Процедура отрешения Президента РФ от должности
Согласно Конституции Президент РФ прекращает исполнение > полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии осуществлять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ до новых выборов Президента РФ.
Процедура отрешения Президента от должности весьма усложнена и формализована.
Во-первых, Президент РФ может быть отрешен от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления. В этом случае «нижняя» палата — Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение об этом может исходить только от группы депутатов, составляющей не менее одной трети от общего числа членов Государственной Думы (150 депутатов). Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты (300 депутатов).
Во-вторых, рассматривает дело и, по существу, принимает решение об отрешении Президента от должности «верхняя» палата — Совет Федерации. Для признания Президента виновным и, как следствие, отстранения его от должности необходимо две трети голосов от общего состава палаты (119 членов Совета Федерации).
В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности не будет принято в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, то обвинение считается отклоненным. Заметим, что при совершении главой государства деяний, не являющихся тяжкими преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ, указанная процедура вообще не применяется.
После отрешения от должности Президент РФ, в случае совершения преступления, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин.
Порядок формирования палат Федерального Собрания РФ
Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Поскольку в составе России 89 субъектов, всего членов Совета Федерации должно быть 178.
В 1996—2001 гг. членами Совета Федерации являлись по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти российских субъектов. По объективным причинам они не могли работать на постоянной основе.
По Федеральному закону 2000 г. предусматривается избрание члена Совета Федерации от законодательной (представительной) власти субъекта на заседании соответствующего представительного органа государственной власти большинством голосов депутатов. Глава исполнительной власти субъекта Федерации назначает представителя в Совет Федерации своим решением, если данная кандидатура не будет отвергнута 2/з Депутатов представительного органа.
Ныне все члены верхней палаты (включая председателя) работают на профессиональной основе. Срок их пребывания в данной должности соответствует сроку полномочий тех органов, которые их избрали или назначили. Полномочия всего Совета Федерации не ограничены сроком, никто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется. Избрание в субъектах РФ представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется в разное время, срок их полномочий колеблется в соот с законами субъектов Федерации, поэтому в течение года в Совете Федерации происходит ротация (замена выбывших членов вновь избранными).
В соот с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» 1999 г. в Государственной Думе 450 депутатов, из них 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам. Это означает, что в каждом таком округе избирается один депутат. Результаты голосования по одномандатным округам определяются по относительной мажоритарной системе, в соот с которой избранным считается депутат, получивший в округе больше голосов, чем любой другой, отдельно взятый, кандидат.
Другая половина — также 225 депутатов — избираются по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства. При такой системе избиратель голосует за список кандидатов, представленный тем или иным избирательным объединением. В списках указываются фамилии конкретных кандидатов, а депутатские мандаты распределяются пропорционально числу полученных избирательными объединениями голосов. В кампаниях по выборам в Государственную Думу в 1993 г. участвовало 14 избирательных объединений; в 1995 г. — 43, в 1999 г. - 26 объединений.
Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Различный характер состава и компетенции палат Федерального Собрания обусловливает их неодинаковую структуру.
Совет Федерации выбирает Председателя и его заместителей, которые не могут быть представителями одного субъекта Федерации. Срок их полномочий не установлен, тем не менее по решению «верхней» палаты возможно переизбрание. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты, ведает внутренним распорядком, направляет в комитеты законопроекты, представляет палату во взаимоотношениях с другими органами государственной власти РФ и зарубежных государств. Все члены Совета Федерации обязаны войти в один из комитетов своей палаты, численный состав которого должен быть не менее 10 человек. Назначение комитетов заключается в экспертной оценке законопроектов, внесении в них различных поправок. Среди комитетов Совета Федерации есть комитеты по социальной политике, по делам СНГ, по ?ам безопасности и обороны и др. Совет Федерации также создает различные постоянные (по регламенту и парламентским процедурам, мандатные) и временные (в связи с каким-либо значимым событием) комиссии.
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля. Они правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.
Совет Федерации, условно называемый «верхней» палатой российского парламента, наделяется специальной конституционной компетенцией, которая способствует привлечению его к решению наиболее важных ?ов жизни государства и общества. К полномочиям Совета Федерации относится назначение на должность всех высших должностных лиц государства, которые представляют судебную власть: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ. Совет Федерации, как и Государственная Дума, назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов.
