Понятие отросли конституционного права РБ.
Понятие отросли конституционного права РБ.
Словосочетание «КП» употребляется в нескольких значениях:
1. Отрасль действующего в РБ права
2. Наука
3. Учебная дисциплина
«КП» представляет собой ведущую отрасль права. Самостоятельность конституционного права в правовой системе РБ обусловливается его особым предметом правового регулирования и методом правового воздействия на общественные отношения. Конституция главенствующий правовой акт.
Предмет КП – это общественные отношения, охватывающие конституционный строй государства, форму и способы общественно гос-ной власти, принципы организации и деятельности органов гос-ва.
Под предметом КП понимают чаще всего общественные отношения, которые образуют главные устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти.
КП как отрасль права РБ – это совокупность правовых норм, регулирующих основы правового положения личности, основы конституционного строя, основы организации и деятельности системы гос-ных органов, а также органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.
Специфика КП как отрасли права заключается в том, что она регулирует все сферы общественной жизни. КП регулирует базовые, основополагающие отношения политической, экономической, социальной, духовной сфер жизнедеятельности общества.
Метод – это способ, прием, средство регламентации общественных отношений.
2 основных метода правового регулирования:
1. Императивный (централизованный)
2. Диспозитивный (децентрализованный)
Методы правового регулирования:
1. Метод запрета
2. Метод обвязывания
3. Метод дозволения
В КП преобладающими являются императивные методы, которые предписывают поступать определенным образом.
Конституционно-правовые нормы (КПН).
КПН- это общеобязательные формально определенные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, входящих в предмет КП которые обеспеченное принудительной силой государства.
Специфические характеристики КПН:
1. Они имеют особый предмет регулирования
2. Они имеют свои собственные формы (источники)
3. Они носят учредительный характер, т.е. устанавливают направления развития, для всех других отраслей права.
4. Среди КПН содержится большое число норм – целей, норм – задач, норм – принципов.
5. КПН имеют особую структуру – они не содержат санкций.
КПН классифицируются:
1. По характеру правового предписания, т.е. по способу воздействия на субъекты права:
- управомочивающие – определяют права субъектов действовать тем или иным образом.
- обязывающие – возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия.
- запрещающие – содержат запреты.
2. По характеру общественных отношений:
- материальные
- процессуальные
3. По характеру обязанности содержащихся в них предписаний:
- императивные – это нормы категоричные, не допускающие отступления от предписанного правила.
- диспозитивные – допускается регулирование отношений по согласию сторон, и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения.
- альтернативные - допускают различные варианты поведения участников отношений в зависимости от условий.
4. По времени действия:
- постоянные нормы (неопределенный срок действия)
- временные нормы (определенный срок действия)
- исключительные (в чрезвычайных условиях)
5. По территории действия:
- республиканские
- местные
6. По функциональной направленности:
- регулятивные
- охранительные
Источники отрасли КП РБ.
Источники КП – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм.
Источниками КП РБ являются нормативные правовые акты (НПА), которые содержат нормы конституционного права.
НПА – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством РБ процедуры, содержащей обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативно правовые акты – различаются по своей юридической силе. Иерархия НПА может быть представлена следующим образом:
1. Конституция (в том числе и конституционные законы - это законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, например, акты толкования Конституции). Конституционные законы имеют самостоятельный предмет регулирования; причем их юридическая сила не всегда может быть равнозначна тому месту, которое они занимают в этом перечне.
2. Международные договоры – это соглашения РБ с другими государствами ратифицированные национальным собранием, действующие на территории РБ.
3. Законы, декреты и указы Президента, указы Президента, изданные на основе закона.
4. Постановления Правительства, нормативные акты центральных органов.
5. Нормативные акты министерств и ведомств.
6. Решения местных органов власти и самоуправления.
Понятие КП как науки.
Наука– сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных об окружающей действительности. (2 характерные черты научного знания: 1. системность 2. объективность).
Наука конституционного права – составная часть юридической науки, представляет собой совокупность теорий, гипотез, рассуждений и выводов, ученных об общественных отношениях, которые составляют предмет КП.
Наука КП и КП как отрасль различаются тем, что наука изучает конституционно-правовые отношения, а отрасль их регулирует.
Наука КП изучает историю, теорию действующего конституционного права, а также практику реализации его норм.
Предметом науки КП является исследование конституционно-правовых отношений и норм, практики их применения.
Источники науки КП:
- труды ученых, занимающихся КП (монографии, статьи, учебники и др.)
