Законодательный процесс в Республике Беларусь
Создание закона предполагает наличие определенной процедуры, стадий, т.е. существование законодательного процесса.
Первая стадия – законодательная инициатива. Существует 2 уровня законодательной инициативы: 1) в связи с предложением о принятии обыкновенного законодательного акта; 2) об изменении Конституции. В первом случае право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Беларусь, депутатам Палаты Представителей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек (ст. 99 Конституции Республики Беларусь). Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь рассматриваются палатами Национального Собрания по предложению Президента Республики Беларусь либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст. 138 Конституции Республики Беларусь).
Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства Республики Беларусь.
Вторая стадия – рассмотрение законопроектов в Палате представителей. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, делится на несколько подстадий:
· предварительное рассмотрение законопроекта;
· работа над проектом закона в комиссии;
· рассмотрение проекта закона на заседаниях Палаты представителей в первом и втором чтениях.
При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается целесообразность принятия законопроекта, его концепция и структура. По результатам обсуждения Палата представителей принимает законопроект в первом чтении или отклоняет его. Голосование за принятие законопроекта в первом чтении осуществляется в целом по всему законопроекту. Законопроект считается принятым или отклоненным в первом чтении, если за данное решение проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении обсуждаются возражения по концепции законопроекта и поправки к законопроекту. Голосование по проекту закона может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным частям проекта. Законопроект считается принятым во втором чтении, если за данное решение проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.
Конституцией предусмотрено, что по требованию Президента Республики Беларусь либо с его согласия – Правительства Палата представителей на своем заседании принимает решение, голосуя в целом за внесенные Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.
Законопроект считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
Конституцией установлена обязанность Парламента рассмотреть проекты законов в срочном порядке. В соответствии сост. 99 Конституции Республики Беларусь Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить в Палату представителей предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей должна рассмотреть такой законопроект в течение 10 дней со дня его внесения на рассмотрение.
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более 20 дней, если иное не предусмотрено Конституцией (при объявлении проекта закона срочным он должен быть рассмотрен Советом Республики в течение 10 дней со дня внесения его на рассмотрение).
Третья стадия – рассмотрение и одобрение (отклонение) Советом Республики принятых проектов законов. Поступивший из Палаты представителей законопроект регистрируется в Секретариате Совета Республики и предается Председателю Совета Республики, который определяет одну или несколько постоянных комиссий, на рассмотрение которых передается поступивший законопроект. При этом устанавливаются сроки рассмотрения законопроекта и определяется комиссия, ответственная за его рассмотрение. Постоянные комиссии рассматривают законопроект на своих заседаниях и принимают по нему заключения, которые направляются в постоянную комиссию, ответственную за его рассмотрение. Она обобщает направленные ей заключения, замечания и предложения по законопроекту и дает по нему заключение, в котором дается оценка рассматриваемого законопроекта и принимается одно из следующих решений:
· рекомендовать Совету Республики одобрить принятый Палатой представителей законопроект;
· рекомендовать Совету Республики отклонить принятый Палатой представителей законопроект, изложив в заключении мотивы, по которым постоянная комиссия считает необходимым его отклонение.
Решение об одобрении или отклонении принятого Палатой представителей законопроекта должно быть принято до истечения сроков, установленных конституцией. Если законопроект не был рассмотрен в установленные Конституцией сроки, он считается одобренным и направляется Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законопроект считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Республики. Решение об отклонении законопроекта оформляется постановлением Совета Республики.
В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты Национального Собрания могут создать на паритетной основе согласительную комиссию для выработки согласованного текста законопроекта. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием ее членов от Палаты представителей и Совета Республики и считается принятым, если за него проголосовало большинство ее членов от обеих палат Парламента. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат Национального собрания. При повторном рассмотрении на голосование ставится законопроект в целом.
Принятый Палатой представителей законопроект в течение 5 дней направляется в Совет Республики. В случае отклонения законопроекта Совет Республики может предложить согласительной комиссии продолжить работу с законопроектом.
Последняя стадия – подписание и обнародование закона. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики представляется в 10-дневный срок Президенту Республики Беларусь на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении 2 недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным.
При несогласии с текстом закона, Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями президента Республики Беларусь в тридцатидневный срок. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно в 20-дневный срок. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 от полного состава Совета Республики. После этого закон подписывается президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок. В таком же порядке рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования.
