Государственная регистрация и государственный учет: понятие, признаки, виды, процедура
Административное право
Парламентский контроль за деятельностью государственной администрации.
Федеральный парламентский контроль осуществляется в следующих формах˸
направление парламентских запросов; направление депутатских запросов; проведение правительственных часов; проведение парламентских слушаний; проведение парламентских расследований; работа депутатов с избирателями и обращениями граждан. При этом особо толку там нет.
Осуществление контроля занимает важное место в деятельности любого парламента. Парламент, будучи органом, в котором представлены разнообразные социальные и территориальные интересы, работая открыто, находясь в постоянном контакте с гражданами, формируя некоторые государственные органы, принимая бюджет и т.д. не может не иметь прав в сфере контроля. Контроль следует понимать как важнейший элемент социального управления и учитывать, что он не сводится исключительно к проверочным, надзорным, ревизорским деи̌ствиям с возможными санкциями в случае обнаружения в ходе таких деи̌ствий каких-либо нарушений.
Специализированные временные комиссии палат. Часть 3 ст. 101 Конституции РФ предусматривает, что "Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии". Традиционно одной из достаточно деи̌ственных форм парламентского контроля в мировой практике является создание следственных или следственно-ревизионных комиссий.
Постоянные комитеты обладают теми же полномочиями по запросу документов и материалов и приглашению на свои заседания должностных лиц, что и временные комиссии. Но задачи, стоящие перед комитетами палат, намного шире и разнообразнее, чем осуществление контрольных полномочий. В случае если временные комиссии сосредоточиваются на проверках фактов и изучении конкретной ситуации, то постоянные комитеты занимаются этим время от времени, уделяя больше внимания другим вопросам. В первую очередь - законопроектной работе.
Парламентские слушания и парламентский контроль. Именно на комитеты и комиссии палат возлагается организация проведения парламентских слушаний.
За время работы Федерального Собрания количество проведенных парламентских слушаний превысило тысячу, но не более одной пятой из них были нацелены на осуществление контроля.
Депутатский запрос. Широко распространенной в мировой практике и ставшей уже традиционной формой контроля является депутатский запрос. Статья 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" закрепляет право отдельных депутатов и групп депутатов каждой из палат Федерального Собрания обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка России, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.
Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации: понятие, основание и порядок применения.
Надзорный пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции.
Жалобы подаются, протесты приносятся в порядке надзора в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.1. В порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.
2. Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:
1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;
2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;
3) сведения о других участниках производства по делу;
4) указание на постановление по делу, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;
7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.
3. К жалобе, протесту должны быть приложены:
1) копия постановления по делу;
2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;
3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;
4) копия жалобы, протеста,
1. О принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста судья выносит определение.
2. Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них.
3. В случае если жалоба подается, протест приносится с нарушением требований, указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.
1. По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
2. Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
3. Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
4. Повторные подача жалоб, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не допускаются.
Решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста принимается в форме постановления.
По результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления по делу, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста, рассмотренных в порядке надзора, без удовлетворения;
2) об изменении постановления по делу, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения КоАП и (или) закона субъекта РФ об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;
3) об отмене постановления по делу, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
4) об отмене постановления по делу, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, указываются:
1) наименование суда надзорной инстанции;
2) номер дела, дата и место принятия постановления;
3) фамилия и инициалы судьи суда надзорной инстанции;
4) наименование лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест;
5) указание на обжалуемые, опротестуемые постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
6) краткое содержание обжалуемых, опротестуемых постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов;
7) доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте;
8) возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, протест;
9) мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов со ссылкой на статьи настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях;
10) решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста.
Постановление, принятое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, вступает в законную силу со дня его принятия.