Следующие полномочия Совета Федерации относятся к неординарным ситуациям: решение ?а о возможности использовать Вооруженные Силы РФ за пределами территории РФ, утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения.
Как орган представительства всех российских субъектов Совет Федерации утверждает изменения границ между ними, при этом необходимо учитывать интересы не только тех регионов, чьи границы изменяются, но и всей России в целом.
Законотворческая деятельность Совета Федерации составляет немалую часть его работы. Все законы, принятые Государственной Думой, обязательно направляются в Совет Федерации на рассмотрение в течение пяти дней.
В соот со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по ?ам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
д) ратификации и денонсации международных договоров РФ;
е) войны и мира.
В отношении остальных законов Совет Федерации решает сам, необходимо ли их рассматривать. Если закон не выносится на рассмотрение палаты, то по истечении 14 дней он считается одобренным Советом Федерации.
Члены Совета Федерации и весь Совет Федерации являются субъектами права законодательной инициативы и могут вносить законопроекты или поправки к законам в Государственную Думу.
Если Совет Федерации в установленный срок отклонит закон, принятый Государственной Думой, то для преодоления возникших разногласий из депутатов Совета Федерации и Государственной Думы создается согласительная комиссия для выработки согласованных предложений, которые затем выносятся на обсуждение Государственной Думы. Если они не принимаются, то Государственная Дума может принять спорный закон двумя третями голосов и направить его на подпись Президенту РФ.
Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Рассмотрение данного ?а предполагает предварительное обращение к общей характеристике парламента России — Федерального Собрания (см. ? № 84).
Государственная Дума условно называется «нижней палатой», но это не означает, что ее роль второстепенна. Основное направление деятельности Государственной Думы — принятие федеральных и федеральных конституционных законов, законов о поправке к Конституции. Для осуществления своих полномочий она образует из числа своих депутатов комитеты (по экономической политике, по аграрным ?ам, по законодательству и др.) и комиссии (мандатная, для под-182 счета результатов тайного голосования, для проверки определенных данных о реальных событиях и поведении должностных лиц и др.), в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных инициатив и законопроектов. В состав комитета должно входить до 35 депутатов. Поскольку основная законодательная деятельность приходится на Думу, в ней больше комитетов, чем в Совете Федерации. Председатели и заместители председателей комитетов избираются палатой, а их персональный состав утверждается палатой с учетом пожеланий депутатов. В соот с Регламентом Государственной Думы было образовано 27 комитетов.
Кроме того, внутри Думы действуют депутатские объединения: фракции и группы, внутренняя деятельность которых организуется самостоятельно. Фракциями являются депутатские объединения, сформированные на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам. Не вошедшие во фракции депутаты могут образовать депутатские группы, причем их численность должна быть не менее 35 депутатов. В Государственной Думе 3-го созыва образовано 9 депутатских объединений: шесть фракций (КПРФ — 95 членов, «Единство» — 81, «Отечество — вся Россия» — 43, «Союз правых сил» — 33,« Яблоко» — 21, ЛДПР — 17) и три депутатские группы («Народный депутат» — 58 членов, «Регионы России» — 40, Агропромышленная — 36).Создаются и межпарламентские депутатские объединения («ЗУБР», «Энергия России» и др.).
Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении. Совместная деятельность депутатов в группах и фракциях необходима для выработки единой позиции по ?ам, рассматриваемым Государственной Думой.
На весь срок своих полномочий Дума избирает из своего состава Председателя палаты и его заместителей, которые не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы. Председателем Государственной Думы 18 января 2000г. избран Г.Н. Селезнев. Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты, ведает ее внутренним распорядком, представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством, а также с парламентами зарубежных государств.
Для предварительной подготовки организационных решений по ?ам деятельности палаты в Государственной Думе создается Совет Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций и депутатских групп (заместители Председателя участвуют в работе с правом совещательного голоса).
Регламентные нормативы проведения сессий:
весенней — с 12 января по 20 июля;
осенней — с 1 октября по 25 декабря.
Однако Дума может продлить свою работу или же приступить к сессионной работе раньше.
Сессия Думы состоит в проведении пленарных заседаний палаты, заседаний Совета Государственной Думы, заседаний ее комитетов и комиссий, парламентских слушаний, работы депутатов во фракциях, в депутатских группах, комитетах и комиссиях.