- нормативно-правовые акты, в которых содержаться конституционно-правовые нормы (К, законы и др.)
- практика реализации конституционно-правовых норм.
Функции конституции.
Функции конституции –это основные направления ее воздействия на социальную действительность, характеризующие ее предназначение в обществе и государстве.
Функции:
1. Экономическая – заключается в регулировании экономической сферы общественных отношений, отношений собственности, характера производства, распространения, потребления материальных благ.
2. Политическая – определяет политическое устройство государства, регулирует политический процесс и является основой политической системы.
3. Социальная – регулирует отношения между индивидами и разными социальными группами.
4. Идеологическая – К. является господствующей правовой идеологией, формулирует мировоззрение граждан.
5. Юридическая – К.- основной закон государства, она обладает высшей юридической силой и является базой для развития законодательства.
Толкование конституции.
Толкование – это деятельность, направленная на установление точного содержания правового акта для его правильного понимания и реализации.
К. РБ закрепляется полномочие Парламента давать толкование К., законов. Таким образом, речь идет об аутентичном толковании, т.е. толкованием органом, принявшим акт или соответствующим уполномоченным органом для уяснения смысла нормы и при отсутствии спора. Для принятия акта аутентичного толкования К. необходимо большинство голосов депутатов Парламента – 2/3. Толкование К. дается Парламентом в форме конституционного закона.
Конституционный Суд РБ осуществляет казуальное (правоприменительное) толкование, когда толкование К. может быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм при рассмотрении какого-либо дела. Толкование К. Конституционным Судом РБ дается в виде заключения.
Преимущества толкования К.:
1. сохраняется текст К.
2. в акт проще вносить изменения
3. процедура толкования проще.
Форма Конституции РБ.
Виды конституции:
1. По времени действия:
- постоянные
- временные
2. От особенностей структуры:
- писанные (состоят из 1 акта)
- неписаные (из совместимости нормативных актов)
3. По способу принятия:
- К. принятые законным органом
- К. принятые путем референдума
- К. принятые специально создаваемым органом – учредительным собранием или Конституционной ассамблеей
- дарованные монархом К.
4. В зависимости от порядка внесения изменений и дополнений в конституцию различают:
- гибкие (изменения и дополнения вносятся как в законы)
- жесткие (изменение и дополнения вносятся на условной процедуре)
- смешанные
Структура Конституции РБ.
9 разделов, 8 глав, 146 статей.
Структура Конституции представляет собой систему группировки конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.
Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом:
Преамбула
Раздел I. Основы конституционного строя
Раздел II. Личность, общество, государство
Раздел III. Избирательная система. Референдум
Глава 1. Избирательная система
Глава 2. Референдум (народное голосование)
Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд
Глава 3. Президент Республики Беларусь
Глава 4. Парламент - Национальное собрание
Глава 5. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь
Глава 6. Суд
Раздел V. Местное управление и самоуправление
Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля
Глава 7. Прокуратура
Глава 8. Комитет государственного контроля
Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь
Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения
Раздел IX. Заключительные и переходные положения
Государство и суверенитет.
От фр. слова - «верховная власть.
Суверенитет– это особое политико-правовое свойство государства, в котором выражается верховенство государственной власти внутри страны и независимость её осуществления за пределами территории государства.
В современной науки КП различают суверенитет государства, народа и нации.
Суверенитет народа – полновластие народа, т.е. обладание народа соц-эконом. и полит. средствами, обеспечивающие реальное участие всех индивидов и социальных групп в управлении.
Власть народа осуществляется в след. Формах:
- госуд-ной (выборы, референдум, создание организаций)
- общественной
- местного самоуправления
Суверенитет нации – это право наций самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, социально-экономической сферах, без влияний из вне решать внутренние и внешние вопросы, относящиеся к языку, культуре, отношений с другими нациями, создание общественных объединений.
Формы проявления суверенитета государства:
1. Территориальная целостность
2. Верховенство К. и законов на территории государства
3. Наличие собственной экономической базы
4. Наличие собственной избирательной системы
5. Наличие институтов гражданства
6. Закрепления трудового статуса личности
7. Возможность наделять гражданина определенными правами и обязанностями
8. Возможность предоставлять убежище лицам, преследуемым другим государством за политические, религиозные и другие убеждения
9. Наличие дипломатических гарантий
10. Способность самостоятельно решать вопросы духовного развития наций
11. Право самостоятельно определять порядок и условия прохождения военной службы
12. Самостоятельность государства на вступление в союзы с другими государствами и выход из них
13. Наличие собственной символики, наград, языка.
Правовой статус личности.
