Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права. Место конституционного права в системе права России.

Понятие конституционного права как отрасли права:

Понятие «конституционное право» происходит от названия особого наиболее важного и значимого юридического документа – конституции.

Конституция – от латинского constitutio – устройство, установление.

Иногда при характеристике «конституционного права» используют термин «государственное право».

Принципиальной разницы между этими терминами нет.

Как правило, термин «государственное право» применяется в странах, где отсутствует конституция, а «конституционное» более свойственно тем странам, в которых принята и имеет реальную силу конституция.

Можно также говорить о государственном праве, как о части конституционного права (См.: Конституционное право России.

Конституционное право России – ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих предмет конституционного права.

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. (М.В. Баглай).

Предмет конституционного права как отрасли права:

Предмет правового регулирования – то, что регулирует право (определённые виды общественных отношений).

Предмет конституционного права как отрасли права включает три основные сферы общественных отношений:

- Основы конституционного строя (закреплённые в качестве таковых положениями Конституции РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ) и политико-территориального устройства страны;

- Отношения возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов РФ) власти, а также создания и функционирования, образуемых в этих целях выборных органов власти;

- Основы правого статуса человека и гражданина;

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

2) устройства государства и государственной власти (властеотношения). (М.В. Баглай)

А.В. Зиновьев сужает предмет конституционного права до общественных отношений, возникающих в процессе осуществления народовластия.

А.И. Коваленко под предметом конституционного права подразумевает «государственно-правовые реалии, с которыми связаны властеотношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе общественные отношения.

Другие позиции по поводу предмета конституционного права:

О.Е. Кутафин выделяет в предмете конституционного права две группы общественных отношений:

1) общественные отношения, складывающиеся в процессе воплощения в жизнь основных признаков государственной организации общества и лежащие в её основе;

2) отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются – это те отношения, которые являются базовыми для всех других отношений в этой сфере (отношения определяющие основы правового статуса человека и гражданина, систему государственной власти и т. д.

О.Е. Кутафин считает, что эти отношения «становятся элементом конституционного права только тогда, когда в этом заинтересовано государство, что выражается в соответствующих нормах права, содержащихся в таких основополагающих актах, как конституция, или других актах, имеющих учредительный характер»

Некоторые учёные считают, что предметом конституционного права являются «отношения человека с обществом», «закрепление основ общественного строя», «установление «принципов гражданского общества».

В условиях тоталитаризма признавалось государственное руководство обществом, однако в подлинно гражданском обществе такое невозможно. Право регулирует только небольшую часть общественных отношений, а значительная их часть является предметом саморегуляции на основе норм морали и гражданских прав.

Ряд авторов относительно размыто определяют предмет конституционного права.

Е.И. Козлова, отмечает, что государственное право регулирует базовые, основополагающие общественные отношения складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной (Государственное право Российской Федерации. Курс лекций/Под ред. О.Е. Кутафина. Т.1. М., 1993. С. 8).

А.А. Безуглов и С.А. Солдатовсчитают, что предметом конституционного права «являются общественные отношения, которые служат фундаментом, основой для тех общественных отношений, которые регулируются нормами всех других отраслей российского права» (Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т. 1. М., 2001. С. 14).

Характеризуя данные определения, заметим, что

Выделение базовых основополагающих отношений путь довольно перспективный, но, не позволяющий установить чёткие границы между конституционными и иными отношениями, относящимися к предметам других отраслей права.

Метод конституционного права как отрасли права:

Метод правового регулирования – то, как право регулирует общественные отношения.

Правовой метод – совокупность юридических инструментов (методов, приёмов, способов), посредством которых государство оказывает необходимое воздействие на общественные отношения в целях придания им желательного развития (установление границ регулируемых отношений, издание соответствующих предписаний о должном и возможном поведении; наделение участников общественных отношений правоспособностью и дееспособностью; определение мер ответственности, в случае нарушения установленных правил и т.д.).

Правовой метод это один из приёмов обеспечения стабильности общественных отношений, государственного режима.

Метод конституционно-правового регулирования - это обусловленная спецификой конституционного права как отрасли права система правовых методов (диспозитивный, императивный, обязывающий, управомочивающий, запрещающий), посредством которых регулируются конституционно-правовые отношения.

Особенность конституционно-правового метода регулирования ни в наличии какого-то специального метода регулирования, а в их соотношении и роли.

Применительно к конституционному праву выделяют различные методы:

О.Е. Кутафин выделяет три вида методов – предписание, запрет и дозволение (Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 23).

Царёв А.Ю. – дозволение, запрет, обязывание, управомочивание, установление, провозглашение или декларация (Царёв А.Ю. Конституционное право России: Конспект лекций. М., 2001. С. 6).

В.Е. Чиркин – императивные, управомочение, субординации, обязывания, запрещения, диспозитивные методы, методы координации, согласования, репрессивные методы (Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2001. С. 28-29).

Классификация методов по двум основаниям:
1) По характеру нормативных предписаний:

императивный метод – это метод властных предписаний, предписывает поступать только определённым образом (характерно неравенство сторон или субординация) -(представление лица на должность Председателя Правительства РФ осуществляется только Президентом РФ).

диспозитивный метод – это метод равноправия сторон, основанный на дозволениях и праве выбора вариантов поведения субъектов конституционно-правовых отношений – (Президент может участвовать в повторных выборах, а может и нет).

2) По форме выражения диспозиции нормативных предписаний:

управомочения (дозволения) – способ правового воздействия, заключающийся в разрешении бездействия или совершения определённых действий (Президент РФ вправе принять отставку Правительства РФ или не принимать её ст. 111 Конституции РФ).

Дозволение не означает полную свободу действий. Одновременно с дозволением устанавливаются условия совершения действий или бездействий.

(Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом ст. 39 Конституции РФ)

обязывания– способ правового воздействия, выражающийся в предписании совершения определённых обязательных и юридически значимых действий, на условиях, предусмотренных правовой нормой.

(Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение трёх месяцев).

Использование метода характерно для определения задач и полномочий органов государственной власти, установления обязанностей человека и гражданина

запрещения –способ правового воздействия, заключающийся в запрете определённых действий. Запрет призывает воздерживаться от юридически значимых действий, совершение которых влечёт негативные для общества последствия. (Никто не может присваивать власть в Российской Федерации ч. 3. ст. 3 Конституции РФ Ст. 278 УК РФ закрепляет, что насильственный захват власти или насильственное её удержание в нарушение Конституции РФ наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет);

Наши рекомендации