Формы осуществления конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина.
В отечественной литературе по конституционному праву ведутся дискуссии о понятия и классификации индивидуальных и коллективных прав, об их соотношении, о статусе коллективного субъекта, его фундаментальных и делегированных правах, способах их защиты. При этом на основании анализа конституционных норм выделяются в качестве коллективных следующие права:
• право на сопротивление угнетению и защиту конституционного строя;
• права политической оппозиции;
• права трудящихся (на забастовку, создание профсоюзов, участие в управлении предприятиями, на работу в благоприятных условиях и т. д.);
• права потребителей и пользователей доброкачественными товарами и услугами;
• права детей;
• права женщин;
• права национальных меньшинств и этнических групп;
• права коренных народов страны.
Создается впечатление, что за основу классификации коллективных прав и свобод приняты названия соответствующих глав, разделов и статей конституций различных стран мира. Но если эту позицию довести до логического конца, то неизбежно придем к выводу, что граждане Таиланда и Японии не обладают правами и свободами и не несут никаких обязанностей. Ведь не случайно в структуре их конституций выделены в качестве элементов самостоятельные главы о правах, свободах и обязанностях народов Таиланда (гл. Ill—IV) и Японии (гл. III).
Конституции Азербайджана (ст. 54), Португалии (ст. 21), Гондураса (ст. 375) и ряда других конституций наделяют правом на сопротивление угнетению и защиту конституционного строя не какой-то мифический коллективный субъект, а вполне реальных граждан государства. Может вызвать некоторое недопонимание формулировка данного права в ст. 20 Основного закона ФРГ, поскольку его носителем в буквальном понимании являются «все немцы» (ч. 4). Однако по сложившейся традиции во всех конституционно-правовых актах Германии термины «немцы» и «граждане» употребляются как синонимы или один вместо другого.
Права политической оппозиции представляют собой организационно-правовые формы реализации права граждан на объединение, на участие в осуществлении политики государства, на информацию, на свободу мысли и слова, на проведение публичных мероприятий и т. п. Конкретным адресатом этих прав является не политическая оппозиция, а гражданин государства.
Понятие «права трудящихся» является собирательным по своему содержанию. В Конституции Португалии оно употребляется для обозначения различных экономических прав личности, которые реализуются в трудовых правоотношениях. Об этом недвусмысленно говорит само название первой главы третьего раздела Конституции Португалии - «Экономические права и обязанности» (ст. 58-59). В данной главе закреплены такие права личности, которые имеются практически во всех конституциях демократических стран, хотя они и обходятся без собирательных понятий.
Большое социальное значение имеют нормы конституций, которые закрепляют права потребителей. Но в обществе практически невозможно выделить какой-либо коллективный субъект и наделить его в конституционном порядке правом потребителей, поскольку в любой стране каждое физическое и юридическое лицо является потребителем товаров и услуг. Но конституции имеют в виду лишь индивидов, которым предоставляется «право на качественность потребляемых товаров и услуг, на получение образования и информации, на охрану здоровья, на безопасность своих экономических интересов, а также на возмещение ущерба» (ч. 1 ст. 60 Конституции Португалии).
В структуре конституций зарубежных стран иногда выделяются отдельные статьи под названием «дети». Однако анализ их содержания показывает, что в них закрепляются естественные права человека, поскольку ребенок еще не имеет своей личности (ст. 36 Конституции Эфиопии, ст. 28 Конституции ЮАР). Вряд ли допустимо истолковывать и принцип равенства детей, рожденных в браке, внебрачных и усыновленных, в качестве их коллективного права, как это делается, подчас, в юридической литературе.
Наличие в конституциях некоторых зарубежных стран отдельных статей или пунктов о правах женщин подчинено целям обеспечения принципа равенства мужчин и женщин.
Как сказано в ст. 35 Конституции Эфиопии, властями «принята во внимание исторически сложившаяся практика неравенства и дискриминации, в результате которой пострадали женщины Эфиопии; с целью изменить данную практику предпринимаются конструктивные меры, Целью данных мер является предоставление специального внимания женщинам, направленного на предоставление им возможности конкурировать и участвовать в политической, социальной и экономической жизни государства, а также заниматься деятельностью в общественных и частных институтах наравне с мужчинами».
Вместе с тем следует отметить, что в содержании таких конституций нормативно закреплены и специфические права, которые могут принадлежать только женщинам. В их числе обычно выделяются право на отпуск по беременности и родам, право получать образование и информацию по планированию семьи (ст. 35 Конституции Эфиопии), право на отпуск по воспитанию ребенка, право заключенных-женщин находиться со своими детьми во время кормления грудью (п. L ст. 5 и п. XIX ст. 6 Конституции Бразилии). Но эти права даже при большой натяжке нельзя отнести к коллективным правам женщин.
Коренные народы любой страны, национальные меньшинства и этнические группы являются такими субъектами конституционного права, как социальные общности. Они действительно наделяются коллективными правами, необходимыми и достаточными для осуществления в той или иной форме национального суверенитете. В Венгрии, например, национальные и этнические меньшинства признаются на конституционном уровне участниками народной власти, представляющие собой государствообразующие факторы. Венгрия защищает национальные и этнические меньшинства. Она обеспечивает их коллективное участие в общественной жизни, сохранение и развитие их культуры, использование их родного языка, преподавание на родном языке, право использования названий на своем языке. Им предоставлены права на осуществление самоуправления с учетом национальных особенностей, представительство своих интересов в органах власти. Для принятия закона о правах национальных и этнических меньшинств необходимо набрать две третьих голосов депутатов, присутствующих на заседании Государственного собрания Венгерской Республики (§ 68 Конституции).
Таким образом, в ныне действующих конституциях стран мира не закрепляются коллективные права, свободы и обязанности человека, личности и гражданина. По своему характеру они всегда индивидуальны. Тем не менее, формы их осуществления могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Так, например, каждый гражданин в любой демократической стране обладает правом на массовые публичные мероприятия. Он может осуществить свое конституционное право индивидуально, но только в форме пикетирования. Но если гражданин в гордом одиночестве пройдет по улицам города с плакатом в руках, то это не будет демонстрацией, а просто прогулкой, хотя, может быть, и несколько экстравагантной. В случае объявления работником предприятия индивидуальной забастовки, его действия не будут расценены как акция протеста, а как обычный прогул. Вероятнее всего, что в Конституции Бразилии закрепляются наряду с индивидуальными правами, свободами и обязанностями человека, личности и гражданина и организационно-правовые формы их реализации. Только в этом случае появление во втором разделе Конституции отдельной главы под таким характерным названием, как «О личных и коллективных правах и обязанностях» можно считать логичным и обоснованным, поскольку в ее содержании не сформулированы какие-либо коллективные права (гл. I).