Предмет и понятие конституционного права как ведущей отрасли в системе права РФ

Предмет и понятие конституционного права как ведущей отрасли в системе права РФ

Понятие «КП» появилось в 90-х 20 в. Термин «КП» употребляется в научной и учебной лит-ре в 3 смысловых значениях: 1. Для наименования действующей в России отрасли права; 2. Для названия соответствующей науки; 3. Как учебная дисциплина в системе образования. Исходным понятием является понятие «отрасль права». Отрасль права- совокупность норм, которые регулируют однородную сферу общ-ных отношений.

Система Российского права состоит из ряда отраслей права: конституционного, адм-ного, уголовного, гражданского, трудового, гражданско-процессуального и др. КП в системе Российского права занимает ведущее место. Особенность, отличающая его от других отраслей права, состоит в том, что оно не регулирует общ-ные отношения в какой-либо отдельной области жизни, а воздействует на многие сферы общ-ных отношений. Ведущая роль КП вытекает из характера общ-ных отношений, лежащих в основе конституционного регулирования.

КП, как отрасль права- это совокупность правовых норм, обеспечивающая и гарантирующая основы конституционного строя, реализацию и защиту основных прав и свобод человека и гражданина; отношения в обществе и гос-ве; развитие демократических общ-ных институтов; возникающая в процессе осущ-ния народовластия, а также закрепляющая гос. устройство, его территориальную организацию, систему, порядок формирования, принципы организации и деят-ти органов гос. власти и местного самоуправления.

КП, как наука- это совокупность юр. знаний о понятии и историческом развитии конституции, о порядке ее принятия и содержания, о внесении изменений в конституцию; об основах конституционного строя, основах правового положения личности, о государственно-территориальном устройстве, системе, порядке организации деят-ти всех гос. органов, об основах организации и деят-ти органов местного самоуправления.

КП, как учебная дисциплина- это систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права в учебных целях. Т.о., отрасль права- регулирует, наука исследует, учебная дисциплина изучает.

Предметом отрасли КП являются конституционные отношения по поводу власти, суверенитета и свободы человека. Выделяют 5 существенных признаков, характеризующих конституционные отношения как предмет правового регулирования отрасли КП: 1. КО есть объективные, фактические отношения, существующие независимо от права. Их объективный характер состоит в том, что они порождаются непосредственно реально существующими отношениями. 2.Субъектами КО выступают, с одной стороны, гос-во и его органы, с другой- такие социальные группы, как народ, нации, классы, граждане, политические партии и движения. 3. Объектами КО являются народный суверенитет, народовластие и свобода человека и гражданина. 4. КО- это отношения социальных сил: классов, политических и социальных групп. 5. КО- это более стабильные, прочные отношения, чем все иные, ибо сначала меняются базисные отношения, которые влекут необх-ть изменения имущественных, трудовых и иных отношений.

Для каждой отрасли права характерен и особый метод регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общ-ные отношения. Для КП характерно сочетание 2-х основных методов правового регулирования: императивного и диспозитивного. Применение метода зависит от характера субъектов конституционно-правовых отношений. Эти 2 основных метода подразделяются на следующие юр. возможности регулирующего воздействия на общ-ные отношения: предписание, запрет и дозволение. В целом конституционно-правовые методы и способы регулирования КО основываются на властно-императивных началах, диспозитивный метод используется реже.

Конституционное право- ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общ-ные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему гос. власти и систему местного самоуправления.

Источники КП.

Выделяют источники права в материальном, формальном и юр-ком смысле. Источник права в материальном смысле отвечает на вопрос откуда право берет начало, чем оно предопределено. Источник права в формальном смысле- где содержатся правовые предписания, как они выражаются. В юр-ком смысле источник права- официальное хранилище юр. норм, своеобразный резервуар правовых предписаний, официальная форма выражения правовых норм.