Статус (правовое положение) – понятие, кот.используется для определения роли и места субъекта в системе общественных отношений. Общественный статус определяется как правовыми, так и др.видами социальных норм.
Правовой статус – часть общественного статуса; юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.
Виды ПС:
1) конституционный (общий) статус человека и гражданина
2) специальный (родовой) статус определенной категории граждан
3) индивидуальный ПС (возраст, пол, семейное положение)
4) отраслевой ПС (уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный)
Структура конституционного статуса (элементы):
1. гражданство
2. осн. права, свободы, обязанности
3. правосубъектность (правоспособность+дееспособность)
4. правовые принципы
некоторые исследователи в качестве конст. статуса выделяют гарантии правового статуса, особое значение среди кот. имеет юридическая ответственность.
Принципы конституционного статуса:
1. равноправие
2. пр-п непосредственного действия прав и свобод
3. п. неотчуждаемости прав и свобод
4. п. гарантированности прав и свобод
5. п. признания общепризнанных положений норм международного права и международных договоров
6. п. запрещения незаконно ограничивать конст. права и свободы.
Понятие гражданства в РБ.
Гражданство – особая политико-правовая связь индивидов и государства, при кот. Индивид наделяется опр.правами и свободами, несет оперд. обязанности перед государством, а государство также ответственно перед ним. Это правовой институт, характеризующий взаимоотношения индивида и государства, под юрисдикцией кот. он находится, независимо от того проживает ли индивид на территории гос-ва или находится за его пределами.
В нормативную основу института гражданства составляют:
*Конституция; *З-н РБ «О гр-ве»; *указ президента 94г., утвердивший порядок рассмотрения вопросов, связ. с гр-вом в РБ.
Принципы гражданства в РБ.
1. п.равенства Г РБ (исключение гр-во президента)
2. п. доступности и свободы Г
3. п.приоритета норм международного права по вопросам Г над национальным законодательством
4. п.неотъемлемости Г (нельзя лишить против воли)
5. п. защиты и покровительства граждан РБ на терр.РБ и за ее пределами
Виды избирательных систем
В РБ существуют следующие виды выборов.
По способу избрания:
- прямые – когда избиратели сами непосредственно решают вопрос об избрании;
- косвенные – когда этот вопрос решают не сами избиратели непосредственно, а избранные ими представители.
По территории проведения:
- республиканские – проводятся в масштабах страны;
- местные – проводятся в административно-территориальных единицах.
По уровням представительства:
- президентские выборы;
- парламентские выборы;
- выборы местных представительных органов.
По срокам проведения:
- очередные выборы – проводятся в установленные законом сроки;
- внеочередные выборы – проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборных органов.
Предвыборная агитация
Под предвыборной агитацией понимается деятельность граждан РБ, полит-их партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществляющих сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.
Субъектами проведения предвыборной агитации являются сами кандидаты, их доверенные лица, выдвинувшие их инициативные группы, политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы, граждане РБ. Прямой запрет на участие в агитации установлен относительно иностранных граждан. Предвыборная агитация начинается с момента регистрации кандидатов в Президенты РБ и заканчивается в полночь накануне дня голосования. Агитация в день голосования не допускается. Предвыборная агитация позволяет всем кандидатам равным образом пользоваться государственными средствами массовой информации, изготовлением и размещением агитационных печатных материалов.
Финансирование выборов
Избирательным кодексом предусмотрено бюджетное финансирование выборов. Однако расходы по подготовке и проведению выборов могут осуществляться также за счет средств организаций, общественных объединений и граждан, если они вносят свои денежные средства во внебюджетный фонд, специально создаваемый Центральной комиссией. Она распределяет все денежные средства поровну между всеми кандидатами, что служит гарантией равенства участия кандидатов.
В соответствии с Избирательным кодексом РБ не допускается зачисление на внебюджетный счет бюджетных средств, сумм, полученных от иностранных государств, иностранных граждан, лиц без гражданства. При внесении денежных средств указываются:
- в отношении юрид-го лица – его полное наименование, юрид-ий адрес, банковские реквизиты;
- в отношении физ-го лица – ФИО, его место жительства, серия и номер паспорта.
Не могут вноситься на внебюджетный счет анонимные пожертвования.
Виды референдумов
Подразделяются:
- по масштабам проведения различают референдум республиканский и местный;
- по содержанию – конституционные, то есть по проекту конституции или поправкам к ней, законодательные, то есть по проекту закона и обычные, то есть по иным вопросам;
- по степени необходимости – обязательные, то есть проводимые по обязательному требованию конституции или иного закона, и факультативные, то есть проводимые по усмотрению органов власти или избирателей;
- по обязывающей силе своих итогов – решающие, то есть вызывающие обязательные юридические последствия, и консультативные.