Парламентские слушания проводятся, как правило, открыто. На них обсуждаются: законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; федеральный бюджет и другие важнейшие ?ы внутренней и внешней политики.
Кроме основной законодательной деятельности Государственная Дума вправе решать и другие ?ы, отнесенные Конституцией РФ к ее ведению.
Внутренняя структура и организация деятельности палат Федерального Собрания определяется их Регламентами.
Комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Р.Ф.
Порядок деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, Регламентом Думы.
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Думы открывает старейший по возрасту депутат.
С началом работы Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
Государственная Дума и Совет Федерации заседают раздельно. На заседании Думы вправе присутствовать член Совета Федерации. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента РФ, послания Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Заседания Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных Регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
Деятельность Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения ?ов.
Депутаты работают на постоянной профессиональной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Заседание Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.
Во время сессии Думы проводятся прежде всего заседания палаты.
Каждая последняя неделя месяца предназначена для работы депутатов с избирателями.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока своих полномочий только в случаях, предусмотренных Конституцией России.
В случае трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства Российской
Федерации Президент вправе сам назначить Председателя Правитель
ства, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы
(ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).
Если Государственная Дума дважды в течение трех месяцев вы
разит недоверие Правительству РФ, Президент РФ вправе либо отправить в отставку Правительство, либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117).
Если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой ? о доверии, а она ему в таком доверии отказывает,
то Президент РФ в течение семи дней может либо
объявить об отставке Правительства, либо о роспуске Государственной
Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117).
При этом по второму и третьему основаниям Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания. Во всех случаях Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ, в период действия на всей территории страны военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Не имеет права распускать Государственную Думу исполняющий обязанности Президента РФ.
Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ
Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов «продукцией» правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры.
Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
законодательная инициатива — закрепленное в Конституции
РФ право определенных субъектов внести предложение об издании
закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.
Право законодательной инициативы порождает у законодательного
органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но
принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Правозаконодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по ?ам их ведения;
обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя
субъекта, внесшего законопроект. Она необходима для того, чтобы до
вести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;
3) принятие закона, что возможно с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:
а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы
принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало
не менее 2/з от общего числа депутатов Государственной Думы);
б) одобрение закона Советом Федерации (в соот с ч. 4
ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным
Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от
общего числа членов этой палаты либо в течение 14 дней он не был рас
смотрен Советом Федерации»; в соот с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым,
если он одобрен большинством не менее 3Д голосов от общего числа
членов Совета Федерации);
в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2
ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает
одобренный закон и обнародует его). На данной стадии Президент может воспользоваться своим правом вето и отклонить федеральный за
кон, однако это право не распространяется на федеральный конституционный закон. Федеральное Собрание может либо согласиться с этим, либо преодолеть его вето (путем повторного рассмотрения и
одобрения большинством не менее 2/з от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов Государственной Думы);
4) опубликование закона (как правило, законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).
Одна из актуальных государственных задач — повышение качества законотворчества как на федеральном, так и на региональном уровнях. Позитивной является наметившаяся с конца 90-х гг. тенденция неуклонного повышения роли Президента и Правительства РФ как инициаторов и активных участников этого важного направления государственной деятельности.
Акты Федерального Собрания РФ
Необходимо различать федеральные и иные законы, издаваемые российским парламентом, и акты его палат. Общая (единая) компетенция палат Федерального Собрания отсутствует.
Важнейшая роль отводится федеральным конституционным законам, перечень которых установлен конституционными нормами (ч. 2 ст. 65, ч. 1 и 2 ст. 56 и ст. 88, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 70, п. «в» ст. 84, ч. 3 ст. 87, п. «д»ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. Зет. 118, ч. Зет. 128, ч. 2 ст. 135). Они посвящены: а) конкретным государственно-правовым институтам; б) особым правовым режимам; в) федеративным отношениям и их субъектам; г) официальной государственной символике. Всего прямо обозначено четырнадцать подобных законов, но в связи с возможностью расширительной трактовки ч. 3 ст. 128 их число будет возрастать.
Федеральные конституционные законы отличаются содержанием, высшей юридической силой и особым порядком введения в действие. К федеральным конституционным законам примыкают законы РФ о поправках к Конституции России (речь идет о поправках к гл. 3—8).
