Состав и порядок формирования Правительства

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство (ст. 110 Конституции РФ).

В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители и федеральные министры.

Председатель Правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства освобождается от должности президентом по заявлению об отставке либо в случае невозможности исполнения своих полномочий.

Президент уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя влечет за собой отставку Правительства.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей.

В случае освобождения от должности Председателя президент вправе до назначения нового Председателя поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет президенту предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Заместители Председателя и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом по предложению Председателя Правительства.

Правительство действует в пределах срока полномочий президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Решение о сложении своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность президента. По поручению президента Правительство осуществляет свои полномочия до формирования нового Правительства.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству президент может объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Члены Правительства не вправе занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях, заниматься предпринимательской деятельностью, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Полномочия Правительства

Правительство в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует право законодательной инициативы.

Правительство вправе делегировать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти Российской Федерации и субъектов.

В сфере экономики Правительство:

1) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране;

2) прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

3) вырабатывает государственную инвестиционную политику и осуществляет управление государственной собственностью;

4) осуществляет общее руководство таможенным делом;

5) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров.

В сфере бюджета и финансов:

1) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет об его исполнении;

3) разрабатывает и реализует налоговую политику;

4) принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

5) управляет государственным внутренним и внешним долгом;

6) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.

В социальной сфере:

1) обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

2) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

3) разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

4) обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

5) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в стране;

6) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

7) разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования:

1) разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

2) обеспечивает проведение единой политики в области образования;

3) развивает сферу бесплатного образования;

4) обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение объектов культурного наследия общегосударственного значения и культурного наследия народов России.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды:

1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2) принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду;

3) организуют деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы страны;

4) координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

1) участвует в разработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности личности, общества и государства;

2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

3) разрабатывает и реализует меры по развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

4) осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обороны и государственной безопасности:

1) осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности страны;

2) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил;

3) обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих.

В сфере внешней политики и международных отношений:

1) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики;

2) обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

3) в пределах своих полномочий заключает международные договоры, обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам;

4) отстаивает геополитические интересы России, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

5) осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство вправе направлять в палаты парламента свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним, которые подлежат обязательному оглашению в палатах.

Правительство дает заключение по законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Члены Правительства вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушанными.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства.

В случае постановки депутатами и членами Федерального Собрания вопросов, касающихся деятельности Правительства, члены правительства вправе получать необходимые разъяснения о причинах постановки таких вопросов.

Правительство руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Наши рекомендации