VII. Законодательство Федерации
Статья 70. Земли имеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным законом законодательные полномочия не предоставлены Федерации.
Разграничение компетенции Федерации и земель определяется согласно предписаниям настоящего Основного закона об исключительной и конкурирующей законодательной компетенции.
Статья 71. В сфере исключительной законодательной компетенции Федерации земли обладают полномочиями на законодательство лишь тогда и постольку, когда и поскольку они прямо управомочены на это федеральным законом.
Статья 72. В сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и поскольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своими законодательными правами.
Статья 73. Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по следующим вопросам:
1) иностранные дела, а также оборона, включая защиту гражданского населения;
2) гражданство Федерации;
3) свобода передвижения, паспортный режим, иммиграция и эмиграция, выдача;
4) валюта, денежное обращение и чеканка монеты, режим мер и весов, а также установление точного времени;
5) таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарного обращения, оборот товаров и платежей с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;
6) воздушное сообщение;
6-а) железнодорожное сообщение, которое полностью или в своем большинстве принадлежит Федерации (железные дороги Федерации), строительство, поддержание и эксплуатация рельсовых путей этих дорог, а также взимание платы за использование этих путей;
7) служба почты и телекоммуникаций;
8) правовое положение лиц, находящихся на службе Федерации и федеральных корпораций публичного права:
9) правовая охрана промышленной собственности, авторское право и издательское право;
10) сотрудничество Федерации и земель: а) в области уголовной полиции; b) в защите основ свободного демократического строя, существования и безопасности Федерации или земли (охрана Конституции) и с) в защите территории Федерации от стремлений путем применения силы или направленных на такое применение подготовительных действий поставить под угрозу внешние интересы Федеративной Республики Германии, а также учреждение федерального ведомства уголовной полиции и борьба с международной преступностью;
11) статистика для целей Федерации…
Статья 76. Законопроекты вносятся в Бундестаг Федеральным правительством, членами Бундестага либо Бундесратом…
Статья 77. Федеральные законы принимаются Бундестагом. Принятые законы должны немедленно передаваться Бундесрату Председателем Бундестага.
Бундесрат может в течение трех недель по получении принятого закона потребовать созыва комитета, образуемого из членов Бундестага и Бундесрата, для совместного обсуждения закона...
Статья 78. Принятый Бундестагом закон считается вступившим в силу, если Бундесрат его одобряет...
Статья 79. Основной закон может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст Основного закона. При заключении международных договоров, предметом которых является мирное урегулирование, подготовка мирного урегулирования, прекращение оккупационно-правового режима, а также договоров, предназначенных служить обороне Федеративной Республики, для подтверждения того, что положения Основного закона не препятствуют заключению и вступлению в силу таких договоров, достаточно дополнения текста настоящего Основного закона, ограничивающегося таким подтверждением...
VIII. Исполнение федеральных законов и федеральная администрация
Статья 83. Земли исполняют федеральные законы, как свои собственные, поскольку настоящим Основным законом не устанавливается или не допускается иное…
VIII-a. Общие задачи
Статья 91-а. Федерация участвует в выполнении задач земель, если эти задачи имеют значение для всей национальной общности, и участие Федерации требуется для улучшения условий жизни (общие задачи)…
X. Финансы
Статья 104-а*(109). (1) Если настоящий Основной закон не определяет иначе, Федерация и земли, каждая со своей стороны, несут расходы для решения своих задач.
Х-а. Состояние обороны
Статья 115-а. Бундестаг с одобрения Бундесрата констатирует, что Федерация подверглась вооруженной агрессии или что ей непосредственно угрожает такая агрессия (состояние обороны). Эта констатация осуществляется по предложению Федерального правительства и требует большинства в две трети поданных голосов, но не менее большинства голосов членов Бундестага...
Статья 115-b. С момента объявления состояния обороны право издания приказов и командования вооруженными силами переходит к Федеральному канцлеру.