Административное право
Государственная регистрация и государственный учет: понятие, признаки, виды, процедура
обязательная процедура регист рации юридических лиц, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, определенных видов имущества(недвижимого имущества, автомобилей, других транспортных средств) отдельных видов сделок. Системагосударственной регистрации действует параллельно с системой учета налогоплательщиков. В СССРосуществлялся учет финансовыми органами государственных, кооперативных предприятий и предприятийобщественных организаций с целью контроля за законностью их возникновения, реорганизации ипрекращения деятельности. Введена постановлением СНК СССР от 9 февраля 1931 г., в соответствии скоторым отменялась торговая регистрация органами народных комиссариатов внешней и внутреннейторговли и снабжения; дела и архивы по торговой регистрации передавались в ведение Наркомфина СССР иего органов на местах. В 1940 г. СНК СССР утвердил новое положение о государственной регистрации, которое предусматривает учет хозяйственных организаций и предприятий, пользующихся правамиюридического лица, их филиалов и представительств, а также единоличных уполномоченных. Безпрохождения государственной регистрации предприятия, организации не могли участвовать в хозяйственномобороте, заключать договоры, открывать в учреждениях Госбанка расчетные и текущие счета. Государственная регистрация органами Минфина СССР отменена постановлением Совета Министров СССРот 20 октября 1956 г. В РФ в отношении физических лиц предусмотрена обязательная регистрация:
1) актов гражданского состояния (рождения, смерти, брака и др.);
2) по месту жительства и пребывания;
3) безработных граждан;
4) иностранных граждан;
5) индивидуальных предпринимателей;
6) крестьянских (фермерских) хозяйств;
7) плательщиков страховых взносов;
8) другие виды регистрации. Наряду с общей системой регистрации юридических лиц в РФ установленыособенности регистрации следующих видов организаций:
— акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
— жилищных, жилищно строительных, дачно строительных кооперативов, потребительских обществ икооперативов, сельскохозяйственных кооперативов;
— артелей старателей;
— бирж, кредитных организаций (банков), негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций;
— благотворительных организаций;
— иностранных организаций и предприятий с иностранными инвестициями;
— некоммерческих организаций;
— лечебно профилактических организаций, образовательных учреждений, театров;
— общественных организаций, профессиональных союзов;
— органов территориального и местного самоуправления;
— религиозных организаций;
— садоводческих, огородных дачных некоммерческих организаций, садоводческих товариществ;
— субъектов малого предпринимательства;
— товариществ собственников жилья, товариществ индивидуальных застройщиков;
— физкультурно спортивных объединений;
— финансово промышленных групп;
— других видов организаций. Кроме того, установлены обязательные правила регистрации организаций ипредприятий:
— изготовляющих наркотические вещества;
— производящих алкогольную продукцию;
— осуществляющих детективную и охранную деятельность;
— производящих обмен валюты;
— осуществляющих иные виды лицензируемой деятельности. В РФ установлены:
а) государственная регистрация прав на недвижимость;
б) регистрация сделок с недвижимым имуществом.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
осударственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Особые правила государственной регистрации действуют в отношении иностранных организаций. Вообще, для иностранных инвесторов могут быть предусмотрены определенные изъятия (отступления) из общего порядка (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Изъятия могут быть двоякого рода — ограничительного характера (в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) и стимулирующего характера (льготы в интересах социально-экономического развития России).
Принцип множественности регистрирующих органов в какой-то мере сохраняется и сегодня. Вычленить государственные органы, которые осуществляют аккредитацию представительств иностранных юридических лиц, возможно из анализа положений о конкретных органах исполнительной власти, а также действующего законодательства
К государственному учётуотносятся все виды учёта, организатором которого выступают органы государственной власти и управления. Государственный учёт осуществляется либо непосредственно органами государственной власти, либо иными субъектами на основании прямого предписания органов государственной власти и по установленным ими правилам. Государственный учёт объединяет все виды учёта, ведение которых государство считает необходимым. При этом ведение государственного учёта должно осуществляться в рамках установленных законом обязанностей и полномочий органов государственной власти.
Необходимость государственного учёта может обосновываться нуждами государственного управления прямо (налоговый учёт, ведущийся предпринимателями по требованию государства для обеспечения фискальных интересов государства) или косвенно (перепись населения, обеспечивающая принятие более информированных решений в государственном управлении). Государственный учёт может также обосновываться общественными интересами, как, например, регистрация транспортных средств, необходимость которой мотивируется защитой прав и интересов участников дорожного движения.
По предметам учёта государственный учёт может быть разделён на статистическийучёт, персональный учёти кадастровый учёт.
Особенностью статистического учёта является то, что он не содержит данных об индивидуальных лицах или объектах
К персональному учётуотносится учёт в органах государственной власти и управления сведений об определённых лицах (физических или юридических), их правах, обязанностях, индивидуальных действиях и событиях, связанных с этими лицами.
