Демократические режимы. Общая характеристика.
Характеристика демократических режимов. Демократические режимы можно охарактеризовать следующими признаками - признание народа в качестве источника власти народовластие от франц. souverain - носитель верховной власти в государстве - выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям - наличие конституции, закрепляющей приоритет прав личности над государством и обеспечивающей одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством - подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями - правительство основано на согласии управляемых - провозглашение основных демократических прав и свобод - легальное существование плюрализма в обществе - наличие развитой двух- или многопартийности - построение государственного устройства по принципу разделения властей - ценности сотрудничества и компромисса - равенство всех граждан перед законом - создание необходимых условий для развития среднего класса, выступающего одной из важных социальных основ демократического режима.
В отличие от прямой демократии античных полисов, в условиях современных государств с многомиллионным населением и обширной территорией непосредственное участие каждого гражданина в законотворческом процессе и управлении общественными делами не представляется возможным. Однако необходимость формирования представительных учреждений, которым по волеизъявлению большинства делегируются властные полномочия, неизбежно ведет к специфическому разделению труда в сфере политики, выделению управленческой деятельности в особую сферу, требующую известной компетенции.
При этом демократические институты со всей очевидностью могут оказаться под влиянием могущественных групп способных навязать обществу свою компетентную волю. Отсюда возникает весьма существенная проблема действительного выражения интересов большинства граждан, по-разному трактуемая нынешними концепциями представительной демократии.
Различия в интерпретации демократии и механизмах ее реализации в конкретных обществах обусловлены отсутствием единства методологических принципов ее анализа.
На основе нормативного подхода сформировалась идеальная модель демократического правления, соответствующая ментальности населения, его представлениям о справедливом правлении.
Однако реальные условия осуществления демократического правления приспосабливают идеальную модель к запросам практики См. Мухаев Р.Т.Политология Учебник для вузов. Москва, 1997 Но существуют и другие походы, с точки, зрения которых рассматривается демократия. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений.
Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах проф-союзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования в подготовке, принятии политических решений и в контроле над их осуществлением, а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой.
Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Е суть граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.
Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях. Современные демократические государства классифицируются, в свою очередь, по соотношению полномочий президента и парламента по степени авторитаризма в рамках демократии. Республики по соответствующим признакам делятся на президентские, парламентские и полупрезидентские.
К числу президентских относят республики, в которых президент является главой государства и правительства, назначает и увольняет по своему усмотрению членов правительства, которое ответственно перед ним, имеет право накладывать вето на принимаемые парламентом законы, по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона, распускать парламент, вводить в стране чрезвычайное положение, определяет внешнеполитический курс правительства. 14.стр27. Для парламентских республик характерно разделение функций главы государства президент и исполнительной власти глава правительства. Соответственно, президент назначает главу и некоторых членов правительства по согласованию с парламентом, а остальных членов правительства по рекомендации главы правительства, которое несет ответственность перед парламентом.
Президент не может по своему усмотрению уволить главу правительства, не имеет права накладывать вето на принимаемые парламентом законы, его указы не имеют силы закона.
Роспуск парламента президентом возможен в случае выражения последним недоверия правительству. 16.стр30. Введение чрезвычайного положения право исключительно парламента, в сфере внешней политики президент представляет государство и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства. В случаях, когда по одним признакам страна относится к числу парламентских, по другим президентских, республику называют полу-президентской.
Современная демократия это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Это равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую.
В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии плюрализм от лат. pluralis множественный общественных интересов. Таким образом, современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.