Компетенция Президента РБ
Полномочия Президента РБ закреплены преимущественно в ст. 84 Конституции РБ. Президент РБ:
1. назначает республиканские референдумы;
2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
3. распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
4. назначает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;
5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента РБ, другие органы государственного управления, а также консультативные и совещательные органы при Президенте;
6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
7. определяет структуру Правительства РБ, назначает на должности и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства; принимает решение об отставке Правительства и его членов;
8. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда; Председателя Верховного Суда; Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
9. с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда; судей Высшего Хозяйственного суда; Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
10. назначает 6 судей Конституционного суда; иных судей РБ;
11. освобождает от должности Председателя и судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного Судов, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального Прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
12. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета госконтроля;
13. обращается с посланиями к народу РБ о положении в государстве и об основных направлениях внешней и внутренней политики;
14. обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или обращением;
15. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ;
16. назначает руководителей республиканских органов гос. управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено конституцией;
17. решает вопросы о приеме в гражданство РБ, его прекращении или предоставлении убежища;
18. устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
19. осуществляет помилование осужденных;
20. ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дип. представителей РБ в иностранных государствах и при международных организациях;
21. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
22. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой со стороны группы лиц и организаций, в результате которой возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории РБ или отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневныйсрок принятого решения на утверждение Совета Республики;
23. в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
24. подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
25. имеет право отменять акты Правительства;
26. непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
27. возглавляет Совет Безопасности РБ; назначает на должность и освобождает от должности Госсекретаря Совета Безопасности;
28. является Главнокомандующим ВС РБ; назначает на должности или освобождает от должностей высшее командование ВС;
29. вводит на территории РБ в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
30. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
Акты Президента РБ
Президент как глава государства обладает широкими полномочиями в законодательной сфере. Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы, распоряжения и декреты, имеющие обязательную силу на всей территории РБ.
Указы Президента РБ могут быть двух видов:
· указы, издание которых основывается на Конституционной норме;
· указы, полномочие на издание которых предусмотрено законом (имеют подзаконный характер).
Распоряжения – как правило, акты ненормативного характера, имеющие разовое применение.
Декреты могут быть двух видов:
· декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий;
· временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.
Согласно ст. 101 Конституции РБ Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством от полного состава палат по предложению Президента, могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона (Президенту не разрешается изменять этот закон).
Не допускается делегирование Президенту полномочий на издание декретов, предусматривающих:
· изменение и дополнение Конституции, ее толкование;
· изменение и дополнение программных законов;
· утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
· изменение порядка выборов Президента и Парламента;
· ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Если временные декреты издаются по предложению Правительства, то скрепляются также подписью Премьер-министра. Временные декреты в 3-дневный срок представляются для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 от полного состава обеих палат.
Указы, декреты и распоряжения Президента публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.
Декреты Президента подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок.
Указы нормативного характера вступают в силу со дня внесения их в НРПА РБ, если в них не установлен иной срок.
Указы Президента, не имеющие нормативного характера, и распоряжения Президента вступают в силу со дня их опубликования, если ими не установлено иное.
Прокурорский надзор в РБ
Прокуратура в РБ самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов и иных нормативных правовых актов. Прокуратура – государственный орган. Прокуратура не входит в систему органов в систему органов судебной власти. Не в ходит в законодательную, судебную и исполнительную ветви власти. Некоторые ученые относят прокуратуру к новой, четвертой ветви власти: контролирующей.
Согласно Конституции ст. 125 прокуратура осуществляет надзор за точным, единообразным исполнением законов, декретов и иных нормативно-правовых актов министерствами и другими подведомственными Совмину органами власти, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Прокуратура не осуществляет надзор за деятельностью Президента, Парламента, Правительства, так как обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов.
Компетенцию, организацию и порядок деятельности органов прокуратуры определяет конституция и закон «О Прокуратуре РБ от 29 января 1993».
Цели деятельности прокуратуры:
– обеспечить верховенство закона;
– укрепление законности;
– защита прав и свобод человека и гражданина;
– защита охраняемых законом прав, свобод и интересов общества и государства.
Основные направления деятельности прокуратуры:
– надзор за точным и единообразным исполнением законов;
– надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
– надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Таким образом, прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в пределах собственной компетенции независимо от каких-либо других государственных органов. Прокуратура в механизме государства осуществляет особенную, свойственную только ей функцию надзора за исполнением законов, выполняет другиезадачи.
