Общественные объединения: понятие, формы
Порядок организации и деятельности общественных объединений регламентируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей.
Учредителями общественного объединения являются физические и юридические лица (другие общественные объединения), созвавшие съезд или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.
Организационно-правовые формы общественных объединений:
1) общественная организация;
2) общественное движение;
3) общественный фонд;
4) общественное учреждение;
5) орган общественной самодеятельности;
6) политическая партия.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть физические лица и общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации).
В Российской Федерации создаются и действуют в зависимости от территории следующие виды общественных объединений:
1) местные общественные объединения;
2) региональные общественные объединения;
3) межрегиональные общественные объединения;
4) общероссийские общественные объединения.
Местное общественное объединение – это объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории муниципального образования.
Региональное общественное объединение – это объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Межрегиональное общественное объединение – это объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои организации, отделения, филиалы и представительства.
Общероссийское общественное объединение – это объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои организации, отделения, филиалы или представительства.
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц.
Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, иностранцы, лица без гражданства, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения.
Устав общественного объединения должен предусматривать:
1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
2) структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения;
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
7) порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.
Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации решения о соответствующей государственной регистрации.
2. Политические партии:
понятие, принципы, особенности функционирования
Порядок организации и деятельности политической партии регламентируется Федеральным законом от 11 июля 2001 г.
№ 95-ФЗ «О политических партиях».
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
1) иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
2) в ней должно состоять:
до 1 января 2010 г. – не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов;
с 1 января 2010 г. до 1 января 2012 г. – не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов;
с 1 января 2012 г. – не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов;
3) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
В ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в декабре 2011 г. шла речь о существенной либерализации законодательства о партиях в части требований к их созданию.
Основными целями политической партии являются:
1) формирование общественного мнения;
2) политическое образование и воспитание граждан;
3) выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
4) выдвижение кандидатов на выборах Президента, Государственной Думы, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц местного самоуправления и представительные органы муниципального образования, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Основные принципы деятельности политических партий
1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.
2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.
Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде данной организации или движения.
Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.
Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда гражданами, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее десяти человек.
Учредительный съезд политической партии считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов Российской Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами. Решения учредительного съезда политической партии принимаются большинством голосов делегатов учредительного съезда политической партии
Общероссийская общественная организация или общероссийское общественное движение может быть преобразовано в политическую партию. Создание организационного комитета в данном случае не требуется.
Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации с учетом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия осуществляет свою деятельность в полном объеме с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации является документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда
Государственная регистрация региональных отделений осуществляется более чем в половине субъектов после государственной регистрации политической партии не позднее чем через шесть месяцев.
Политической партии может быть отказано в государственной регистрации, если:
1) положения устава политической партии противоречат Конституции и законам;
2) наименование или символика политической партии не соответствуют требованиям закона;
3) не представлены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии;
4) содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона;
5) нарушены сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.
Устав политической партии должен содержать:
1) цели и задачи политической партии;
2) наименование политической партии и описание символов;
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;
4) порядок учета членов политической партии;
5) порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
6) порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов;
7) порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;
8) права политической партии в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность и порядок отчетности политической партии;
9) порядок выдвижения от политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты;
10) основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией кандидатов.
Политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.
Руководящие органы политической партии и ее региональных отделений.
1. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.
2. Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии.
3. Избрание руководящих органов политической партии и региональных отделений должно осуществляться не реже одного раза в четыре года.
Принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение политической партией кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии и ее региональных отделений осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии. Решения по указанным вопросам принимаются в соответствии с уставом политической партии большинством голосов делегатов, присутствующих на съезде политической партии.
Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности. Политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации.
Деятельность политической партии может быть приостановлена судом на срок не более шести месяцев. В случае неустранения политической партией нарушений, послуживших основанием для приостановления ее деятельности, уполномоченный орган вносит в суд заявление о ликвидации политической партии.
3. Религиозные объединения:
понятие, особенности деятельности
Порядок организации и деятельности религиозных объединений регламентируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.
Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.
Религиозная организация действует на основании устава.
В уставе религиозной организации указываются:
1) наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и, в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации, ее наименование;
2) цели, задачи и основные формы деятельности;
3) порядок создания и прекращения деятельности;
4) структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
5) источники образования денежных средств и иного имущества организации;
6) порядок внесения изменений и дополнений в устав;
7) порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности.
Заявление о государственной регистрации религиозной организации, рассматривается в месячный срок со дня представления всех документов.
Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.
Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия.
Тема 8
Избирательное право
и избирательный процесс
в Российской Федерации
1. Источники избирательного права.
2. Понятие и виды выборов.
3. Понятие и принципы избирательного права.
4. Понятие и виды избирательных систем.
5. Стадии избирательного процесса.
6. Порядок проведения выборов Президента РФ.