Органы исполнительной власти субъектов.
Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
2. распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
3. верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
4. единство системы государственной власти;
5. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
6. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
7. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
8. самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Им может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):
1. представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
2. обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
3. формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
4. вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;
5. вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;
6. обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
7. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
86. Органы судебной власти в субъектах.
На территории субъекта Российской Федерации судебная власть осуществляется как в организационной форме федеральной судебной системы, так и в организационной форме субъектных судебных систем (понимаемых как совокупность действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации судов), но последние не могут быть охарактеризованы как самостоятельные или автономные, практически, как уже было сказано, субъектные судебные системы не имеют завершенного характера, а включены в качестве составных частей в единую судебную систему Российской Федерации, дополняя ее на этом уровне.
Конституция РФ определила право субъектов РФ самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти (ч. 1 ст. 77) и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения (ч. 4 ст. 76). Конституционные принципы федерализма нашли отражение в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Необходимость обеспечения верховенства принятых в субъектах РФ конституционно-правовых актов послужила дополнительным стимулом дальнейшего развития конституционной юстиции в регионах.
федеральный^сонституционный закон от 31 декабря 1996 г № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закрепил, с учетом складывающейся практики, законодательное регулирование статуса конституционных и уставных судов субъектов РФ. Согласно принятому акту конституционные (уставные) суды являются судами субъектов РФ и входят в состав судебной системы РФ (ч. 2 ст. 4). Особенность их правового положения в том, что формирование и деятельность конституционных (уставных) судов регулируется на основе федеральных законов законодательными актами субъектов РФ.
Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» устанавливаются:
^ право суда при рассмотрении конкретного дела решать вопрос о соответствии акта государственного и иного органа, а равно должностного лица, конституции (уставу) субъекта РФ (ст. 5); •/ общая характеристика компетенции конституционных (уставных) судов (ч. 1 ст. 27);
•f распространение принципа единства статуса судей в Российской Федерации на судей конституционных (уставных) судов (ст. 12); •S обязательность судебных постановлений конституционных
(уставных) судов (ст. 6);
•S участие судей конституционных (уставных) судов в региональных органах судейского сообщества (ст. 29). Законодательными актами субъектов РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» регулируются следующие вопросы деятельности конституционных (уставных) судов как органов судебной вла-'" сти регионов:
S порядок создания и упразднения деятельности конституционных (уставных) судов (ст. 17);
•S порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов (ст. 13); S процедура рассмотрения вопросов, отнесенных к компетен-'
ции конституционных (уставных) судов (ч. 3 ст. 27); / финансирование конституционных (уставных) судов за счет
бюджетов субъектов РФ (ч. 2 ст. 27).
В соответствии с формулировкой нормы Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды «могут создаваться» (ч. 1 ст. 27), т.е. их формирование не считается обязательным для субъектов РФ. Как правило, вопрос о создании конституционных (уставных) судов в регионах решается в конституциях (уставах) субъектов. РФ, далее принимается закон, регулирующий порядок их организации и деятельности, и наконец решается вопрос о реальном формировании и начале деятельности соответствующего суда.
Процесс создания региональной конституционной юстиции идет медленно; На начало 2002 г. из 32 предусмотренных в конституциях и уставах субъектов РФ были приняты законы и начали функционировать 14 конституционных и уставных судов, в том числе в республиках Дагестан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия), а также в Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской, Тюменской областях'и в ряде других регионов.
Анализ содержания принятых в регионах законов и практики деятельности конституционных (уставных) судов позволяет сделать некоторые общие выводы о их формировании, структуре, процедуре судопроизводства и других аспектах их деятельности.
Численный состав конституционных (уставных) судов, как правило, небольшой и варьируется в пределах пяти-девяти судей.