Сущ-ют различные виды форм выражения права: нормативно-правовой акт (Конституции, законы, подзаконные акты); нормативные договоры (публично-правовые договоры); судебный и адм-ный прецедент; правовой обычай; религиозные нормы; научная доктрина; принципы права и правосознание.

В СССР признавался только один источник права- нормативно-правовой акт.

Конституция РФ - является основным источником КП. Ее роль обусловлена различными факторами, характеризующими положение среди других источников КП. 1)она выступают наивысшей формой воплощения гос. воли народа. Она принимаются народом или от имени народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеят-ти общества и гос-ва. Она касается сущности и формы гос-ва, механизма гос. власти, функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина. 2)К. РФ обладают высшей юр. силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и гос. органов не должны противоречить конституции. 3)конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. 4)нормы конституции являются важнейшим источником не только КП, но и всех других отраслей права; они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений.

Законы обладают наибольшей после конституции юр. силой и являются самым распространенным источником КП. Конечно, источником КП являются не все законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. По территории действия законы делятся на общенациональные и региональные, в РФ- законы федерации и законы субъектов федерации.

Нормативно-правовые акты исп. власти. К ним относятся многочисленные акты, издаваемые главой гос-ва, прав-вом, министрами и т. д. Важность этих актов в жизни каждой страны объясняется ролью в гос. механизме главы гос-ва и прав-ва. Акты исп. власти являются источником КП лишь тогда, когда содержат его нормы.

Нормативно-правовые акты конституционного контроля (надзора). К ним относятся решения КС РФ. Они являются источниками КП, если носят нормативно-правовой характер и содержат конституционно-правовые нормы о конституционности законов, о толковании конституции и т. д.

Решения ОМС. Такие нормы имеются, например, в уставах, статутах муниципальных образований, поскольку они регулируют отношения, связанные с осущ-нием публичной власти.

Нормы международного права, международные и внутригос-ные договоры. Эти акты служат источником КП в том случае, если регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их прямое применение в данной стране.

Конституции республик- субъектов РФ, Уставы. Регламенты палат Фед. собрания. Действующие правовые акты бывшего СССР и РСФСР.

Понятие гражданства РФ.

Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица гос-вом не только внутри страны, но и за ее пределами.

Все отношения, связанные с гражданством РФ, регламентируются К. РФ и Законом "О гражданстве РФ" от от 31 мая 2002 г. В действующей К. РФ наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конст. строя (ст. 6).

Гражданство- устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Правовой характер связи лица с гос-вом, образующий отношения гражданства, выражается в юр. оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения гос-ва, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе гос-ва в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

В теоретических исследованиях советского периода содержание гражданства трактовалось по-иному. Сущность гражданства сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти гос-ва и внутри страны, и за ее пределами, наделение лица гос-вом всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. Гражданство трактовалось также как принадлежность лица гос-ву. В этом отражалась господствовавшая в те времена концепция о приоритете гос-ва по сравнению с личностью.

Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и гос-ва равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Выход из гражданства РФ.

1. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением некоторых случаев.

2. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного гос-ва, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке.

3. Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Основания отказа в выходе из гражданства РФ.Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ: а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уг. делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Гос. границы РФ.При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ Гос. границы РФ граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Образование и развитие федерации в России. Основные модели ее федеративной организации.

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным гос-вом. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Декларация провозгласила: "Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик". Она предоставляла возможность рабочим и крестьянам каждой нации самостоятельно решить, желают ли они войти в состав РФ или нет, а если желают, то на каких основаниях. Это же положение содержалось и в резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики", которая также уточняла способ установления отношений между центральной властью и органами будущих республик.

Вскоре после Съезда началось практически формирование РФ, гос. строительство ее составных частей.

Принятая в июле 1918 г. К. РСФСРзакрепила федеративный принцип организации гос. единства РСФСР. К. РСФСР твердо определила форму федерации, складывающейся в России. РСФСР должна была стать федеративным гос-вом с автономными образованиями.

В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область.

Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась гос-вом, имеющим свой гос. механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции). В отличие от автономной республики автономные трудовые коммуны не имели атрибутов государственности. Аналогичный с трудовыми коммунами правовой статус имели и автономные области.

Вступление РСФСР в состав СССР совпало с завершением становления самой РФ. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы гос. единства Республики. Он прежде всего характеризуется изменением форм автономии. В 1923 г. упраздняются автономные трудовые коммуны. Обе существовавшие трудовые коммуны - немцев Поволжья и Карельская - преобразуются в автономные республики. Вскоре возникает новая форма автономии - национальный округ.

К. СССР 1924 г. предусмотрела необх-ть приведения союзными республиками своих конституций в соответствие с К. СССР.

Важным этапом в гос. строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой К. РСФСР. Эта К. закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в К., а также. После принятия К. РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик.

Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соотв. с К. в составе РФ находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие нац. округа), которые были перечислены в ней поименно.

Декларация "О гос. суверенитете РСФСР", принятая 12 июня 1990 г.первым Съездом народных депутатов РСФСР провозгласила гос.суверенитет РСФСР на всей ее тер-рии и заявила о решимости создать демократическое правовое гос-во в составе обновленного СССР.

Стремление всех союзных республик к независимости привело к трагедии - распаду СССР.

10 апреля 1992 г. в К. РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31 марта 1992 г. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между фед. органами гос. власти и органами гос. власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ.

21 апреля 1992 г. шестой Съезд народных депутатов РФ своим Законом внес изменения в официальное название страны. Вместо РСФСР она стала называться "РФ - Россия"

Новая К. РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе РФ, края, области, города фед. значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 К., между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти.

Территория РФ.

Согласно ст. 67 Кю РФ, тер-рия- один из основных признаков гос-ва, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть гос-ва. Каждое гос-во заинтересовано в ясном определении пределов своей тер-рии, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей тер-рии имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы федю суверенитета, т.е. поле действия фед. законодат-ва.

В КП России есть понятия «тер-рия РФ» и «территория субъекта Федерации». Первая включает в себя тер-рии ее субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под тер-рией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над тер-риями субъектов (ч. 3 ст. 67 К. РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной тер-рии морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство, по сложившейся правовой практике, включает высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной тер-рией расположены недра, о которых К. РФ не упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю, они также входят в понятие гос. тер-рии до технически доступной глубины. К тер-рии морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экон-кая зона. К. РФ закрепляет в отношении указанных свои суверенные права и юрисдикции, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. 2 ст. 67 К. РФ).

Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной тер-рии или на расстоянии 200 миль от берега.

Исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега.

Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экон-кой зоны входит в ведение фед. властей. Они призваны обеспечивать территориальную целостность Федерации и ее субъектов. Режим границы РФ установлен Законом РФ о Гос. границах РФ от 1 апреля 1993 г., а также рядом других нормативных актов и международных договоров с сопредельными гос-вами.

Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган. Его двух палатная структура.

В системе гос.органов Федеральное Собрание- парламент РФ играет роль представительного и законодательного органа России.

Главные функции парламента: представление многонационального народа России с учетом федеративного устройства гос-ва; законодательная деят-ть на федеральном уровне.

Принципы деят-ти парламента РФ: независимость от других органов гос.власти;невмешательство в работу других органов гос.власти; взаимодействие с другими органами гос.власти в рамках компе­тенции.

Парламент РФ состоит из двух палат- Гос. Думыи Совета Федерации. Совет Федерации- верхняя палата, а Гос. Дума - нижняя.

Госдума представляет народ РФ в целом.Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем все­общих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года.

Совет Федерации представляет интересы субъектов РФи фор­мируется из представителей от законодательной и исп. власти субъектов федерации и соответственно состоит из 166 членов(по 2 от каждого из 83 субъектов РФ).

