Аксиология – наука, изучающая понятие и виды ценности. Ценность – способность явлений воздействовать на субъекты таким образом, что они воспринимаются как блага, побуждающие стремится к ним.

Ценность – предмет в его связи с человеком. Ценности всегда воплощаются в человеческом поведении (поведение субъекта представляет собой демонстрацию признаваемых им ценностей). Ценности интеллектуально осознаются(разум), эмоционально переживаются(чувство), воплощаются в поведении(воля)

Виды ценностей:

1. С точки зрения значимости для человека

a. Положительные

b. Отрицательные (антиценности)

Ценностью признается все то, что значимо для человека, но это значение может быть и отрицательным. Данное деление не является общепризнанным.

2. –

a. Материальные

b. Духовные

3. В зависимости от субъекта восприятия ценности

a. Личные (для одного человека)

b. Сверхличные — общесоциальные (базовые)

Зависит от того, кто является субъектом восприятия ценности.

4. –

a. Абсолютные (возможность их выделения существует только при признании существования абсолютной ценности, относительно которой все другие будут иметь подчиненный характер). Абсолютная ценность может быть только одна.

b. Относительные (зависят от абсолютной)

Монистические системы ценностей – те, которые признают существование абсолютной ценности (характерна иерархия ценностей).

Плюралистические (релятивистские) системы ценностей – отрицают возможность существования абсолютной ценности и признают множественность равнодостойных ценностей.

Пример монистической системы – любая монистическая религия. Христианство, ислам. Пример плюралистической системы – либерализм.

Понятие и виды правовых ценностей

Два вида правовых ценностей:

1.Ценности права (базовые, сущностные, эйдетические) – ценности, присущие праву как специфическому явлению (присущи любому историческому типу права).

a. Ценность структурных элементов права: права, обязанности и нормы права (правомочия). Субъективное право – правовая свобода субъекта, направленная на достижение цели путем властного определения поведения обязанного лица.Ценность правовой обязанности в том, что она направлена на реализацию субъективного права (удовлетворение интересов управомоченного лица). Ценность правовой нормы определяется ценностью субъекта, она воспринимается как основа субъективных прав и корреспондирующих им правовых обязанностей.

b. Ценность права как целостной системы

b.i.правовой порядок (право всегда предполагается как целенаправленное и определяемое нормами взаимодействие между людьми, следовательно, право не есть беспорядок)

b.ii.свобода (правопорядок важен как условие возможности и результат координированных действий субъекта) – возможность самостоятельно выбирать тот или иной вариант поведения, право – упорядоченная свобода

b.iii.равенство (субъекты равны постольку, поскольку они участники определенного правопорядка и являются носителями взаимных прав и обязанностей. Равенство есть там, где разные субъекты, но в равной мере подпадает под действие одних и тех же правовых норм; невозможность отмерить каждому члену общества индивидуальную меру свободы, обусловленную необходимостью существования общих правовых норм, которые адресуются неопределенному кругу субъектов. Право уравнивает людей.

b.iv.Справедливость – соответствие должному. Должное – социально признанное. Правовой порядок, основанный на социально признанных, а, следовательно, общеобязательных нормах, есть справедливый порядок.Обращение с одинаковым правом к разным людям справедливость.

2.Ценности в праве (инструментальные, социокультурные). Право – инструмент реализации определенных социокультурных ценностей. Социокультурные ценности – ценности, которые зависят от социокультурного развития конкретного общества, они не универсальны.

Право и мораль

Мораль лишена элемента притязательности, не имеет возможности принудительно требовать.

Варианты:

1) разграничение морали и права

· юридический позитивизм — право не имеет собственного содержания, оно есть принуждение

· либертарная теория права (Право имеет собственное содержание, несводимое ни к принуждению, ни к минимуму морали. Это принцип формального равенства, правовая свобода. Только на этой основе, независимой от относительности морали можно создать правопорядок справедливый для всех) Четвернин — правовая свобода за гранью добра и зла, не подлежит моральным оценкам) Право не нуждается в моральной основе и не допускает моральных ограничений

· Чичерин, Алексеев

· Лаптева — нельзя ограничить права человека соображениями морали и нравственности

2) е\пп — право как часть морали — минимум морали — В. С. Соловьев(право и мораль имеют неразрывную связь, право есть принудительное требование внешнего осуществления минимума добра — принуждение к минимуму морали

РЕЗУЛЬТАТ ПРИНУЖДЕНИЕ — НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВУ

3) превосходство права над моралью Л. Петражицкий

Правосознание

Понятие и структура

Право не существует вне правосознания, но из этого не следует что оно равно правосознанию. Право конструирует право, правовую реальность.

По классической науке: сознание – субъективный образ объективного мира. Правосознание – субъективный образ правовой действительности. Вне классической науки: главное свойство сознания – деятельный характер. Сознание не отражает социальной действительности, а само ее формирует.

Сознание:

1.Рациональный элемент — понимание смысла правовых явлений

2.Эмоциональный элемент (ценностный) — оценка человеком правовых явлений

3.Волевой элемент—формирование варианта поведения, выбор варианта поведения

Наши рекомендации