Законы подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.
70. Законодательный процесс в РБ
Законодательный процесс — это установленный законом порядок разработки, принятия и вступления в силу законов. Этот порядок регулируется Конституцией РБ 1994г. (раздел IV, глава 4). Законодательный процесс состоит из стадий, среди которых основными являются:
1) законодательная инициатива. Это право принадлежит Президенту РБ, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству РБ, а также гражданам, обладающим избират. правом, в колич. не менее 50 тыс. чел. (ст. 99 Кон.РБ). Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию РБ, о толковании Конст. РБ рассматр. палатами Нац. Собр. по предложению Президента РБ либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан РБ, обладающих избират. правом (ст. 138 Конст. РБ). Право законодат. инициативы может быть реализовано несколькими субъектами совместно. Право законодат. инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей проектов законов РБ.
Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение гос. средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента РБ либо по его поручению — Правительства РБ;
2) рассмотрение законопроектов в Палате представителей.
Любой законопроект, если иное не предусмотрено Констит., вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, делится на несколько подстадий:
— предварительное рассмотрение законопроекта;
— работа над проектом закона в комиссии;
— рассмотрение проекта закона на заседаниях палаты осуществляется в двух чтениях.
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение 5 дней передаются на рассмотрение в Совет Республики;
3) Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.
Принятые Палатой представителей законопроекты могут рассматриваться в Совете Республики не более 20 дней, если иное не предусмотрено Констит. Если в течение 20 дней, а при объявлении законопроекта срочным — 10 дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики, закон считается одобренным Советом Республики.
4) подписание и обнародование закона.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики представляется в 10-дневный срок Президенту Республики Беларусь на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.
Законы подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.
71. Состав и порядок формирования Совмина РБ.
Правительство — это коллегиальный орган. Сов. Мин. РБ состоит из Премьер-министра, зам. Премьер-министра, в том числе Первого заместителя Премьер-министра, и министров. В его состав могут входить руководители иных республик. органов гос. управл. Состав Сов. Министров определяется Президентом .
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей Нац. собрания РБ.
Премьер-министр обладает следующими полномочиями:
1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;
2) организует работу Совмина, руководит его заседаниями;
3) подписывает постановления Совмина;
4) издает распоряжения;
5) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех важнейших его решениях;
6) распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра, координирует их деятельность;
7) представляет без дополнительных полномочий Правительство РБ междунар. сношениях, проводит переговоры и подписывает международные договоры от имени Совмина в пределах компетенции Правительства;
8) осуществляет полномочия Президента в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей до принесения Присяги вновь избранным Президентом.
Согласно п. 7 ст. 84 Конституции, Президент самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Решение об отставке Совмина может быть принято Президентом в следующих случаях:
1) по собственной инициативе
2) в случае подачи Правительством в целом или отдельным его членом заявления об отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей
3) в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия
4) в случае отказа в доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу
Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Совет Министров по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности:
72. Компетенция Правительства РБ
Конституция РБ (ст. 107) закрепляет общий открытый перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства. Правительство РБ:
— руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
— разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
— разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
— обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
— принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; -
— выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление государственной Собственностью;
— обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;
— отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента-.
Компетенция Правительства конкретизирована в Законе «О Совете Министров РБ» (ст.ст. 4-40).
73. Акты Совета Министров РБ.
В соответствии со ст. 108 Конституции Правительство как коллегиальный орган издает постановления, имеющие обязательную силу на территории РБ. По отдельным вопросам постановления Совмина могут приниматься путем опроса членов Президиума Совмина (без рассмотрения на заседаниях). Постановления Совмина могут быть отменены Указом Президента РБ.
Премьер-министр издает распоряжения:
- по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра;
- при наличии поручения Правительства РБ по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совмина вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.
Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совмина, республик. органами гос. управления, иными гос. организациями, подчиненными Совмину РБ. При этом указанные поручения и указания не могут носить нормативный характер.
74. Организация деят. Совмина РБ
Одной из основных форм работы Совмина РБ как коллегиального органа являются заседания. На заседаниях Совмина решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Сов.министров РБ.