Полномочия Совета Федерации:утверждение изменения границ между субъектами РФ;обладает рядом полномочий, связанных с указами Президента РФ, вводит военное положение, решает вопрос о возможности использования вооруженных сил РФ за пределами РФ, но К. РФ не говорит о использовании вооруженных сил на территории РФ;назначение выборов Президента РФ;отрешение Президента РФ от должности;вправе формировать составы всех судов РФ;назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Компетенция Гос.Думы: 1.У ГД есть кадровые полномочия:дает согласие Президенту РФ о назначении Председателя Прав-ва РФ; может в определенной степени влиять на решение вопроса о досрочном прекращении полномочий Правит-ва.2.Полномочия контрольного хар-ра: решает вопрос о доверии и недоверии Правит-ва.

Форма парламент-го контроля: 1.ГД может «выразить недоверие» и 2. ГД может рассмотреть вопрос о выражении недоверия правит-ву. Оба этих полномочия реализуются путем голосования. Решение принимается большинством голосов от общего числа. ГД не компетентна принимать решение о судьбе Правит-ва, даже если она ему не доверяет. Окончательное решение о судьбе Правит-ва в обоих случаях принимает Президент РФ.

3.ГД назначает на должность Председателя ЦБ; 4.назначает на должность и освобождает от неё уполномоченного по правам чел-ка; 5.в ведении ГД находится объявление амнистии; 6.ГД принадлежит инициатива объявления импичмента и обвинения против Президента.

Законодательные полномочия:ГД в отличии от СФ являлось постоянно действующим органом (1993-2000гг.);Именно в ГД начинается законодательный процесс;ГД может принимать законы вообще без участия СФ, если СФ в течение 14 дней не приступил к решению вопроса об отклонении или принятии закона;В ГД создаются партийные объединения, а СФ действует без партийного объединения;

Право законодательной инициативы принадлежит: СФ, правит-ву РФ, президенту РФ.

Гос. Дума как палата Федерального Собрания РФ, ее полномочия и порядок деятельности. Порядок роспуска Гос. Думы.

Парламент РФ состоит из двух палат- Гос. Думы- нижняя палатаи Совета Федерации- верхняя палата.

Госдума представляет народ РФ в целом.Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем все­общих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года.

Компетенция Гос.Думы: 1.У ГД есть кадровые полномочия: дает согласие Президенту РФ о назначении Председателя Правительства РФ; может в определенной степени влиять на решение вопроса о досрочном прекращении полномочий Правит-ва.2.Полномочия контрольного хар-ра: решает вопрос о доверии и недоверии Правит-ва.

Форма парламент-го контроля: 1.ГД может «выразить недоверие» и 2. ГД может рассмотреть вопрос о выражении недоверия правит-ву. Оба этих полномочия реализуются путем голосования. Решение принимается большинством голосов от общего числа. ГД не компетентна принимать решение о судьбе Правит-ва, даже если она ему не доверяет. Окончательное решение о судьбе Правит-ва в обоих случаях принимает Президент РФ. 3.ГД назначает на должность Председателя ЦБ; 4.назначает на должность и освобождает от неё уполномоченного по правам чел-ка; 5.в ведении ГД находится объявление амнистии; 6.ГД принадлежит инициатива объявления импичмента и обвинения против Президента.

Порядок работыГос. Думы Федерального Собрания РФ в основном определяется Регламентом Гос. Думы (утверждается постановлением Гос. Думы).

Гос. Дума работает отдельно от Совета Федерации; вместе палаты Фед. Собрания РФ собираются для заслушивания посланий Президента РФ и КС РФ, выступлений руководите­лей иностранных государств.

По общему правилу заседанияГос. Думы являются открытыми,по решению палаты заседание мо­жет быть проведено и в закрытом режиме (также возмож­но закрытое заседание комитета Гос. Думы).

К. РФ предусматривает возможность досрочного рос­пуска одной из палат ФС РФ- Госдумы.

Президент РФ вправе распустить Госдумув случаях: трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Прав-ва РФ; двукратного в течение 3 месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Прав-ву РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Прав-ва РФ; вынесения Госдумой недоверия Прав-ву РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Прав-ва РФ.

