Конституционно-правовую защиту(восстановление)
Конституционно-правовую защиту можно рассматривать как действие специально уполномоченных государством инстанций по принудительному восстановлению конституционного правопорядка и обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Меры защиты (восстановления) подчинены цели восстановления нормального состояния сложившихся конституционно-правовых отношений путем насильственного побуждения субъектов конституционного права к надлежащему исполнению возложенных на них юридических обязанностей. Они применяются за конституционные правонарушения, не представляющие большой общественной опасности, а иногда и при отсутствии противоправных деяний. Их главное назначение состоит в том, чтобы побудить субъектов конституционного права вновь приступить к исполнению юридических обязанностей, приостановленного в силу каких-либо причин. Дополнительных лишений помимо исполнения своих обязанностей они в данном случае не претерпевают. Благодаря этому поддерживается стабильность конституционного правопорядка.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» может вводиться на территории действия чрезвычайного положения особое управление территорией посредством создания временного специального органа государственного управления либо федерального органа управления данной территорией (п. 3 ст. 25).
Создание временного специального органа государственного управления либо федерального органа управления территорией является мерой конституционно-правовой защиты, поскольку ему передаются полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение. Благодаря этому даже в условиях чрезвычайного положения восстанавливается управляемость территорией, поддерживается конституционный правопорядок.
В зарубежных федерациях меры конституционно-правовой защиты применяются в целях восстановления конституционного строя, нормального функционирования органов государственной и муниципальной власти. Защита осуществляется в рамках федерального вмешательства или федеральной интервенции.
Федеральное вмешательство можно рассматривать как деятельность определенных государством инстанций по применению к субъектам федерации мер конституционно-правовой защиты по временному ограничению их самостоятельности в осуществлении своих властных полномочий с целью принудительного восстановления конституционной законности и правопорядка. Любая из мер конституционно-правовой защиты, применяемая в порядке федерального вмешательства, обусловлена неспособностью субъектов федерации реализовать свои полномочия, отнесенные конституцией к совместной компетенции федерации и ее субъектов, выполнить договорные обязательства перед государством. Так, согласно ст. 37 Основного закона Германии Федерация в порядке конституционноправового принуждения может принимать меры, побуждающие земли выполнять федеральные обязательства. Меры принимаются Федеральным правительством Германии по согласованию с Бундестратом.
В соответствии с Федеральным конституционным законом Австрии 1920 г. земли могут в вопросах собственного ведения заключать государственные договоры с пограничными с Австрией государствами или их составными частями. Земли обязаны в пределах своей компетенции принимать меры, необходимые для выполнения государственных договоров. Если какая-либо из земель не выполняет свои обязанности, то полномочия по принятию должных мер, в том числе по изданию законов, переходят к Федерации. Однако после того как все необходимые меры по выполнению государственных договоров будут приняты землей, федеральный закон или постановление теряют силу (ч. 4 ст. 16).
Федеральная интервенция является разновидностью федерального вмешательства. Но в отличие от вмешательства она предполагает возможность введения при определенных обстоятельствах армейских подразделений на территорию субъекта федерации с целью восстановления конституционной законности, нормального функционирования властей, защиты прав и свобод человека и гражданина. В ст. 34 Конституции Бразилии в качестве оснований для федеральной интервенции выделены такие обстоятельства, как защита основных конституционных принципов, угроза публичному порядку, невыплата штатом взносов в федеральный бюджет в течение двух лет.
Федеральное правительство Аргентины может в порядке интервенции распространить свою власть на территорию провинции, чтобы гарантировать республиканскую форму правления, предотвратить вторжение извне, оказать содействие местным властям с целью их поддержки или восстановления, если они были смещены в результате переворота или вторжения другой провинции (ст. 6 Конституции Аргентины).
Конституцией Индии предусмотрена возможность введения на территории штата президентского правления. Это допустимо в случаях, когда штат не может в силу каких-то причин осуществлять управление подведомственной территорией конституционным путем и когда он не подчиняется распоряжениям Индийского Союза (ст. 356, 365). С учетом этих оснований Президент Индии приостанавливает действие высших органов государственной власти штата и берет на себя осуществление отдельных или всех функций правительства и губернатора штата. При этом законодательные полномочия штата передаются Парламенту Индии.
Президентское правление в Индии представляет собой установленную систему юридически значимых действий по применению мер конституционно-правовой защиты, направленных на восстановление в штате демократической формы правления и предотвращение паралича механизма государственного управления из-за фракционных междуусобиц в штатах. Оно содержит в себе элемент конституционно-правового пресечения, так как вводится при наличии нарушения закона с целью его принудительного прекращения и восстановления конституционной законности и правопорядка.
Меры конституционно-правовой защиты служат эффективным средством обеспечения избирательных прав граждан в каждой демократической стране. В России Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в качестве мер конституционно-правовой защиты закреплено признание выборов несостоявшимися или недействительными. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися, если они были проведены согласно с нормами действующего законодательства, но ни один из кандидатов (списков кандидатов) не был избран (п. 2 ст. 70). В таком же порядке выборы признаются недействительными при условии, что они были проведены с существенными нарушениями избирательного законодательства (п. 9 ст. 70).
Признание выборов несостоявшимися или недействительными производится разными инстанциями, в зависимости от уровня выборов. Так, согласно ст. 82 Федерального закона от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия (ЦИК) признает выборы несостоявшимися в следующих случаях:
ни один федеральный список не получил 1% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
все федеральные списки получили в совокупности 60% и менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. 4).
Отмена результатов выборов является правовосстановительной мерой конституционно-правового принуждения. Она направлена на защиту правоотношений в сфере избирательного процесса, устранение причиненного им ущерба.
Во многих зарубежных странах признание выборов несостоявшимися или недействительными относится к исключительной компетенции органов судебной власти. Это могут быть как суды общей юрисдикции, так и органы конституционного правосудия. Значительно реже такие вопросы рассматривают внесудебные органы конституционного контроля (Франция, Сенегал).
Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти. Решение по данному вопросу принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации при возникновении чрезвычайной ситуации, выявлении просроченной задолженности по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств в размере свыше 30% собственных доходов бюджета в последнем отчетном году, нарушении Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета. Нарушения должны быть установлены соответствующим судом (п. «2» ст. 26).
По ходатайству Правительства РФ может быть введена в субъекте РФ решением Верховного Суда РФ на срок до одного года временная финансовая администрация. Делается это для наведения порядка в использовании финансовых средств и улучшения бюджетного состояния соответствующего субъекта РФ (п «б» ст. 26).
Названные меры государственного принуждения относятся к мерам конституционно-правовой защиты. Их применение призвано восстановить на территории субъекта РФ законность, осуществление в полном объеме принадлежащих региональным властям полномочий, надлежащее исполнение бюджетного процесса, проведение всех операций по счетам в кредитных организациях.
В конституционном законодательстве всех современных государств закреплены такие меры конституционно-правовой защиты, как признание закона или иного нормативного правового акта неконституционным, недействующим или недействительным. Так, согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ может признать в установленном порядке нормативные правовые акты или отдельные их положения неконституционными, в результате чего они теряют свою юридическую силу.
Иногда одновременно с признанием нормативного правового акта неконституционным выносится решение о его отмене или аннулировании. В частности, Конституционный Суд Хорватии отменяет закон, если установлено, что он не соответствует Конституции Республики. Иные нормативные правовые акты подлежат отмене или аннулированию в случаях, когда в процессе конституционного судопроизводства будет установлено, что они являются неконституционными или незаконными (ст. 126 Конституции Хорватии).
В странах с президентско-парламентской формой правления главе государства предоставлено право отменять нормативные правовые акты правительства. Например, согласно ст. 15 Конституции РФ Президент РФ вправе отменить постановление или распоряжение Правительства РФ, противоречащее Конституции РФ, федеральному закону, указу Президента РФ (ч. 3).
В Конституции Украины (п. 16 ст. 84) не определены основания, по которым президент может отменить нормативные правовые акты правительства. Отсюда можно сделать вывод, что президент каждой из названных стран вправе отменять правительственные акты не только по мотивам из незаконности, но и нецелесообразности.
Во многих странах органы исполнительной или судебной власти наделены правом в порядке осуществления контроля отменять нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления или вносить обязательные к рассмотрению представления об их отмене в тот орган муниципальной власти, который его издал.
В странах англосаксонской правовой системы в суд могут обратиться юридические и физические лица, интересы которых были нарушены действием либо бездействием местных властей. В результате рассмотрения материалов дела суд вправе объявить правовой акт муниципальной власти незаконным. Однако он не может по собственной инициативе возбуждать производство о признании решений органов местного самоуправления незаконными. Такой порядок утвердился в Великобритании, Ирландии, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии, на Ямайке и в ряде других государств.
В странах континентальной системы права полномочные представители государства в муниципальных образованиях отменяют правовые акты органов местного управления, противоречащие закону или общегосударственным интересам. Но они могут также направлять их со своими мотивированными возражениями в представительные органы муниципальных образований для повторного рассмотрения.