Исключительно на заседаниях Совмина рассматриваются:
— вопросы подготовки и исполнения республ. бюджета, формир. и использования гос. внебюджетных фондов;
— проекты программ соц. и эконом. развития РБ;
— основные направления внутренней и внешней политики РБ.
В соответствии с Законом «О Совете Министров РБ» заседания Совмина проводятся по мере необходимости, не реже 1 раза в 3 месяца. Заседание считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства РБ. Председательствует на заседаниях Правительства Премьер-министр, в случае его отсутствия — Первый зам. Премьер-министра, а в случае его отсутствия по поручению Премьер-министра и по согласованию с Президентом РБ — один из заместителей Премьер-министра РБ. На заседаниях Правительства имеет право председательствовать Президент РБ (ст. 25 Закона «О Сов. Министров РБ»).
Решения Правительства принимаются большинством голосов членов Правительства, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совмина РБ, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совмина в следующем составе:
— Премьер-министр РБ;
- заместители Премьер-министра РБ;
— Глава Администрации РБ;
— Председатель Комитета гос. контроля РБ;
~ Председатель правления Нац. банка РБ;
~ Министр экономики;
— Министр финансов;
~ Министр иностранных дел.
В соответствии с Законом «О Совете Министров РБ» заседания Президиума Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в мес., в соответствии с Регламентом Совмина —не реже 1 раза в нед.. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более 1/2 общей численности членов Президиума. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общей численности его членов и оформляются в виде постановлений Совмина. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
Для организационно-технического обеспечения деятельности Премьер-министра и его заместителей образуется Аппарат Совмина РБ.
75. Суд. власть в РБ – одна из ветвей власти (ст.6 К РБ). Самостоятельность суд. власти проявляется в независимости судей, кот. подчиняются только закону.
Конст.-прав. статус суд. вл. определяется К. РБ, Кодексом РБ о судоустр-ве и статусе судей и др. норм. актами. В соотв. с К РБ суд. вл. в РБ принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осущ-ется независимо от законод., исполн. властей.
Суд. вл. в РБ осуществляют Конституц. Суд, общие суды (во гл. с Верх. Судом), хоз. суды (во главе с Высшим Хоз.Судом), кот. в своей совокупности сост-ют суд. с-му РБ. К общим судам в РБ отн.: Верх. Суд РБ, областные, Минский гор, районные (город.), а также воен. суды. К хоз. судам относятся: Высший Хоз. Суд РБ, хоз. суды областей и хоз. суд г.Минска.
Особ-сти суд. вл.:- суд. вл. обладают лишь суды; - суд не создает общих правил поведения (в отличие от законодат. вл.); - гос. вл. суда имеет конкретный хар-р: она реализуется посредством рассмотрения судом различных дел. Роль суд.вл. – в связи с возникновением юридич.конфликта обеспечить верхов-во права, выраженного в общепризнинных принципах м/унар. права, К., з-нах, м/унар. договорах РБ и др. актах. Т.о., суд. вл. призвана урегулировать конфликты, возникающие в общ-ве, связ-ые с нарушением норм права.
76. Принципы функционирования суд. власти. Конституционных принципы правосудия:
1. Осуществление правосудия только судом (ч.1 ст.109 К. РБ)-суды осуществляют правосудие в точном соответствии с закон-вом РБ путем рассмотрения дел, а также решают др. вопросы, отнесенные законом к компетенции суда. Образ. чрезвычайных судов запрещается. 2. Незав-сть судей и подчинение их только закону (ст. 110 К.РБ) - к.-л. вмешательство в деят-сть судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответ-сть по закону. Независимость судей обесп-ся установленным законом порядком их назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответ-стью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деят-сти судов, а также матер. и соц. обеспечением судей, установленными гарантиями, соотв-щими их высокому статусу. 3. Принцип подчинения судей только закону неразрывно связан с предусмотренным в ч.2 ст.112 К. положением, согласно кот. суд, установив при рассмотрении дела несоответствие норм. акта К-ции, принимает решение в соотв. с К-цией. 4. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, устан-ых законом, с соблюдением при этом всех правил судопр-ва. По таким делам публично провозглашается только резолютивная часть решения или приговора суда. 5. Принцип коллегиального рассмотрения дел в судах, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями (ст.113 К. РБ). 6. Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и рав-ва сторон в процессе (ч.1 ст.115 К.РБ).