Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ, процедура отрешения его от должности
Срок полномочий През. РФ составляет 6 лет, при этом одно и то же лицо не может быть избрано През. более 2х сроков подряд. Однако През. РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности (ст. 92 К. РФ).
Президент РФ обладает неприкосновенностью, однако при определенных обстоятельствах он может быть отрешен от должности, Конституционно установленная (ст. 93) процедура отрешения През. РФ от должности достаточно сложна . В основе досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ здесь может лежать только гос. измена или совершение иного тяжкого преступления (следовательно, совершение др. преступлений основанием для отрешения от должности не является). Инициировать процедуру отрешения През. РФ от должности может группа депутатов Гос. Думы численностью не менее 1/3 установленного состава (не менее 150 депутатов). В случае поддержки предложения должным количеством депутатов Гос. Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбора доказательств и т. п. При наличии положительного заключения указанной комиссии Гос. Дума квалифицированным большинством (2/3 от установленного числа депутатов, т. е. 300) голосов должна выдвинуть обвинение През. РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления. Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда РФ о наличии в действиях През. РФ признаков преступления и Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При наличии положительных заключений высших судебных инстанций решение об отрешении През. РФ от должности должен принять Совет Федерации. Это решение может быть принято квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа установленной численности палаты (119 голосов), причем решение Советом Федерации должно быть принято в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения Гос. Думой. Если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклоненным. ТО, в процедуре отрешения от должности главы государства участвуют обе палаты парламента и 2 высшие судебные инстанции.
Роль Президента в законодательном процессе. Условия преодоления вето Президента РФ на принятый закон
Участие През. в законодательном процессе заключается в след. действиях:
-внесение законопроекта о праве законодательной инициативы;
- возможность постоянного участия в процессе законотворчества при обсуждении закона в палатах Федерального Собрания или в согласительных комиссиях;
-подписание и обнародование закона в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 107 К. России;
-отклонение ФЗ (президентское вето) в соответствии с ч. 3 ст. 107 К.
В соответствии с части 1 статьи 107 К. РФ, принятый ФЗ в течение 5 дней направляется През. РФ для подписания и обнародования. През. в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его. Глава государства имеет право не подписывать закон - это его право вето. В РФ подписание и обнародование принятого ФЗ является конституционным полномочием Президента страны. Согласно ч. 3 ст. 107 К. РФ если През. в течение 14 дней с момента поступления к нему ФЗ отклонит его, то Гос. Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует свое право отлагательного вето. В Конституции РФ термин "вето" не употребляется. Вместе с тем это право вето предусмотрено ч. 3 ст. 107. При повторном рассмотрении Федеральное Собрание РФ может согласиться с доводами Президента изменить закон или отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето Президента, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов, т.е. не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос. Думы. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос. Думы, он в течение 7 дней должен быть подписан През. РФ и обнародован.