Среди актов парламента немалую роль играют федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законотворчества по различным отраслям права. В группе текущих законов необходимо выделять акты в виде кодексов, отличающиеся повышенной систематизированностью правовых предписаний, и основ законодательства (о культуре, охране здоровья, нотариате и др.). Последние принимаются парламентом по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов.
Палаты выносят постановления по предметам своего ведения и по ?ам внутренней организации. Они принимаются большинством голосов от общего .числа депутатов (членов) палаты, если иной порядок не предусмотрен конституционными нормами.
Государственная Дума принимает постановления по ?ам об одобрении проекта конституционного закона, о поправках к Конституции, проекта федерального конституционного закона, о принятии федерального закона; о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; о недоверии Правительству РФ об объявлении амнистии и др.
Порядок принятия постановлений определен конституционными (ч. 3 ст. 102 и ч. 3 ст. 107) и регламентными нормами.
Официальные заявления и обращения, которые не являются нормативными правовыми актами, принимаются в том же порядке, что и постановления палат.
Самостоятельное значение имеют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, содержащие нормы материального и процессуального права и утвержденные постановлениями палат.
На основе Регламента парламент осуществляет принадлежащие ему полномочия. Издание Регламента — исключительная прерогатива представительного органа, свидетельство его самостоятельности важной государственной и политической роли. Парламент сам определяет наиболее целесообразный порядок работы, включая такую ответственную область, как законодательствование.
95. Правительство РФ: порядок формирования, полномочия, акты.Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы в следующие сроки:
не позднее двух недель после вступления в должность вновь
избранного Президента РФ;
не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства РФ;
в течение недели со дня отклонения представленной Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думы кандидатуры Председателя Правительства РФ.
Государственная Дума имеет право дважды без всяких для себя последствий отклонить кандидатуру Председателя Правительства РФ, предложенную Президентом РФ. Если же Дума в третий раз отклонит представленную кандидатуру, то Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Вновь назначенный Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ свои предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров. Для решения оперативных ?ов российское Правительство может образовывать Президиум. Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости.
Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Наиболее важными полномочиями Правительства РФ являются:
реализация внутренней и внешней политики Российской Феде
рации;
решение текущих социально-экономических ?ов;
обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ,
направление и контроль за деятельностью этих органов; формирование федеральных целевых программ и обеспечение
их реализации;
реализация права законодательной инициативы.
Контроль за деятельностью Правительства РФ существенно ограничен. Правительство обязано отчитываться перед законодателями только за исполнение бюджета. Кроме того, в исключительных случаях Государственная Дума может рассмотреть ? о доверии Правительству. Депутаты имеют право обратиться с запросом к любому члену Правительства и самому Правительству, на который им обязаны дать ответ.
Правительство РФ в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим ?ам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Все акты Правительства обязательны к исполнению в РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
Судебная власть в РФ
Конституция РФ установила понятие судебной власти — необходимой и авторитетной ветви государственной власти в демократическом и правовом государстве.
Ее задачи — осуществление правосудия, обеспечение верховенства Конституции России и законов, а также в определенной мере — уравновешивание законодательной и исполнительной власти. Она призвана стабилизировать существующие общественные отношения.
Судебная власть характеризуется:
а) независимостью и самостоятельностью;
б) особым правовым статусом ее носителей — судей;
в) участием в осуществлении правосудия народных, присяжных и
арбитражных заседателей;
г) наличием властных полномочий.
Согласно конституционным нормам (ст. 118):
1. Правосудие в РФ осуществляется только
судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционно
го, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Федерации устанавливается Конституцией
России и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Выделяют принципы функционирования судебной власти:
а) равенство граждан перед законом и судом;
б) гласность судебного разбирательства;
в) состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве;
г) обеспечение презумпции невиновности и положения о том, что.
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
д) запрет использования доказательств, полученных с нарушением
федерального закона.
На федеральном уровне судебная власть принадлежит Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ. На современном этапе проводится практическая работа по введению института мировых судей. На начало 2002 г. они имелись не во всех российских субъектах. Они не входят в федеральную судебную систему и относятся к судам субъектов Федерации. Осуществляемая с начала 90-х гг. судебная реформа выразилась в создании конституционных и арбитражных судов, суда присяжных, однако она далека от завершения. Одно из важных демократических завоеваний — возможность судебного обжалования арестов, заключения под стражу и содержания под стражей (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ).