходят все существовавшие обременения права собственности (сервитута, другие вещные и иные права третьих лиц на перешедшее к новому собственнику имущество).
Первоначальные способы:
- создание новой вещи (ст. 218 ГК РФ); определенными особенностями обладает приобретение права собственности на вновь созданное недвижимое имущество (ст. 219 ГК РФ);
- приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы от имущества лицом, использующим это имущество на законном основании (ст. 136, 218 ГК РФ);
- переработка вещи (ст. 220 ГК РФ);
- приобретение права собственности на бесхозяйное имущество (от которого собственник отказался, находка, безнадзорные животные, клад — ст. 225, 226, 228, 230, 233 ГК РФ);
- обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (сбор грибов, лов рыбы и пр. — ст. 221 ГК РФ);
- приобретательная давность: лицо, не являющееся собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество.
Производные способы:
- приобретение права собственности по договору купли-продажи, мены, дарения или иной сделке об отчуждении имущества;
- наследование по закону или завещанию (п. 2 ст. 218 ГК РФ);
- приобретение права на имущество юридического лица при его реорганизации;
- приобретение членом жилищного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива права собственности на соответствующее помещение после полного внесения своего паевого взноса (п. 4 ст. 218 ГК РФ).