Роспуск Гос. Думы невозможен: в течение 1 года со дня ее избрания и 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ; с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ; в период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.

Законодательные чтения в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Законодательная деят-ть- это основная деят-ть Го­с. Думы. Путем осуществления законодательной дея­т-ти Дума утверждается как представительный орган, ветвь законодательной власти. Законы являются итогом работы Думы по созданию закона, которая называется законодательным процессом.

Законодат. процесс сострит из следующих стадий: 1)законодательной инициативы; 2)экспертизы законопроекта; 3)обсуждения законопроекта; 4)принятия законопроекта; 5)обнародования закона.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Думу:а) законопроектов;б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в дейст­вующие законы либо о признании этих законов утратившими силу;в) поправок к законопроектам.

Субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:1) пояснительная записка к законопроекту, содержащая и изло­жение концепции предлагаемого законопроекта;2)текст законопроекта;3) перечень актов фед. законодат-ва, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, до­полнению или принятию в связи с принятием данного закона;4) финансово-экономическое обоснование;5) заключение Правительства.

Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет фед. бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Прав-ва. Если внесенный в Думу законопроект не соответствует требованиям Конституции, Совет Гос. Думы принимает решение о возвращении законопроекта инициатору. Совет Гос. Думы назначает ответственный комитет и принимает решение о включении законопроекта в примерную про­грамму законопроектной работы Думы на текущую сессию.

Законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту, в Совет Федерации, в Прав-во, а также в КС, Верховный Суд и Высший Арбит­ражный Суд- по вопросам их ведения для подготовки и представ­ления отзывов, предложений и замечаний.

Обсуждение законопроекта в комитетах проходит открыто. Рас­смотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях, кроме Закона о бюджете. При рассмотрении Думой законопроекта в пер­вом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия К., его актуальности и практической значимости.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Ду­ма может:1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;2) принять закон (кроме законопроекта по предметам совместно­го ведения РФ и субъектов РФ);3) отклонить законопроект.

Дума может принять решение о всенародном обсуждении зако­нопроекта, принятого в первом чтении. Ответственный комитет представляет законопроект на рассмотрение во втором чтении. Во втором чтении осуществляется голосование по поправкам. Совет Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуж­дению его отдельных частей. Если законопроект не принят в треть­ем чтении, он считается отклоненным. Фед. закон прини­мается большинством голосов. Проект закона РФ о поправках к К., федеральный конст. закон считаются одо­бренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети депутатов. Одобренные проекты законов в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Устав Ростовской области.

Принят 29 мая 1996 г. В РО признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соотв. с К. РФ, настоящим Уставом.

Источником власти в РО являются граждане РФ, проживающие на территории РО. Граждане РФ, проживающие на территории РО, осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти граждан РФ, проживающих на территории РО, являются референдум и свободные выборы.

Систему органов гос. власти РО составляют Законодательное Собрание РО (высший и единственный орган законодательной (представительной) власти), Глава Адм-ции (Губернатор) РО (высшее должностное лицо РО), Адм-ция РО (высший орган исп. власти), иные органы гос. власти РО, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.

В исключительном ведении РО находятся: 1) принятие Устава РО и поправок к нему, принятие областных законов и иных нормативных правовых актов РО; 2) установление системы органов гос. власти РО в соответствии с основами конст. строя РФ и общими принципами организации законодательных (представительных) и исп. органов гос. власти, определенными фед. законом; 3) формирование органов гос. власти РО; 5) установление административно-территориального устройства РО и порядка его изменения; 6) управление и распоряжение гос. собственностью РО; 7) утверждение и реализация программ социально-экон-кого развития РО; 8) иные вопросы, отнесенные к предметам ведения РО Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соотв. с К РФ и фед. законами.

В состав РО входят 55 административно-территориальных образований.

Споры между Законодательным Собранием РО и Администрацией РО по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соотв. с согласительными процедурами, предусмотренными К. РФ, настоящим Уставом и областным законом, либо в судебном порядке.

