Характеристика субъектов. Правовой статус и особенности отдельных видов.
Статус субъекта– это его правовое положение, определяемое государственно-правовым состоянием субъекта, компетенцией и отношениями с федеральными органами власти. В соответствии с конституцией (ч.1,2 ст.66) статус субъекта регламентируется федеральной конституцией и учредительными актами субъекта, а также постановлением КС РФ по вопросам определения статуса субъектов.
Признаки определяющие правовой статус субъекта:
1. Невозможность изменения статуса субъекта без их согласия (Постановление КС РФ от 07.06.2000 в котором конституционный суд признал, что статус субъекта может быть изменён по взаимному согласию субъекта и России в соответствии с федеральным конституционным законом, но при этом данное соглашение не может быть по юридической силе выше конституции и именно конституция определяет статус субъекта);
2. Наличие учредительной власти – это самостоятельное принятие конституции, либо устава, определяющих статус субъекта (ч.2 ст.66). Постановление КС РФ от 01.02.1996 в котором КС определил место устава субъектов – высшее в иерархии НПА принимаемых субъектом, что не означает его верховенство по отношению к конституции РФ и федеральным законам.
3. Устанавливает и изменяет собственное наименование, которое подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Постановление КС РФ от 28.11.1995 по делу о толковании ч.2 ст.137 Конституции РФ. КС пришёл к выводу, что новое наименование субъектов включается в ст.65 указом президента по решению субъекта. Начиная с 1996 республики претерпевали изменения в названии. Исключение из данного полномочия составляют находящиеся в ведении России вопросы установления, регистрации, учета и сохранения наименования административно-территориальных единиц населенных пунктов в качестве географических объектов (ФЗ о наименовании географических объектов).
4. Атрибутивные элементы статуса: наличие герба, гимна, флагов, столицы для республик (административный центр для иных субъектов), а также республики вправе устанавливать государственные языки (ст.68). Однако, эти языки строятся эти языки строятся на графической основе кириллицы. Постановление КС РФ от 07.06.2000 в котором КС РФ пришёл к выводу, что флаг, герб и гимн, наряду с наименование республики призваны самоидентифицировать её внутри России и по своему значению не могут служить иным целям. Постановление КС РФ 27.04.1998 в котором КС РФ подтвердил право республик устанавливать свои государственные языки, но их использование должно осуществляться наравне с государственным языком России, что обусловлено государственной целостностью России, единством системы органов власти, интересам Федерации, в том числе, сохранения многоязычия. Постановление КС РФ от 16.11.2004 рассматривался аналогичный вопрос по ряду актов республики Татарстан, в котором КС РФ на основе конституции признал право устанавливать свои государственные языки и использовать их наряду с языком России, гарантируя право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, отметив, что статус языков республик не может быть предметом исключительного ведения субъектов, так как затрагивает правовой статус человека. Использование языка республики не должно осуществлять в ущерб федерального учебного плана общеобразовательных учреждений.
5. Субъекты обладают собственной территорией, которая может быть изменена только с его согласия. Территория субъекта не включает в себя территориальное море, воздушное пространство, внутренние воды. Границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия. Изменение границ подлежит утверждению советом федерации.
6. Субъекты самостоятельно устанавливают административно-территориальное и муниципальной-территориальное устройство. Исключение составляет находящиеся в ведении России вопрос образования, преобразования, упразднения закрытых административно-территориальных образований.
7. Субъекты обладают ограниченной международной правосубъектностью. Её объём определён конституцией, а также федеральным законом от 4 января 1999 о координации внешнеэкономической деятельности субъектов.
8. Собственная система органов государственной власти (ч.1 ст.77 конституции РФ). Самостоятельность субъектов в этом вопросе ограничивается:
a. Основами конституционного строя;
b. В соответствии с ФЗ N184 от 06.10.1999.
Постановление конституционного суда от 18.01.1996 («алтайское» дело). В этом постановлении конституционный суд подтвердил право субъектов устанавливать свою систему органов власти путём принятия нормативных актов, которые должны соответствовать основам конституционного строя и федеральному закону N184. Постановление от 01.02.1996, в котором конституционный суд уточнил, что соблюдая принцип разделения власти недопустимо устанавливать правила, ставящие исполнительную власть в подчинение представительной. Не должен нарушаться баланс в законодательном процессе, нельзя исключать подписание законов главой субъекта, оставляя за законодательным органом право принятия и промульгации закона.
9. Субъекты обладают экономической самостоятельностью;
10. Обладают собственной компетенцией, обладают собственным законодательством;
11. Не обладают правом сецессии;
12. Равноправие. Равноправие означает, что
● Все субъекты в составе РФ обладают конституционно-правовым статусом.
● Все субъекты в равной мере пользуются гарантиями, предоставляемыми им из центра. Постановление КС РФ от 15.07.1996 по делу о дорожных фондах, в котором КС РФ подтвердил равноправие субъектов в составе России которое выражается в единообразии конституционного подхода по распределению полномочий между Федерацией и субъектами и диктует установление единых правил взаимоотношения федеральных органов с органами власти субъектов. Поэтому со стороны центра недопустимо произвольное сужение правовых возможностей субъекта. Не включив Москву и Санкт-Петербург в перечень субъектов России, имеющих территориальные дорожные фонды, центр нарушил законодательство.
● Участие субъектов в решении общегосударственных вопросов. Формирование государственной думы и совета федерации, вхождение глав субъектов в состав Государственного совета, учреждение субъектами постоянных представительств при правительстве РФ, участие субъектов в федеральном Законодательном процессе (ст.104,134,136 Конституция РФ), прокуроры субъектов назначаются после согласования с органами власти субъекта.