Обеспечение прав и законных интересов граждан при производстве по делам об административных правонарушениях.

Наиболее объемным видом функционирования органов внутренних дел является административная деятельность — целенаправленная организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном, практическом осу­ществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел.

Административная деятельность носит государственно-властный характер, вы­ражающийся в отправлении двуединой исполнительно-распорядительной функ­ции. При этом исполнительная направлена на повседневное исполнение требований Конституции и законов РФ, постановлений Правительства, решений представитель­ных органов власти и администрации субъектов Российской Федерации.

Распорядительная функция проявляется в том, что должностные лица органов внутренних дел вправе предъявлять обязательные к исполнению требования и при­менять меры административного воздействия за неисполнение этих указаний. В це­лом же административная деятельность правоохранительных органов может рас­сматриваться как создание благоприятных условий для реализации прав и свобод человека, защиту этих прав от неправомерных действий других лиц и источников по­вышенной опасности.

Значимость этого вида деятельности усиливается тем, что она осуществляется в по­стоянном многообразии общения с населением и затрагивает интересы широкого кру­га граждан.

Административно-правовые отношения между органами внутренних дел и гражда­нами характеризуются равенством сторон. Оно предполагает наличие взаимных прав и обязанностей, при котором права одного субъекта соответствуют обязанности дру­гого. Однако равны стороны не «друг перед другом», а перед законом.

Осуществление административных функций возлагается на подразделения поли­ции, охраняющие общественный порядок и безопасность.

Нормативно-правовое обеспечение административной деятельности органов вну­тренних дел осуществляется двумя группами актов: законами и подзаконными актами. Вместе с тем, именно в административной деятельности органов внутренних дел на­блюдается гораздо больший удельный вес актов подзаконного характера по сравнению с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью.

И такое обстоятельство не случайно. Оно обусловлено тем, что административная деятельность более приближена к населению, она осуществляется не только в целях пресечения или предотвращения противоправных действий, но и в целях упорядоче­ния каких-либо сторон жизни общества.

Обеспечение прав и законных интересов граждан в оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Оперативно-розыскная деятельность является одной из государственно-правовых форм противодействия преступности.

Одной из наиболее характерных черт оперативно-розыскной деятельности (да­лее — ОРД) является сочетание гласных и негласных способов ее осуществления.

Гласной считается деятельность, в ходе которой должностные лица оперативного подразделения открыто (гласно) представляют интересы соответствующего правоох­ранительного органа. К негласной деятельности относятся действия субъектов ОРД, при которых они скрывают свою принадлежность к правоохранительным органам либо осуществляют их втайне от окружающих граждан и, прежде всего от лиц, при­частных к преступлениям.

Необходимость использования негласных приемов в ОРД обусловливается ее на­правленностью на получение информации о тщательно скрываемых и маскируемых признаках преступной деятельности, которая гласными уголовно-процессуальными мерами не может быть обнаружена.

В современных условиях роста профессионализма и организованности криминаль­ной среды эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от применения, прежде всего, оперативно-розыскных мер негласного характера, которые позволяют своевременно предотвращать и быстро раскрывать заранее планируемые и подготав­ливаемые противоправные действия.

Интересен вопрос, в каких пределах сотрудники оперативных подразделений могут применять эти приемы? Под пределами полномочий оперативных подразделений следует понимать круг их прав и обязанностей, обусловленных, во-первых, их ведом­ственной принадлежностью и, во-вторых, внутриведомственным разделением функ­ций. Полномочия оперативных подразделений различных правоохранительных ор­ганов определяются, прежде всего, их уголовно-правовой компетенцией, т. е. переч­нем преступлений, предупреждением и раскрытием которых они обязаны заниматься, а также кругом основных задач, определенных в правовых актах, регламентирующих деятельность этих органов.

Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О полиции» основными задача­ми полиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие престу­плений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, и без вести пропавших граждан. При этом если в круг полномочий подразделений уголов­ного розыска входит предупреждение и раскрытие преступлений против личности, собственности, общественного порядка и ряда других, то уголовно-правовая компе­тенция подразделений по борьбе с преступностью в сфере экономики включает в себя иной перечень преступлений. Весьма специфичны полномочия служ­бы собственной безопасности, которые обеспечивают защиту личного состава органов внутренних дел от преступных посягательств и, кроме того, наделены правом проведе­ния оперативно-розыскных мероприятий в отношении сотрудников ОВД, подозревае­мых в противоправной деятельности.

