Приобретение гражданства Российской Федерации. 13
Группы №1632
Лапин Олег Викторович
Содержание
1. Введение. 3
2. Понятие гражданства. 5
Основные понятия. Понятие «гражданство» и его соотношение с понятием «подданство». 9
2.2 Принципы гражданства Российской Федерации. 11
Приобретение гражданства Российской Федерации. 13
Гражданство детей. 15
Прекращение гражданства. 16
2.6 Двойное гражданство. 17
2.7 Гражданство и брак. 18
2.8 Правовое положение иностранцев. 19
2.9 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. 21
2. 10 Право на политическое убежище. 23
3 . Государственные органы по делам гражданства. 25
4. Заключение. 26
5. Список используемой литературы. 27
Введение
Тема моей контрольной работы «Гражданство в РФ». Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего СССР, принятый закон «О Гражданстве Российской Федерации» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Я сам родился в Российской Федерации, но при получении паспорта по достижении четырнадцатилетнего возраста мне пришлось подтверждать свое гражданство в Подразделении Федеральной миграционной службы.
Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что в наше время происходит образование новых государств, объединение государств в союзы, присоединения части государства через референдум- волеизъявление народа другого государства. Как в ситуации с вхождением в состав Российской Федерации полуострова Крым и Севастополя. Понятие основ и правового статуса института гражданства особенно важно в условиях меняющейся политической карты мира.
Цель работы: раскрыть сущность института гражданства.
Задачи:
1. Изучение института гражданства в России через изучение понятий гражданства: принципы, порядок прекращения и приобретения гражданства, правовой статус.
2. Изучить состав государственных органов по делам гражданства.
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился. Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека.
Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом «О гражданстве Российской Федерации».
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах. Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.
Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.
Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах. Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.
Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью. В ходе написания данной работы мною предполагалось использование целого ряда литературы, касающейся института гражданства Российской Федерации.
В ходе работы я в большей степени опирался на Конституцию Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Интернет-ресурсы. Изучение понятия гражданства начинал с Википедии (Интернет портал сводной энциклопедии), а так же толкового словаря русского языка С.И. Ожегова.
Понятие гражданства
В толковом словаре русского языка термин «гражданство» означает принадлежность к числу граждан государства, правовое положение гражданина; «гражданин» - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные, делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало: 1. природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство
(делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей, 2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.
Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица ,которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.
В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.
Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.
В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
В главе "Права и свободы человека и гражданина" содержатся еще две важные гарантии гражданства (ст. 61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Следовательно, теперь не может быть речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это не раз бывало в прошлом. Более того, никакие органы не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом я желающего вернуться на Родину.
Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Российская Федерация, как это предусматривается в Международных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторону. Что же касается выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству, то это возможно также при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.
Зарубежные посольства и консульства Российской Федерации обязаны оказывать помощь своим гражданам в случаях задержания, ареста и других затруднений, что, однако, не означает обязанности оплачивать их долги и т. п. Федеральным законом, регулирующим вопросы гражданства в Российской Федерации, является Закон о гражданстве от 28 ноября 1991 г. (с дополнениями и изменениями). Некоторые положения этого Закона вошли в текст Конституции 1993 г., другие требуют корректировки в связи с принятием Конституции. Например, Закон устанавливает одновременное гражданство Российской Федерации и республик в составе Федерации, но установленное Конституцией равноправие субъектов Федерации (ст. 5) заставляет признать гражданство и других, помимо республик, субъектов Федерации, тем более что за ними признано право иметь свой устав и законодательство. Это, однако, не ведет к раздроблению Гражданства Российской Федерации, оно согласно ч. 1 ст. 5 Конституции является единым. Об этом снова напоминается в ст. 71 Конституции, который относит гражданство в Российской Федерации к ведению Российской Федерации. Субъект Федерации вправе требовать от гражданина России только одного дополнительного условия для приобретения гражданства данного субъекта Федерации: постоянного или преимущественного в нем проживания.
Российская Федерация способствует сокращению лиц без гражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении без гражданства 1961 г., принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.
Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.
Изучив нормативно-правовые акты и литературные источники по правоведению можно сделать вывод что, гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Основные понятия. Понятие «гражданство» и его соотношение с понятием «подданство»
Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
Иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства;
Двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;
Ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
Проживание - проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;
Территория Российской Федерации - территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
Упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
Изменение гражданства - приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;
Вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.
Гражданство детей
В Законе о гражданстве Российской Федерации специальная глава посвящена регулированию гражданства детей. Гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. В возрасте от 14 до 18 лет гражданство детей изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, и на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласия родителей. Если оба родителя или единственный родитель приобретают или прекращают гражданство РФ, то соответственно изменяется гражданство детей.
Если оба родителя (или один из них) проживающего на территории Российской Федерации ребенка, над которым установлена опека или попечительство гражданина РФ, выходят из гражданства Российской Федерации и при этом не участвуют в воспитании ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство Российской Федерации. Если один родитель прекращает гражданство РФ, а другой остается гражданином РФ, ребенок сохраняет гражданство РФ. С письменного согласия родителя, остающегося гражданином РФ, у ребенка прекращается гражданство РФ, если ему будет предоставлено иное гражданство. На аналогичных подходах основываются и нормы Закона о гражданстве детей при усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечивается сохранение или приобретение усыновленными детьми гражданства Российской Федерации. Не имеющий гражданства РФ ребенок, усыновляемый гражданином РФ, становится гражданином Российской Федерации.
Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.
