Источники избирательного права

Источниками конституционного права как отрасли права являются внешние формы (способы) выражения правовых норм. Следовательно, источниками избирательного права являются внешние формы (способы) выражения правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов.

К числу источников избирательного права относятся:

1) Конституция Российской Федерации;

2) международные договоры;

3) федеральные законы;

4) постановления Конституционного Суда Российской Федерации;

5) конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации;

6) уставы муниципальных образований.

Избирательное право имеет собственную систему нормативных источников, среди которых Конституция РФ занимает главенствующее положение. Однако Россия оказалась в числе тех стран, в конституциях которых нет специальных разделов об избирательном праве или об избирательной системе. Конституция РФ ограничивается лишь указанием на осуществление гражданами активного и пассивного избирательного права (ст. 32) и принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании применительно к выборам Президента РФ (ст. 81).

Международные договоры, например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

В части 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека закреплено, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность:

a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей…».

Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств закрепляет ряд важнейших принципов избирательного права.

Источниками избирательного права являются следующие федеральные законы:

1) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанный федеральный закон является базовым по отношению к другим избирательным законам как Российской Федерации, так и субъектов;

2) Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

4) Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»;

5) Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В соответствии с ч. 2 ст. 1 данного закона, он применяется для защиты избирательных прав в ходе муниципальных выборов, если эти вопросы не урегулированы законами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами местного самоуправления;

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации регламентирует судебный порядок защиты избирательных прав граждан.

Важное значение в иерархии источников конституционного права имеют решения Конституционного Суда РФ. Посредством решений Конституционного Суда осуществлялось:

1) корректирование избирательного законодательства вследствие признания не соответствующими Конституции РФ норм федеральных и региональных законов, а также вынесения предписаний Конституционным Судом РФ о внесении изменений в законодательство[2];

2) подтверждение конституционности норм избирательных законов[3];

3) развитие правового содержания конституционных принципов избирательного права и толкование понятий, встречающихся в избирательном законодательстве[4].

Также источниками избирательного права служат конституции, уставы, избирательные законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. Так, Устав Свердловской области закрепляет возрастные требования к кандидатам в депутаты Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, а также виды избирательной системы для данных выборов.

На территории Свердловской области действует закон Свердловской области от 29 апреля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Свердловской области», который детально регламентирует порядок организации и проведения областных и муниципальных выборов.

Примером устава муниципального образования в качестве источника избирательного права может служить Устав муниципального образования «Город Екатеринбург», в котором закреплено, какие органы и должностные лица местного самоуправления избираются в муниципальном образовании, на какой срок и по какой избирательной системе.

Понятие и виды выборов

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

В науке встречаются и иные определения выборов, вот некоторые из них. По мнению профессора А. Н. Кокотова, «выборы – это публичное мероприятие, в ходе которого граждане осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно путем голосования формировать органы государственной власти, местного самоуправления, иные свои права».

По мнению И. В. Выдрина, «в литературе выборы признаются:

формой непосредственной демократии;

способом формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

порядком замещения выборных государственных и муниципальных должностей;

непосредственным выражением принадлежащей народу власти».

Виды выборов

1. В зависимости от уровня:

а) федеральные (избирается Президент РФ и депутаты Государственной Думы);

б) региональные (избираются депутаты законодательных органов власти субъектов РФ);

в) муниципальные (избираются главы муниципальных образований и депутаты представительных органов местного самоуправления).

2. В зависимости от порядка избрания:

а) прямые – когда граждане голосуют за кандидата (списки кандидатов) непосредственно;

б) косвенные – когда граждане голосуют за выборщиков, а те избирают государственный орган (например, выборы Президента США).

3. В зависимости от истечения срока полномочий:

а) очередные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий избираемого органа;

б) досрочные (внеочередные) выборы назначаются в связи с досрочным прекращением полномочий;

в) дополнительные выборы назначаются при досрочном прекращении полномочий депутата законодательного органа власти субъекта РФ или депутата представительного органа местного самоуправления. Выбытие депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, не влечет прекращения полномочий всего органа власти, что отличает данный вид от досрочных выборов;

г) повторные выборы проводятся по причине признания очередных, досрочных или дополнительных выборов несостоявшимися или недействительными.

Наши рекомендации