82. Порядок образования прокурорского надзора в РБ
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции (ст. 126–127) и ст. 4 Закона о прокуратуре.
Органы прокуратуры РБ:
– составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору РБ;
– осуществляют полномочия в пределах своей компетенции и независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, СМИ, политических, общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией РБ и законами РБ;
– принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;
Взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;
– действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайне.
Генеральный прокурор РБ назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором, заместители Ген. Прокурора назначаются им с согласия Президента РБ. Срок полномочия генерального прокурора и всех нижестоящих прокуроров – пять лет.
Ген. Прокурор РБ назначает и освобождает от должности:
– прокуроров областей;
– прокурора г. Минска;
– Белорусского транспортного прокурора;
– прокуроров районов (городов);
– межрайонных прокуроров и приравненных к ним военных, транспортных прокуроров;
– прокуроров по надзору за исполнением законов в исполнительных учреждениях.
Ген. Прокурор руководит деятельностью всех органов прокуратуры и осуществляет силами аппарата контроль за их работой. Ген. прокурор утверждает в пределах бюджетных ассигнований оргструктуру и штатное расписание органов прокуратуры.
В республиканской прокуратуре образуется коллегия в составе Ген. Прокурора РБ (председатель), его 1-го заместителя и заместителей и других работников. Персональный состав коллегии утверждается Парламентом РБ по представлению Ген. Прокурора.
Аналогичные коллегии создаются в областях и г. Минске по аналогичному принципу.
Коллегия является совещательным при соответствующем прокуроре и рассматривает наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры.
В силу ст. 127 Конституции Ген. Прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту.
В настоящее время, Генеральный прокурор Беларуси – Петр Миклашевич
Полномочия депутатов РБ.
Срок полномочий определен конституцией и соответствующим законом и составляет 4 года. Срок исполнения полномочий начинается с первого заседания и заканчивается в день открытия первого заседания Палаты представителей нового созыва. Срок полномочий может быть продлен только в случае войны.
Полномочия досрочно прекращаются:
– в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой согласно Конституции и соответствующему законодательству несовместимо с выполнением полномочий депутата;
– в связи с письменным заявлением о сложении полномочий по состоянию здоровья или ввиду иных препятствующих обстоятельств;
– в случае признания судом их недееспособными;
– при несогласии депутата палаты представителей нового созыва в течении 3 месяцев перейти на профессиональную работу в палату представителей;
– в случае признания выборов недействительными;
– в связи с вступившим в законную силу обвинительным приговором верховного суда;
– в случае утраты гражданства.
Депутат имеет право:
- избирать и быть избранным;
– вносить предложения и высказывать мнение по соответствующим вопросам их деятельности;
– предлагать вопросы для рассмотрения;
– вносить предложения и замечания по повестке дня, участвовать в прениях;
– получать для рассмотрения и изучения рассматриваемые законопроекты;
– обладают правом законодательной инициативы;
– и др. оговоренные в соответствующем законодательстве.
Понятие отросли конституционного права РБ.
Словосочетание «КП» употребляется в нескольких значениях:
1. Отрасль действующего в РБ права
2. Наука
3. Учебная дисциплина
«КП» представляет собой ведущую отрасль права. Самостоятельность конституционного права в правовой системе РБ обусловливается его особым предметом правового регулирования и методом правового воздействия на общественные отношения. Конституция главенствующий правовой акт.
Предмет КП – это общественные отношения, охватывающие конституционный строй государства, форму и способы общественно гос-ной власти, принципы организации и деятельности органов гос-ва.
Под предметом КП понимают чаще всего общественные отношения, которые образуют главные устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти.
КП как отрасль права РБ – это совокупность правовых норм, регулирующих основы правового положения личности, основы конституционного строя, основы организации и деятельности системы гос-ных органов, а также органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.
Специфика КП как отрасли права заключается в том, что она регулирует все сферы общественной жизни. КП регулирует базовые, основополагающие отношения политической, экономической, социальной, духовной сфер жизнедеятельности общества.
Метод – это способ, прием, средство регламентации общественных отношений.
2 основных метода правового регулирования:
1. Императивный (централизованный)
2. Диспозитивный (децентрализованный)
Методы правового регулирования:
1. Метод запрета
2. Метод обвязывания
3. Метод дозволения
В КП преобладающими являются императивные методы, которые предписывают поступать определенным образом.