Административно-территориальное устройство субъектов.

Территория субъекта – это пространственные пределы распространения власти органов публичной власти различного уровня.

Состав территории субъекта нельзя отождествлять с составом территории России. В состав территории субъекта входят внутренние не морские водные объекты.

Изменение границ субъекта возможно по взаимному согласию граничащих между собою субъектов, которое оформляется в виде соглашения, направляется в совет Федерации, утверждающий изменение границ.

Вопросы административно-территориального устройства субъекты решают самостоятельно. Административно-территориальное устройство – это разделение территории субъекта на определённые части (административно территориальные единицы), в соответствии с которыми строится система органов власти субъекта и органов местного самоуправления.

Закон об административном территориальном устройстве Свердловской области от 22.04.1997.

Административно-территориальное устройство распадается на 2 компонента:

1) административно территориальное деление, что представляет собой статику т.е. предусматривает деление территории субъекта на АТЕ, населенные пункты, для упорядоченного реализации интересов граждан;

2) административно территориальный процесс представляет собой динамику, т.е. процессы, связанные с образованием, преобразованием, упразднением территориальных единиц, установлением и изменением границ территориальных единиц, становлением видового статуса территориальных единиц за исключением статуса ЗАТО, а также наименованием и переименованием территориальных единиц в соответствии с ФЗ «О наименовании географических объектов».

АТЕ – это внутренняя часть территории субъекта в установленных границах, имеющая своё наименование, постоянный центр, непрерывностью территорий, компактность, экономическая целостность и издание условий для участия граждан в решении государственных и местных задач.

У субъектов нет единого подхода в определении видов АТЕ. Бывают город, район, национальный район, национальный сельсовет, город регионального значения, город районного значения, особый статус имеют бывшие субъекты, утратившие свой статус в результате объединения.

В Свердловской области:

● район (включает в свой состав сельсоветы и городские поселения);

● внутригородской район (часть территории города),

● сельсовет (включает в свой состав один или несколько сельских населённых пунктов).

Краткий вывод: без населенных пунктов не может быть административно-территориальной единицы.

Населенный пункт – это сельские или городские места постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха, сосредоточивающее административные и хозяйственные постройки.

По закону Свердловской области населенные пункты бывают:

● Городские: города (свыше 12 тыс. человек);

● Посёлок городского типа (от 3 – 12 тыс. человек);

● Посёлок (менее 3 тыс. человек).

В городах с численностью выше 100 тыс. могут создаваться внутригородские районы. Для городского населенного пункта характерна сложившаяся социальная и производственная инфраструктура. Сельский населённый пункт – все, что не относится к категории городских (села, аулы, кишлаки, деревни).

7. Закрытые административно-территориальные образования.

Закон об административно территориальном образовании - принят в 92 году. Определяет статус данной территории.

ЗАТО - территория в пределах которой расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению, утилизации оружия массового поражения, а также переработки радиоактивных материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны.

Является разновидностью административно территориальной единицы, при этом, границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов РФ и населенных пунктов, входящих в их состав.

И населенных пунктов, входящих в их состав потому что границы данного АТО устанавливаются с условиями особого режима функционирования.

Населенные пункты, расположенные в ЗАТО могут быть переданы в ведение органов местного самоуправления. В целом ЗАТО находятся в ведении федеральных органов государственной власти в вопросах:

1. Установления границ и состава земель, отводимых предприятиям или объектам;

2. Определение полномочий органов государственной власти субъектов РФ;

3. Медико-санитарное обеспечение населения;

4. Выдача разрешений на строительство;

5. Обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов на территории ЗАТО, которые включают в себя установление контролируемых и запретных зон, ограничение на въезд и постоянное проживание граждан на территории ЗАТО, ограничение на полеты летательных аппаратов над его территорией, ограничение на право ведения хозяйственной деятельности, предпринимательской, ограничение на создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, организации с иностранными инвестициями, неправительственные организации и так далее.

Все эти решения принимаются Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти. Решение о создании, преобразовании, реорганизации ЗАТО принимается президентом по предложению правительства, которое согласовано с органами власти субъектов.

Наши рекомендации