Целью ОРД является защита от преступных посягательств трех основных ценно­стей: жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства. Таким образом, приоритет в этой деятельно­сти законодатель отдает правам и свободам личности.

Защита жизни и здоровья, как одна из целей ОРД — есть создание условий, обеспе­чивающих неприкосновенность личности со стороны правонарушителей, препятству­ющих совершению преступлений, посягающих на жизнь и здоровье человека. Защита собственности, как цель ОРД, предполагает обеспечение неприкосновенности соб­ственности, а также создание условий по возмещению материального ущерба, причи­ненного в результате преступного посягательства на собственность. При этом не имеет значения форма собственности — частная, государственная или муниципальная, по­скольку ОРД в одинаковой степени призвана защищать любую из них.

В Законе об ОРД закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности.

1. Принцип законностизаключается, прежде всего, в безусловном и точном соблю­дении норм Конституции Российской Федерации, исполнении законов и иных нор­мативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих.

2. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданинаяв­ляется важнейшим общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приори­тетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение прав и свобод оз­начает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (ст. ст. 8 и 9), а с другой — ре­гламентацию порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5).

Особенно большое значение имеет защита прав и свобод граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам государства, в том числе на конфиденциаль­ной основе.

Статьи 16,17 и 18 Федерального закона об ОРД наделяют их дополнительными пра­вами: правом на вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам при правомерном осуществлении своего общественного долга (ч. 4 ст. 16); правом на со­хранение конфиденциальности (ч. 1 ст. 17); правом на правовую защиту (ч. 2 ст. 18), физическую защиту в случае возникновения реальной угрозы жизни, здоровью или их собственности (ч. 3 ст. 18); правом на освобождение от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 18) и рядом других специальных прав.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод распространяется и на лиц, замыш­ляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации Закон об ОРД допускает возможность ограничения некоторых конституционных прав таких лиц: на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со­общений; на неприкосновенность жилища. Эти ограничения могут применяться толь­ко на основании судебного решения.

3. Принцип равенства граждан перед законом,закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, нашел отражение в ч. 1 ст. 8 Федерального закона об ОРД, где говорится о том, что гражданство, национальность, имущественное, должностное, со­циальное положение и другие особенности статуса отдельных лиц не являются препят­ствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий.

4. Принцип подконтрольности оперативно-розыскной деятельностизаключается в установлении законодательной системы судебного, парламентского, прокурорского и ведомственного контроля.

Говоря о запрете насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, необходимо отметить нормы, регламентирующие условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, которые в строго определенном случае ограничивают права граждан (гл.5 Закона «О полиции»).

Деятельность полиции по обеспечению прав и свобод человека имеет определенные особенности, обусловленные ее полномочиями. Прежде всего, следует отметить, что деятельность полиции должна быть гуманной, беспристрастной и иметь четкую согласованность закону. Компетенция полиции по реализации европейских стандартов прав человека получает проявление в разных сферах ее деятельности, в частности во время охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, проведения дознания, исполнения судебных приговоров и постановлений и т.п.

ВЫВОД:Обеспечение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей обязанно­стью государственных органов. Это сложная деятельность по созданию организацион­ных, экономических, правовых и иных условий, направленная на реализацию возмож­ности личности обладать и пользоваться определенными жизненными благами, и особую роль в механизме осуществления прав и свобод играют органы внутренних дел.

ВЫВОД ПО ТЕМЕ:Во всех видах деятельности ОВД перед сотрудником постоянно стоит высокая мо­ральная цель — не уронить свою честь и достоинство как человека, сотрудника поли­ции, офицера, профессионала. Отсюда и уважение к любой личности, способность ста­вить себя на место других, эмоционально сопереживать его состояние, руководствуясь известным «золотым правилом этики»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Наши рекомендации