Характеристика Российской Федерации как правового государства.
Согласно К. РФ явл. правовым гос-вом . Правовое гос-во – это гос-во, в Vво всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона. Как конституционная характеристика гос/ строя РФ-ии правовое гос-во предполагает наличие правовой демократической формы организации и публичной власти, обеспечивающей свободы гражданск. общества и автономию личности, защиту ее прав и свобод. Правовое гос-во основывается на демократической государственности, гос. власть связана правом, законом, ответственностью перед населением, подчинением интересам и приоритетам гражданского общества и отдельной личности. Содержание и сущность правового гос-ва предполагают развитую систему законодательства, независимый суд, эффективную работу правоохранительных структур в обеспечении правопорядка и безопасности, защиты граждан от преступных посягательств. К. РФ заложила правовые основы формирования российской правовой государственности. В частности, закреплено верховенство К. и ФЗ в правовой системе (ст. 4, 15 К. РФ); юридически деятельность гос-ва связана правами и свободами человека и гражданина. В соответствии с К. (ст. 18) права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Вместе с тем очевидно, что Россия находится лишь на пути создания правового государства. Поэтому так важна и необходима полноценная правовая реформа, в результате Vтолько и возможно сформировать правовое государство.
11. Характеристика Российской Федерации как светского государства.
Светским считается гос-во, вV не существует какой-либо официальной, гос. религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер гос-тва предполагает отделение гос-ва от церкви и невмешательство их в дела др. др. Соответственно, светский характер Российского гос-ва означает невмешательство церкви в дела гос-ва, а гос-ва в дела церкви. К. РФ (ст. 14) устанавливает, что в РФ церковь отделена от гос-тва, никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной, каждому гарантируется свобода совести и вероисповеданий. В соответствии с К. (ст. 28) религиозные объединения отделены от гос-ва и равны перед законом (ст. 14). Принцип отделения религиозных объединений от гос-ва согласно ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» означает, что гос-во, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо гос. функций. Равно и религиозные объединения не должны вмешиваться в дела гос-ва, выступать в качестве составной части каких-либо его организаций и учреждений, в том числе гос. школ, дошкольных учреждений и др. Однако, это не исключает изучения в школах, иных учебных заведениях истории религии, ее роли в обществе и т.п.
Разделение властей - принцип конституционного строительства РФ. (РВ)
Разделение властей — принцип конституционного строя, согласно Vгос. власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо др. от др. и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. РВ — основополагающий, фундаментальный принцип организации гос. власти.
В соответствии с К. РФ (ст. 10 и 11) гос. власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне гос. власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды — Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Гос. власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос. власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к V относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы. К. устанавливает, что на региональном уровне гос. власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий м/у федеральными и региональными органами гос. власти.
Разделение властей предполагает разделение компетенции м/у органами гос. власти, что наряду с рационализацией гос. управления обеспечивает взаимный контроль органов власти. Тем самым создается эффективная система сдержек и противовесов, исключается возможность концентрации властных полномочий какой-то одной из властных структур.