Категория «монополия» в системе рыночных
Монополия явл. противоположностью конкуренции. Она существует при налии оной фирмы, производ. продукт, у кот. нет близкого заменителя. По словарю монополия хар-ся как соотношение м/у спросом и предложением, при кот. один из этих факторов по объективным причинам находится в исключительно выгодном положении. Такое абсолютное преобладание предоставляет хозяйствующим субъектам, добивающимся монопольного положения исключительного права распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом и фактически гарантирует получение сверхприбыли. При отсутствии конкур-го пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования.
Монополии можно классифицировать по различным признакам:
- по характеру движущих сил:
1) естественная монополия;
2) продуктовая;
3) протекционистскую;
В главе 2 закона № 135-ФЗ содержатся нормы, устанавливающие запрет на осуществление монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ).
Согласно ст. 10 закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Такими действиями, в частности, являются:
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) экономически или технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
5) экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.
Определение монопольно высокой и монопольной низкой цены содержаться в ст. 6 и 7 закона № 135-ФЗ. Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом
Статья 11 закона № 135-ФЗ содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, если это может привести:
1) к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
2) к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) к экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. В силу той же статьи конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 9 ст. 4 закона № 135-ФЗ).
Под недобросовестной конкуренцией согласно ст. 14 закона № 135-ФЗ, в том числе понимается:
· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
· введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей и т.п.