Модели местного управления и самоуправления.
Модель государственного управления Российского государства строится согласновыбранной форме государственного устройства и правового статуса, закрепленных в ст.1 Конституции Российской Федерации, представляя государство как демократическое,федеративное, правовое, с республиканской формой правления, что является общимориентиром, характеризующим модель государственного управления.
В зависимости от степени влияния государственных структур на деятельность органов местного самоуправления:
1) модель автономного местного самоуправления, которая применяется в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. Она базируется на положениях«общественной» муниципальной доктрины и поэтому предполагает отделение местного самоуправления от системы государственной власти, исключает всякое прямое подчинение муниципальных органов органам вышестоящего уровня. Характерной чертой этой модели служит отсутствие на местах полномочных представителей центрального правительства, контролирующего выборные муниципальные органы. Контроль центра носит периодический характер, осуществляется путем финансовых ревизий (особенно в отношении расходования целевых субсидий из вышестоящих бюджетов), министерских инспекций (проверку проводят уполномоченные министра по делам местного самоуправления), судебного контроля (центральные органы могут обращаться в суд с исками против органов местного самоуправления) и т.п.;
2) модель наблюдаемого местного самоуправления, где местные органы считаются«инструментом», с помощью которого центральное правительство реализует свой политический курс на местах. Такая модель существует в государствах, традиционно использующих давление на организацию и деятельность местного самоуправления (Дания, Бельгия, Франция, Италия и др.). В этих государствах на местном уровне одновременно с системой самоуправления действуют также органы государственной власти или должностные лица, осуществляющие прямое государственное управление на местах. Основной задачей данных органов является обеспечение нормального функционирования муниципальных образований, выполнение отдельных государственных полномочий, переданных на местный уровень, а также контроль за деятельностью органов местного самоуправления
К следующему квалифицирующему признаку можно отнести тип нормативно правового регулирования местного самоуправления. По этому типу можно выделить следующие модели местного самоуправления:
а) модель централизованного нормативного регулирования — предусматривает официальное закрепление основ местного самоуправления в Основном законе страны или наличие единого закона «О местном самоуправлении», действующего на всей территории данного государства. Например, Российская Федерация закрепляет местное самоуправление в своей Конституции;
б) модель регионального нормативного регулирования — основана на том, что государство прямо не упоминает о местном самоуправлении в конституционных нормах Основного закона страны, а вопросы местного самоуправления детально регламентируются в специальных общих региональных законах. Это позволяет регионам иметь больше свободы, осуществляя право законодательного регулирования по вопросам местного значения. Например, Конституция США не упоминает о местном самоуправлении. Однако положения, регулирующие местное самоуправление по вопросам организации и деятельности муниципалитетов, содержатся в конституциях штатов. Помимо них штаты применяют по вопросам местного самоуправления общие законы, адресованные всем муниципалитетам
в) модель местного нормативного регулирования — используется там, где нету поминания о местном самоуправлении в конституционных нормах Основного закона, нет единого регионального закона. Регионы сами осуществляют законодательное регулирование вопросов местного значения, учитывая местные, исторические особенности управления, а государство издает законы об отдельных видах органов местного самоуправления. Широко применяется в Германии, Австрии и Японии