Прекращение гражданства
Прекращение гражданства предполагает добровольное желание человека изменить свое гражданство. Закон РФ о гражданстве устанавливает несколько оснований прекращения гражданства.
Главное из них - это выход из гражданства. Выход из гражданства - это его утрата лицом по собственному волеизъявлению. Он имеет место: по ходатайству граждан; в порядке регистрации, в случае если один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство. В первом случае решение о выходе принимается Президентом РФ, во втором - прекращение гражданства регистрируется соответствующими органами внутренних дел.
Закон устанавливает основания для возможного отказа в выходе: если гражданин проживает или намерен поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации; если он имеет неисполненные обязанности перед государством.
Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае возбуждения уголовного дела или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению. Не допускается выход из гражданства в случае, если гражданину РФ известны сведения, составляющие государственную тайну (в течение пяти лет с момента доступа к этим сведениям). Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства РФ должен быть мотивирован полномочными органами.
Другим основанием прекращения гражданства Российской Федерации является также отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Причиной для этого является приобретение гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фиктивных документов. При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, то есть на супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с такими лицами, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме гражданства России – 5 лет.
Двойное гражданство.
Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.
Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т. д. Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей.
Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Но если международного договора с соответствующим государством у Российской Федерации нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.
Конституция ясно указывает, что приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет.
Гражданство и брак.
Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей известные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. в целях защиты интересов женщин предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства мужем во время существования брачного союза, не должны автоматически отражаться на гражданстве жены.
Для современной России данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран они становятся все более распространенными. В связи с этим Закон о гражданстве (ст. 6) закрепил три важные нормы: заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства; изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга; расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей; На защиту интересов детей направлены положения Закона на случай изменения родителями своего гражданства. Установлено общее правило: гражданство детей в возрасте до14 лет следует гражданству родителей, а в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии согласия детей. При изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, гражданство детей не изменяется.
Заключение
Изучив материалы по теме «Гражданство в Российской Федерации» я пришел к выводу, что проблема гражданства исключительно важна как для науки международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности.
Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь, содержится источник существования и развития гражданства.
Институт гражданства связан не только с реализацией государственного суверенитета, а и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан данного государства.
В соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека « право на гражданство является неотъемлемым правом человека ». Гражданство, как субъективное право человека, признается многими конституциями народов мира.
В заключение необходимо подчеркнуть, что гражданство является одним из основных правовых институтов.
Для меня как для будущего врача изучение данной темы важно, так как юридические аспекты гражданства тесно перекликаются и с другими законами в РФ в частности об оказании бесплатной медицинской помощи, о социальном страховании. В законодательстве о гражданстве отражено много этических аспектов, что является основополагающим в профессиональной практике врача.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации. – Москва: Омега-Л, 2007. – 40 с.
2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002N 62-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ).
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2007
4. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994 г. 4. Новая Российская энциклопедия: В 12 т. / Редкол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильян, В.М. Карев и др. – М.: ООО «Издательство «Энциклопедия»: ИД «ИНФРА-М», 2006. – 960 с.
5. Бархатова Е. Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ / 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — 480 с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.
7. Правоведение: Учебник для неюридических вузов и факультетов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 272 с.
8. Статья из Интернета: Гражданство России. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс], https://ru.wikipedia.org/wiki
Группы №1632
Лапин Олег Викторович
Содержание
1. Введение. 3
2. Понятие гражданства. 5
Основные понятия. Понятие «гражданство» и его соотношение с понятием «подданство». 9
2.2 Принципы гражданства Российской Федерации. 11
Приобретение гражданства Российской Федерации. 13
Гражданство детей. 15
Прекращение гражданства. 16
2.6 Двойное гражданство. 17
2.7 Гражданство и брак. 18
2.8 Правовое положение иностранцев. 19
2.9 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. 21
2. 10 Право на политическое убежище. 23
3 . Государственные органы по делам гражданства. 25
4. Заключение. 26
5. Список используемой литературы. 27
Введение
Тема моей контрольной работы «Гражданство в РФ». Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего СССР, принятый закон «О Гражданстве Российской Федерации» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Я сам родился в Российской Федерации, но при получении паспорта по достижении четырнадцатилетнего возраста мне пришлось подтверждать свое гражданство в Подразделении Федеральной миграционной службы.
Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что в наше время происходит образование новых государств, объединение государств в союзы, присоединения части государства через референдум- волеизъявление народа другого государства. Как в ситуации с вхождением в состав Российской Федерации полуострова Крым и Севастополя. Понятие основ и правового статуса института гражданства особенно важно в условиях меняющейся политической карты мира.
Цель работы: раскрыть сущность института гражданства.
Задачи:
1. Изучение института гражданства в России через изучение понятий гражданства: принципы, порядок прекращения и приобретения гражданства, правовой статус.
2. Изучить состав государственных органов по делам гражданства.
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился. Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека.
Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом «О гражданстве Российской Федерации».
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах. Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.
Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.
Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах. Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.
Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью. В ходе написания данной работы мною предполагалось использование целого ряда литературы, касающейся института гражданства Российской Федерации.
В ходе работы я в большей степени опирался на Конституцию Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Интернет-ресурсы. Изучение понятия гражданства начинал с Википедии (Интернет портал сводной энциклопедии), а так же толкового словаря русского языка С.И. Ожегова.
Понятие гражданства
В толковом словаре русского языка термин «гражданство» означает принадлежность к числу граждан государства, правовое положение гражданина; «гражданин» - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные, делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало: 1. природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство
(делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей, 2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.
Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица ,которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.
В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.
Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.
В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может бы