Особенности социально-гуманитарного знания.
Социально-гуманитарные науки – науки о духе, о культуре.
Неокантианство, конец XIX-начало XX века – последователи Канта.
Различия между естественными и социально-гуманитарными знаниями – различия в объекте научного познания. Виндельбанд и Риккерт провели разлияи по методу.
Естественнонаучное знание
· Номотетический метод (номос – закон, тетический – устанавливать), т.е. законоустанавливающий метод
· Цель – установление закономерностей (в них - причинно-следственные связи).
· Классическая наука в качестве образца использует знания ествественнонаучные. Научно только то знание, которое использует номотетический метод. Это привело к проникновению естественнонаучных методов в социально-гуманитарные науки. Сформировался этатизм и юснатурализм под влиянием методов естественных наук.
Социально-гуманитарное знание
· Идиографический метод, то есть описывающий индивидуальные особенности.
Классическая социально-гуманитарная наука не могла объяснить, как право связано с человеком, не могла обосновать своего социально-гуманитарного характера. Три критерия:
1. Объект познания.
2. Отношение субъекта к объекту.
3. Методология.
В природе действуют законы общего, которые человек может познать, но не может изменить. Природа – объективная реальность. | Общество создается самими субъектами в процессе их взаимодействия; социальные отношения всегда опосредуются человеческим сознанием; вне человеческого сознания социальные отношения не существуют. Право является результатом человеческой деятельности, воспринимается субъектами как обладающее свойствами независимости, объективности. Общество – субъективно-объективная реальность. |
Субъект сохраняет дистанцию по отношению к объекту . | Дистанции нет и быть не может! Исследователь вовлечен в те отношения, которые он изучает. Социально-гуманитарные знания часто подвергаются влиянию идеологии (к примеру, Карл Маркс). |
Характерно обобщающее объяснение повторяющихся фактов в их причинно-следственной обусловленности. | Все социальные явления обладают смыслом, а, следовательно, идет понимание смысла социального мира |
Предмет ТГП
Объект науки не равен предмету науки.
Объект науки – то, на что направлено научное познание. В частности, объект ТГП – право (государственно-правовое явление).
Предмет науки – теоретические знания, полученные в результате исследования объекта.
Субъект мысленный образ объект
Предмет
Предмет ТГП – теоретические знания о сущностных свойствах права, а также его связи с человеком, обществом и государством.
Право – объект изучения многих наук. Предметы разные, а объект один.
Теорию права интересуют отличительные признаки права, отличающие право от других явлений.
Различие предмет и объекта общей теории права было обосновано доцентом Козловым В.А. в 1989 году. Профессор Честнов И.Л., профессор Тарасов Н.Н., профессор Поляков.
Вторая позиция определения предмета науки – нет оснований для различения предмета и объекта, это все право.Следствие из этатистского подхода к праву: чтобы познать, достаточно открыть кодекс. Под объектом понимаются закономерности возникновения, развития и функционирование права.Профессор Явич – приверженец к идеалам классической науки.
Предмет ТГП в постнеклассическом типе научной рациональности – исторически развивающаяся система знаний о праве, формировавшаяся под влиянием определенных условий.
От чего зависит предмет науки?
1. От научной парадигмы, которая господствует сегодня в научном обществе.
2. От культуры общества, в котором существуют ученые.
3. От методов познания.
4. От господствующей идеологии (не должно так быть!).
5. От уровня уже накопленных знаний.
6. От отношения общества к научной дисциплине.
7. От тенденции развития общества и науки.
8. От личности ученого.
9. От типа правопонимания.
Предмет теории права формируется самими членами научного сообщества в конкретных культурных условиях.
Научный метод
Научный метод – способ познания, основанный на философской либо научной концепции, состоящей из последовательности интеллектуальных действий, применение которых ведет к получению нового знания об объекте.
У юриспруденции нет собственных методов, она заимствует их как из социально-гуманитарных наук, так и из наук естественных. Научные методы необходимо отличать от формально-логических приемов мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Научные методы нужно отличать от технических приемов (соцопрос, интервьюирование) – способы сбора опытного материала.