Споры о компетенции между Законодательным Собранием РО и Администрацией РО разрешаются КС РФ в соотв. с ФКЗ "О КС РФ".

Законодательное Собрание РО состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами РФ, проживающими на территории РО, на основе всеобщего равного и прямого изб. права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания РО одного созыва составляет 5 лет. Законодательное Собрание РО является правомочным, если избрано не менее двух третей от установленного числа его депутатов. Законодательное Собрание РО собирается на свое первое заседание не позднее двух недель после официального опубликования постановления Избирательной комиссии РО о результатах выборов в Законодательное Собрание РО очередного созыва. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат Законодательного Собрания РО.

Высшим должностным лицом РО является Глава Адм-ции (Губернатор) РО. Гражданин РФ наделяется Законодательным Собранием РО полномочиями Главы Адм-ции (Губернатора) РО по представлению Президента РФ. Перед внесением Президентом РФ предложения о кандидатуре Главы Адм-ции (Губернатора) РО в Законодательное Собрание РО в консультациях по кандидатуре Главы Адм-ции (Губернатора) РО участвуют Председатель Законодательного Собрания РО и иные лица, определенные Законодательным Собранием РО.

Главой Адм-ции (Губернатором) РО может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного гос-ва либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного гос-ва, и достигший возраста 30 лет. Гражданин РФ наделяется полномочиями Главы Адм-ции (Губернатора) РО сроком на 5 лет.

Глава Адм-ции (Губернатор) РО: 1) представляет РО в отношениях с фед. органами гос. власти, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоупр-я и при осуществлении международных и внешнеэкон-ких связей, при этом он вправе подписывать договоры и соглашения от имени РО; 2) назначает и досрочно прекращает полномочия члена Совета Федерации Фед. Собрания РО - представителя от Адм-ции РО в порядке, предусмотренном фед. законом; 3) участвует наряду с Законодательным Собранием РО в согласовании назначения на должность прокурора РО; 4) согласовывает назначение на должность руководителей, заместителей руководителей территориальных органов фед. органов исп. власти или иным образом участвует в их назначении в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и др.

Донское казачество - исторически сложившаяся общность в составе многонационального населения РО, имеющая самобытные традиции, культуру. Органы гос. власти РО и органы местного самоупр-я в целях восстановления исторической справедливости в отношении казачества осуществляют необходимые меры по реализации фед. законодат-ва о казачестве, принимают нормативные правовые акты по вопросам возрождения казачества и обеспечивают их выполнение.

Потомки донских казаков и иные граждане имеют право создавать казачьи общественные объединения, действующие в соотв. с законодат-вом об общественных объединениях в целях возрождения культуры, традиций казачества, благотворительности и решения иных задач.

Развитие конституционно-правовых основ местного самоупр-я в РФ. Постановление КС РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики «О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике».

Поводом к рассмотрению дела явились запросы Президента РФ и группы депутатов Гос. Думы Фед. Собрания, а также жалоба группы граждан, проживающих в городе Ижевске, на нарушение их конст. права на осуществление местного самоупр-я.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителями положения Закона Удмуртской Республики "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" Конституции РФ.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями ФКЗ "О КС РФ", КС РФ постановил:

1. Признать содержащееся в Законе Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" положение о том, что Гос. Совет Удмуртской Республики самостоятельно устанавливает систему органов гос. власти в Удмуртской Республике соответствующим К. РФ.

2. Признать содержащееся в Законе Удмуртской Республики "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" положение, согласно которому предусмотрено образование представительных и исп. органов гос. власти административно - территориальных единиц (районов и городов) не противоречащим К. РФ.

3. Признать содержащееся в Законе Удмуртской Республики "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике" положение, согласно которому предусмотрено образование представительных и исп. органов гос. власти таких городских поселений (район в городе и город, входящий в район), которые не имеют согласно К. Удмуртской Республики статуса административно-территориальных един

Наши рекомендации