Персональный учёт, в свою очередь, может быть использован для отражения данных, связанных с возникновением или исполнением каких либо прав или обязанностей определённых лиц (административный учёт), или для отражения данных, связанных с индивидуальными действиями лиц и событиями (оперативный учёт).
Административный учёт, отражающий возникновение или исполнение прав и обязанностей, возможен только при предоставлении данных для него теми лицами, в отношении которых ведётся учёт. Предоставление данных для внесения в систему административного учёта может являться или правом, или обязанностью какого-либо лица, но внесение данных в административный учёт не может быть выполнено помимо его воли.
Это связано с тем, что ведение административного учёта осуществляется с применением властных полномочий государства. Учитываемые права и обязанности граждан или организаций обеспечиваются в рамках административного права, характеризующегося изначальным юридическим неравноправием сторон – управляемого и управляющего. Право или обязанность предоставлять данные для административного учёта, как и иные обязанности граждан, устанавливается федеральными законами.
Властные отношения возможны только между субъектами, обладающими волей, имеющей юридическое значение. Исполнение обязанностей, вытекающих из подчинения власти, происходит не автоматически, а путём волеизъявления обязанного лица. При уклонении обязанного лица от исполнения обязанности по предоставлению сведений в систему административного учёта, внесение этих данных помимо воли лица произведено быть не может. Исключением из этого правила может являться только регистрация ограничения прав в результате судебного решения, но и это исключение возможно не для всех видов учёта.
Получить полный текст
Подписаться на рассылку!
Само уклонение от предоставления сведеий (при наличии такой обязанности) может, разумеется, являться наказуемым. Как правило, системы административного учёта определяют также и ответственность за уклонение от предоставления сведений.
Например, уклонение от постановки на воинский учёт наказуемо, но поставить призывника или военнообязанного на учёт помимо его воли невозможно.
Факт совместного ведения хозяйства и правовые последствия этого факта могут быть установлены в судебном порядке, однако суд не может внести запись о регистрации брака в систему записи актов гражданского состояния.
Примером добровольного административного учёта является учёт граждан, имеющих право на какие-либо льготы. Для получения льгот необходимо предоставить определённые сведения о себе и выразить намерение пользоваться правом льготы. Государство самостоятельно не относит граждан к категории льготников.
Но суд может, например, обязать регистрирующий орган зарегистрировать обременение недвижимого имущества.
Оперативный учётотражает данные об индивидуальных действиях и событиях, связанных с определёнными лицами. Ведение оперативного учёта не требует предоставление этими лицами сведений в систему учёта, и отдельные виды оперативного учёта не предусматривают даже уведомления лица. Предметом оперативного учёта являются лица, юридические факты или реальные обстоятельства, имеющие отношение к этим лицам, сбор данных для него осуществляется государством самостоятельно и независимо от наличия воли этих лиц.
К оперативному учёту относится, например, учёт правонарушений, или данные оперативно-разыскной деятельности.
Возвращаясь к кадастровому учёту,предметом которого являются исключительно объекты, следует отметить, что сбор сведений для кадастрового учёта также не связан с обязанностью каких-либо лиц предоставлять эти сведения. Кадастровый учёт осуществляется в основном в отношении земли, недр, воздушного пространства, радиочастотного спектра или недвижимого имущества. Данные кадастрового учёта собираются организатором учёта или регистраторами самостоятельно, предоставление этих данные не вменяется в обязанность каким-либо лицам. Данные кадастрового учёта не содержат сведений о правах и обязанностях каких-либо лиц в отношении предметов учёта. Если такие права и обязанности также являются предметом учёта, их учёт рассматривается как самостоятельный вид учёта, не являющийся частью кадастрового учёта, пусть и ведущегося в той же системе.
Например, в соответствии с федеральным законом «О государственном земельном кадастре»,
«Государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
…….
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.»
Система учёта может быть использована для одновременного ведения разных типов учёта. Нормативные правовые акты, регламентирующие создание и функционирование системы учёта, должны содержать указание на то, какие типы государственного учёта осуществляются в данной системе.
Система учёта, обеспечивающая оперативно-разыскную деятельность, например, может содержать данные оперативного учёта в отношении подозреваемых в принадлежности к преступной группировке, и данные кадастрового учёта пулегильзотеки - индивидуальные особенности стрелкового оружия.